Кубанские Новости
Общество

В чьем кармане парковки?

В Краснодаре платных стоянок становится все больше, «КН» постарались узнать, на чей счет поступают наши деньги.

Как бы мы ни фыркали на платные парковки, должны признать – Краснодару они нужны. В современном мире, когда количество машин растет в геометрической прогрессии, без подобных рычагов управления не обойтись. Именно они позволяют хоть как-то сдержать поток автомобилей, движущихся в центр города. Наглядный пример тому – Театральная площадь новой столицы. Когда поставить машину там мог кто угодно, на дорогах круглосуточно царил настоящий коллапс. С появлением платы за стоянку оборачиваемость транспорта увеличилась в пять – семь раз, а любители постоять «на халяву» больше не бросают «железного коня» где попало и не блокируют, таким образом, выезд другим участникам движения.

Первые муниципальные платные парковки в Краснодаре заработали в мае 2014 года – на углу улиц Рашпилевской и Новокузнечной и прибордюрная парковка на участке улицы им. Буденного от ул. Красноармейской до ул. Красной. Далее современное ноу-хау помогло привести в достойный вид Привокзальную площадь Краснодара-1. Сегодня в городе действует уже 140 платных стоянок на 5 тысяч машиномест.

Многие горожане подобные меры восприняли на позитиве, ведь вырученные деньги за парковку пойдут не куда-нибудь, а на развитие городского транспорта и дорог. При тарифе 300 рублей в сутки и при условии стопроцентной заполняемости муниципалитет смог бы заработать более 540 млн. рублей в год!

Но, как выяснилось, зря делили «шкуру не убитого медведя». Первые семь лет 90 процентов дохода с платного паркинга утекут в руки частного инвестора, лишь 10 процентов – в городской бюджет. Таковы условия инвестиционного соглашения.

– Вся организация и эксплуатация платных парковок происходит за счет инвестора. Денежные средства на эти цели из городского бюджета не выделяются, – пояснил мэр города Владимир Евланов. – Чтобы построить и полностью оборудовать пять тысяч паркомест, инвестору понадобилось 220 млн. рублей, прибыли получено лишь 90 млн. Городской бюджет, как и положено, за весь период реализации инвестиционного соглашения получил от этой выручки 9 млн. рублей.

Согласно бизнес-плану для достижения конечной цифры платных парковок, которые сможет установить инвестор, понадобится порядка 7 лет. Но ведь за это время инвестор может не только отработать все оборудование, оснащение, а также обслуживание, но и уйти в довольно хороший плюс. При нехитрых подсчетах это, как говорил Аркадий Райкин, бешеные деньги! Более 3,5 млрд. рублей! А если парковок станет больше, то сумма, соответственно, еще вырастет.

При этом новых парковочных мест инвестор не создает – все карманы, стоянки, которые стали в одночасье платными, строились в свое время за городской бюджет. И обошлись в крупную сумму. Мы посчитали навскидку и получилось, что город отдал в аренду собственные земельные участки на 7 лет за каких-то 350 млн. рублей! Плюс дальнейшее право пользования данным оборудованием, которое через 7 лет не известно еще каким будет.

– Проблема заторов требовала немедленного решения, но у города не было средств для создания системы платных парковок. Поэтому привлекли инвестора, который вложился в организацию парковок, их техническое оснащение разметкой и паркоматами, в закупку контролирующих автомобилей, в программно-аппаратные комплексы, в зарплату водителей-контролеров, – все это на сегодняшний день оценивается в сотни миллионов рублей! – поясняет заместитель директора департамента транспорта, организации дорожного движения и охраны окружающей среды Краснодара Владимир Архипов. – Договор действует в течение 7 лет, осталось 6. По его истечении все это хозяйство, вплоть до машин, перейдет на баланс города, и вот тогда 100 процентов выручки будет поступать полностью в дорожный фонд.

– Но ведь за это время инвестор озолотится? – спрашиваем мы.

– Все находится под контролем, каждый месяц расчеты подводят Контрольно-счетная палата и другие экономические инстанции. Если мы увидим, что инвестор уйдет в положительный баланс наше инвестиционное соглашение будет расторгнуто. Тогда город получит в свое пользование парковочное пространство за более короткий срок.

Однако когда мы задали вопрос, какую чистую прибыль получит данный инвестор, Владимир Архипов затруднился ответить. Ответ на этот вопрос мы обязательно постараемся найти.

ЦИФРА

Со всеми стоянками города, а также их оплатой, можно ознакомиться на сайте www.parkingkrd.ru.Телефон для справок: 8(861)204-02-04.

Фото Юрия Ходзицкого.