Кубанские Новости
Общество

Джуна Давиташвили: правда и вымысел

«КН» вместе с читателями посмотрели сериал об известной целительнице, побывали на ее родине и выяснили, кем она была

«КН» вместе с читателями посмотрели сериал об известной целительнице, побывали на ее родине и выяснили, кем она была на самом деле.

– Вы смотрите «Джуну»? Такое ощущение, что режиссеры не имеют ни малейшего представления о Кубани. Сначала в сериале «Станица» нам Кущевку показали абсолютно недостоверно, а теперь вот и наш район прославился, но на себя не похож, – позвонила нам возмущенная Ольга Любченко из Курганинского района.

На прошлой неделе на экраны вышел фильм о самой загадочной женщине современности, нашей землячке Евгении Давиташвили. До сих пор не утихают споры о том, что в сериале истина, а что мистификация. Мы решили выяснить это и отправились на родину Джуны.

Маленькое село Урмия Курганинского района притаилось у речки Синюхи. В российской столице ассирийцев самый обычный кубанский пейзаж: рыбаки с удочками сидят у берега, гуси и куры гуляют за двором, повсюду много зелени и пахнет спелым виноградом. Широкие чистые улицы с добротными домиками ведут в центр, к сельскому клубу. На стендах ветераны, передовики, лучшая сельская молодежь и важные гости, посещавшие Урмию. Джуны среди них нет.

Худрук Роза Швец провожает нас в здание клуба: на стенах древние ассирийские звезды, знаки и колесницы. Ассирийцы, более сотни лет назад бежавшие на Кубань из Ирана от преследований христианской веры, ассимилировались с местным населением. Среди них был и отец Джуны Юваш Саркисов. Раз в год на прервое мая на праздник «хубба» в Урмию съезжаются со всей России потомки древних вавилонян, чтобы плясать и присматривать невест. Маленькая Женя Саркисова сто раз пробиралась сюда с подружками через окно, чтобы помечтать, как станет артисткой. Поэтому после школы и поступила в кинотехникум.

В последние несколько месяцев Урмия стала Меккой для журналистов всех мастей и волостей.

– Кто к нам только не приезжал! – вспоминает Роза Петровна. – Мы всех привечаем, рассказываем, а они потом пишут и показывают всякую ерунду. Вот сериал сняли – одно вранье, ни капли достоверности. И Джуна была не такой, и в жизни все было не так.

Все в Урмии судачат наперебой: не кубанское село показали в фильме про Джуну. Вместо саманных хат дощатые дома, вместо буйной нашей зелени лысая земля, и колодцев-журавлей тут никогда не было… Съемки явно проходили где-то в Центральной России, к тому же создатели фильма ни разу не приехали, не взглянули, как на самом деле жила героиня, каким воздухом дышала.

Напротив клуба стоит та самая школа, где училась Женя-Джуна. Но теперь в ее классе устроили спортзал, а школьники занимаются в новом здании. В фильме есть эпизод о предвидении Джуной обрушения потолка.

– Такое и правда было, – вспомнила одноклассница целительницы Нина Мурадова. – Был дождь, отвалился кусок глины от потолка. Предсказывала ли это Женька (Джуной мы ее никогда не называли, это после того, как она приехала из Грузии, пошло), не помню, да и вообще об особенных каких-то ее способностях тогда мы не слышали. А вот что она и учиться хорошо успевала, и заводилой всех наших ребят была, это точно. Озорница и драчунья была, вечно такая лохматая и нечесаная, что мы ее ведьмой дразнили («шидда» по-ассирийски). Помню, притащит хлеба, накормит всех: времена были голодные, а отец ее работал кладовщиком в колхозе. Вообще, ее родители добрые были люди, всем помогали.

Нина Зиро (в девичестве Мурадова) – ровесница Джуны, родилась в 1935 году. Вот и еще один миф – о возрасте целительницы – тает: не 65 ей было, а 80. Но земляки тут снисходительны: она же знаменитость, к тому же всегда молодо выглядела, и ничего, если в паспорте лет себе убавила. А вот к версии о том, что Женя-Джуна – дочь кубанской казачки, которая поддерживается в фильме, относятся резко негативно, называя полной ерундой. Все знали семью Саркисовых: две сестры и четверо братьев были родными, мать Татьяна была добрейшей женщиной, заботливой и работящей.

– Я не могу объяснить, зачем Джуна придумала какую-то «маму Наташу», – недоумевает любимый племянник целительницы Юваш Саркисов, названный в честь дедушки. – Хотя один из последних с тетей разговоров дает ключ к пониманию – она сказала, что нам, обычным людям, никогда не понять натур творческих. Вообще, Джуна была яркой, неординарной. Когда умер ее сын Вахо, положила ему в гроб мобильник и много лет его оплачивала, звонила сыну.

С той трагедии Джуна сильно изменилась, вспоминают родственники: замкнулась в себе, часто винила братьев в том, что скрыли от нее случившееся (сын целительницы Вахтанг попал в аварию, когда она спала, и ее будить не стали). В Урмию она больше не возвращалась. Но здесь хорошо помнят, как она однажды приехала с мужем Владимиром Давиташвили и маленьким мальчиком, который гостил потом здесь каждое лето. О том, что Вахо был приемным для Джуны и о том, что в молодости у нее был другой муж, ассириец, от которого она родила девочку, которая умерла, родные целительницы говорят с неохотой.

На тихом погосте за сельской церквушкой покоятся все братья Евгении Давиташвили и ее родители Татьяна и Юваш Саркисовы. Рядом могила брата Андрюши – того самого, которого Женя и в фильме, и наяву спасла из колодца. Наверное, в этот момент и появилась Джуна, которую впоследствии узнал весь мир, – необыкновенная, отчаянная и жертвующая собой ради людей.

Сейчас вместо старенькой мазаной хатки, в которой жила семья Джуны, стоит кирпичный дом и летняя кухня, а на месте дощатого колодца растет розовый куст. Нас встречает улыбчивая женщина с добрым лицом – золовка целительницы Валентина, жена младшего брата Алексея.

– Когда узнала, что снова приедут журналисты, сказала – не стану общаться, а потом как что-то потянуло, – признается Валентина Саркисова. – А сериал о Джуне я не смотрю, потому что ни актриса, ни он сам мне сразу не понравились. Джуна была уверенной, стройной, и голос у нее был другой, и придуманного много. То, что лечила и важных особ, и простых людей, а денег не брала, – это правда. Она могла унять боль, улучшить состояние, но от врачебной помощи советовала не отказываться. Как-то собралась в Урмии целая делегация врачей, а Джуна руками диагностировала у каждого болячки. Все в точку!

Валентина показывает фотографии сеансов бесконтактного массажа, которому Джуна учила ее сына, а своего племянника Юваша. Но он предпочел сельский труд и не стал развивать способности. Так что второй Джуны в семье Саркисовых пока нет. На столе, накрытом гостеприимными хозяевами прямо во дворе под виноградной беседкой, любимые блюда Джуны – ассирийские долма и «бущяле» – кисломолочная похлебка с зеленью. В цветнике бродит квочка с цыплятами, воздух звенит пчелами.

…И думается, что эта земля пропитана неведомой силой. На соседней улице живет двоюродная тетя Джуны, у которой сама великая целительница собиралась поучиться дару врачевать детские болезни, грыжи и другие недуги. Нине Каприеловой исполнилось 90, но за чудом к ней и сейчас приезжают из разных уголков нашей большой страны.

– Тетя Нина уже не лечит, она сама как ребенок, требует постоянной заботы, – рассказывает племянница Елена, которая много лет ухаживает за ней. – Это была великая труженица, добрейшей души человек. Сейчас она очень слаба, даже говорить ей трудно. Когда не спит, включаю ей фильм про Джуну. Чтобы не расстраивать тетю, не говорю ей, что Джуны больше нет.

В это до сих пор не верится: неужели целительница, помогавшая сотням людей, не могла уберечь сына и вылечить себя? За помощью к Евгении Давиташвили обращались первые лица государства, звезды шоу-бизнеса доверяли ей свои проблемы. Брежнев, Ельцин, Папа Римский Иоанн Павел II, Роберт де Ниро, Марчелло Мастрояни и Алла Пугачева, Тарковский и Феллини… Джуна была хранительницей тайн многих знаменитостей. Но главной загадкой все же навсегда останется она сама. Ее безумная популярность странно сочеталась с образом затворницы, которой целительница стала с момента гибели своего сына Вахо. И вот уж в чем нет сомнений, так это в том, что была Джуна настоящей женщиной, матерью – скорбящей и верной вечной любви и памяти сына.

Джуна благословила фильм о себе?

Исполнительница роли легендарной и таинственной Евгении Давиташвили (Джуны) актриса Лаура Кеосаян рассказала «КН» о съемках в биографической драме.

Фильм о самой загадочной женщине современности Евгении Давиташвили рождался, когда сама целительница уже стояла на грани миров. Создатели сериала «Провидица» (оригинальное название, позже измененное в «Джуна». – Прим. авт.) не раз встречались с прототипом героини теледрамы: по их словам, Джуна отнеслась к идее съемок положительно и даже помогла яркими рассказами восстановить прошлое. Незадолго до выхода картины на большие экраны целительницы не стало. Но для миллионов зрителей она воскресла в образе себя же, который воплотила молодая актриса Лаура Кеосаян, внучка режиссера Эдмонда Кеосаяна, автора культовой кинотрилогии «Неуловимые мстители». «Кубанским новостям» исполнительница главной роли рассказала, как она вживалась в образ своей героини:

– Это было очень сложно, как и любая серьезная работа, – говорит Лаура Кеосаян. – Я изначально отнеслась очень ответственно к своей роли, тем более что тогда Джуна еще была жива, и мне важно было не исказить ее личность.

Сначала режиссер Вадим Островский планировал, что юную и зрелую Джуну будут играть две разные актрисы. Но на пробах Лаура всех поразила, поймав неуловимую пластику известной целительницы и манеру говорить. Актриса призналась, что всегда верила в мистику, знаки, и таким знаком стал для нее попавший ей в руки сценарий нового фильма. Чтобы вжиться в роль, она пересматривала видеозаписи и интервью с Джуной и даже встречалась с ней лично.

– Во время одной нашей встречи я обещала Джуне, что все сделаю достойно, – вспоминает Лаура Кеосаян. – Она ничего не говорила, только очень внимательно смотрела. Помню, почувствовала тогда невероятное тепло от нее и безопасность, что ли. Потом она сказала: «Ну, посмотрим» – и улыбнулась.

Джуна почти никогда не улыбалась, и те, кто работал над фильмом, расценили это как благословение. По замыслу режиссера, картина, снятая на основе реальных событий, должна помочь зрителю найти ответы на вечные вопросы о жизни и смерти, о судьбе и смысле всего происходящего с человеком.

В смерти Евгении Давиташвили нет ничего мистического: она скончалась после сложной операции на сонной артерии. А вот жизнь нашей великой современницы – сплошная вязь из противоречивых легенд. Ассирийская царица или дочь простой кубанской казачки? Экстрасенс не от мира сего или ученый, открытия которого, быть может, спасут людей в будущем? Сколько на самом деле у нее детей и родственников и кому достанется наследство, которое оценивается в 200 миллионов?

Альбина ТОКАРЕВА.

tokareva@kubnews.ru

Совпадения и мистика

– И маленькую Джуну, и юную Лауру Кеосаян сверстники называли ведьмой. Джуну – за уже тогда проявлявшиеся способности, Лауру – за черную копну кудряшек на голове.

– После съемок в фильме «Провидица» исполнительница главной роли попала в больницу. Почти месяц косметологам пришлось в буквальном смысле спасать Лауре Кеосаян лицо, испорченное специальным «состаривающим» клеем.

– С мистики начался и визит «КН» на родину Джуны в Курганинский район. Накануне вечером, еще до утренней планерки и утверждения медиаплана поездки, журналист, которому предстояло ехать по этому заданию, получил пропущенный звонок на мобильный. Оказалось, ошиблись номером – малыш набрал случайно на мамином телефоне. Малыш из Курганинского района.

Мифы и реальность

– Официально Евгения Давиташвили ушла из жизни в возрасте 65 лет. На самом деле ей исполнилось почти 80.

– Всем известен факт об усыновлении Джуной мальчика Вахо, который погиб в молодости в результате автокатастрофы. Оказывается, у нее еще была родная дочь, умершая в младенчестве.

– Талант Джуны выходил за рамки целительства: она писала картины и стихи. Недавно появились сведения о том, что часть исцеляющих картин Джуны на самом деле принадлежит перу различных наемных художников.

– Анекдотичный случай с третьим замужеством Джуны – абсолютная правда. Заспорив с братом, она расписалась с… известным теперь продюсером Игорем Матвиенко. Правда, через день развелась.

Предсказания

Джуна предрекала распад Советского Союза, катастрофу в Чернобыле и гибель «Курска». Если она злилась, в помещениях выключался свет и ломалась техника. Согласно последнему пророчеству провидицы, сделанному перед смертью, Россию ждет этой осенью экономический прорыв. Джуна советовала больше трудиться и верить в то, что наша страна находится под высшим покровительством.


Справка «КН»

Настоящее имя Джуны — Евгения Ювашевна Давиташвили. Она родилась по паспорту в семье иранского эмигранта в 1949 году в селе Урмия Краснодарского края. Училась в Ростовском кинотехникуме и народном медуниверситете в Тбилиси. Работая барменом в тбилисском ресторане, познакомилась с будущим мужем Владимиром Давиташвили, переехала в Москву, где раскрылся ее дар целительства. Джуна заслужила много регалий и наград, среди которых орден Дружбы народов, Золотая звезда «Женщины мира», звание «Человек тысячелетия», она также кавалер высшей награды ЮНЕСКО – ордена Швайцера. Организовала Международную академию альтернативных наук. Совместно с учеными разработала оборудование для лечения людей биотоками.