Кубанские Новости
Общество

Меж морей - как посуху

Корреспондент «КН» побывал на строительстве моста через Керченский пролив и пешком почти дошел до Крыма

Попасть на стройку века оказалось очень непросто. Согласования. Переговоры. Крымский мост – объект политический. Однако все переживания забылись, стоило оказаться там, где всего через два с половиной года помчатся автомобили, а в декабре 2019-го еще и пойдут поезда. Здесь будет транспортный переход, который зримо разделит Черное и Азовское моря, но свяжет два берега России.

Масштаб! Первое, что приходит на ум и сопровождает, потом на протяжении всего времени, пока находишься на строительной площадке. Хотя слово «площадка» как раз не из этой оперы. Мелковатое. Здесь все внушительное и монументальное, поражающее размахом и силой.

Автобус останавливается на проходной, больше похожей на контрольно-пропускной пункт воинской части. Пока один охранник проверяет наши документы и сверяется со списком людей, которым можно находиться на режимном объекте, другой – через специальное зеркало осматривает днище автомобиля, мало ли что. На все это вальяжно взирает рыжий кот – фигура для строителей моста знаковая. Это тот самый кот Мостик, которому доверено право первым прошествовать по транспортному переходу в декабре 2018-го. Усатый мостостроевец – активный пользователь социальных сетей, где постит свои фотографии и рассказывает о жизни на стройке. Понятно, что за кота пишут в интернете «специально обученные люди», но, глядя на этого рыжего, вальяжного и полного собственного достоинства красавца, закрадывается мысль: «Может, он сам умеет «ходить» по интернету? Чем кот не шутит?»

Практически сразу за проходной оказываюсь в эпицентре стройки. Огромный каток трамбует площадку вдоль дороги. Чуть дальше гулко вколачивает сваю машина, название которой за грохотом я так и не расслышал от нашего гида. Огромные трубы диаметром в полтора метра штабелями лежат вдоль дороги. Мимо пылят самсовалы с бутовым камнем. Тягач натужно волочет замысловатую железную конструкцию. Там сварщик, спрятавшись за маской, ведет ослепительную дугу. Тут же геодезисты колдуют у нивелира. Полное ощущение муравейника.

А по другую, морскую сторону косы Тузла плывут… дельфины. Над водой реют чайки и хлопотливо машут крыльями утки. Микст абсолютного урбанизма и спокойной природы ирреален до предела, но оттого еще более захватывающий.

– Вот вам ответ на то, как влияет строительство на природу, – указывает рукой на мелькающие между волн черные спины дельфинов заместитель генерального директора ООО «Инженерный центр мостов и тоннелей» Глеб Ватлецов. – Этот проект уникален во всем. С точки зрения экологии – тоже. Изначально транспортный переход планировали построить по косе Тузла, затем засыпать пролив до одноименного острова и строить дальше. Так вышло бы намного дешевле. Но экологи посчитали, что это нанесет вред природе – изменится естественный водоток. Следовательно, экосистема разрушится. Чтобы этого не произошло, решили строить мост между косой и островом. Сейчас уже возведен технологический переход, по которому доставляются грузы. Как только железнодорожный и автомобильный мосты будут завершены, переход демонтируют, и этот уголок природы останется практически таким, как и прежде.

Во время предпроектных изысканий здесь обнаружили 11 краснокнижных видов флоры и фауны. В итоге с пути строительства было перенесено на территорию Запорожского заказника более 3 тысяч растений. Когда же мост будет построен, его отделят от внешнего мира шумоизоляционными щитами. Непрозрачными, чтобы о них не бились птицы.

– Мы постоянно изучаем ситуацию и мнения экологов, работаем в постоянном контакте с ними, – уверят Глеб Ватлецов.

Немного о технологии. Сейчас построены или находятся в стадии завершения 3 технологических моста. Один между косой и островом Тузла, другой – с оконечности острова до судоходного фарватера и третий – с крымской стороны до места прохода судов. Таким образом получается сухопутный переход через Керченский пролив с разрывом в 227 метров, где впоследствии будет арка высотой в 35 метров для беспрепятственного пропуска кораблей.

– Такая технология была выбрана как самая оптимальная ввиду сжатости сроков, – объясняет и. о. начальника ФКУ Упрдор «Тамань» Роман Новиков. – Дело в том, что погодные условия позволяют работать на воде всего 250 дней в году. В остальное время здесь дуют штормовые ветры. То есть, без этих мостов почти треть времени было бы невозможно подвозить грузы к месту строительства. Сегодня, например, мы бы стояли. Но, как видите, работа не прекращается ни на минуту.

Погода нас действительно не балует – порывистый ураганный ветер. Мне приходится даже «взять на буксир» одну субтильную коллегу из Ростова-на-Дону, когда мы идем по второму технологическому мосту – хрупкую девушку буквально сбивает с ног. Но когда оказываемся на самом краю моста, ветер словно стихает. Я его просто перестал замечать. Мы успели как раз к моменту установки балки на сваи.

Это очень трудно описать. Нужно видеть, как мощный кран медленно поднимает с тягача 15-тонную конструкцию. Проносит над водой и бережно, не стукнув, укладывает на ряд свай. Своей суетой и желанием сделать снимок получше мы явно мешаем строителям. Но спасибо им за терпение. Я вижу, что до моста со стороны Крыма спокойно можно доплыть, даже по-собачьи. Всего-то нужна теплая вода и полчаса барахтанья. Кажется, что Крым можно потрогать. Он рядом.

Но не забуду я и еще одно ощущение. Чувство, с которым я шел по мосту, а вокруг бушевали два моря: Черное – слева, Азовское – справа. А я просто шел. Посуху. Один из немногих счастливчиков, который почувствовал причастность к чему-то великому, творящемуся на глазах. Я побывал в месте, где творится история, и стал ее маленькой частью. Это нереально крутое чувство!

Совершенно естественным было и желание посмотреть, как живут люди, которые к великому событию имеют непосредственное отношение. Поэтому после 4-часового пребывания на ветру и стройке я с радостью согласился поехать в вахтовый городок строителей.

Столовая – чудо. Может, кто-то пожелает списать все на голод уставшего корреспондента, но, уверяю, кормят ребят отлично. Я беру изумительный суп-харчо, тушеные овощи, запеченную форель, салат и компот. После поглощения всех вкусностей понимаю, что в принципе здесь можно работать и за еду. Шучу, но это действительно невыразимо вкусно и сытно.

Живут строители в очень приличных условиях. Большая комната, рассчитана на 3 человек. Телевизора, правда, нет. Хотя зачем он, если человек пашет 12 часов в сутки. Отоспался и снова в бой. Домой приедешь – новости узнаешь. Работают здесь вахтовым методом – по 2 недели, потому и графики такие. Но как меня убедили сами строители, все в полном соответствии с Трудовым кодексом.

Уезжая, я пытаюсь собрать впечатления в стройную картину. Эмоции мешают, но потом приходит мысль, которая мне кажется очень верной. Если до этой поездки у меня возникали сомнения в том, что Крымский мост будет построен в срок, то теперь они исчезли. Их просто унес ветер, когда я стоял между двух морей.

Фото Юрия ХОДЗИЦКОГО.