Кубанские Новости
Общество

Гром не грянет…

В который раз рвем волосы на голове! Да и причина более чем весомая… В Карелии, на сказочном озере, где когда-то снимался один и

Как всегда всполошились монолитно: журналисты, чиновники, прокуроры, следователи, эмчеэсовцы. Побросав дела, ринулись под вопящие телерепортажи в заповедные берендеевы леса. Там, где много лет назад разыгрывалась кинодрама о героическом самопожертвовании во имя всего святого, в одночасье всё превратилось в рукотворную трагедию, в основу которой легли самые мерзопакостные причины и поводы, прежде всего размашистая современная алчность, помноженная на традиционную российскую расхлябанность. Увы, сумму качеств, которую нынче вполне можно трактовать как нашу национальную особенность. А цену-то какую платим! Сейчас уже никого не удивляет, как одномоментно погибших считаем на десятки: сгорели, разбились, опились, отравились, утопли…

Вспомните, в каком ужасе сжалась страна, когда пять лет назад посреди Куйбышевского водохранилища ржавым колуном ушел под воду теплоход «Булгария». Из двухсот пассажиров, решивших провести воскресный отдых на волжских просторах, в живых осталось меньше восьмидесяти. Сотни семей по сию пору не снимают траур, а у казанского причала, от которого в последний рейс ушла «Булгария», до сих пор в неподъемную груду обновляются свежие цветы. Рана так и не заживает! И не заживет, поскольку и там были дети…

А ведь накануне злополучного рейса, в той-же Казани, все, кто имел хоть какое-то отношение к речным делам, хорошо понимали, что «Булгарии», которой ко дню рокового дня исполнилось полных 56 лет, место давным-давно на корабельном кладбище. Ан нет! Рухлядь ту за хорошие деньги продали некой фирме (вот уж воистину настоящее ООО, то есть «Общество с ограниченной ответственностью». А точнее полному её отсутствию), и как потом деликатно установило следствие, «…имевшей плохую деловую репутацию». А ведь эта никуда не годная репутация задолго до трагедии лежала на поверхности.

Владельцы «Булгарии» сроду не входили в реестр туроператоров, что уже налагало запрет на любые перевозки, а пассажиров - тем более. По той же причине теплоход не был застрахован. Да и кто бы его стал страховать, если по всем показателям он давно «покойник». Само собой, пассажиров тоже никто не собирался защитить страховкой, хотя на любой рейс билетов продавали столько, сколько покупали. Чаще в полтора-два раза больше, на что это судно было рассчитано.

Все взоры только в кассу, не обращая никакого внимания на реальное состояние «посудины», которая скрипом и «охами» всякий раз предупреждала, что любой новый поход может оказаться последним. А зачем думать о грустном, если всего-то делов – заткнуть паклей дыры и под веселую песню «Про зайцев» - вперед!

Про угрозы заморачиваться никто не хотел. Так в роковое утро 10 июля 2011 года и отошли в бушующее море (водохранилище там ого-го, берегов не видать), опять же в погоду - хуже не придумаешь: сильный ветер, гроза, ливень. Да без спасательных средств, да при распахнутых иллюминаторах, да при команде, набранной по случаю из безработных на соседнем рынке…

Вот почему, анализируя эту и другие трагедии, мы вынуждены признать, что подобные факты, с регулярной закономерностью происходящие в течение последних лет и в разных концах страны, совсем не ЧП или несчастный случай, а системная закономерность. Своего рода плата за полное отсутствие реальной ответственности, причем задолго до наступления беды, хотя все ее признаки видны даже слепым и малосведущим. Увы, но именно деньги ослепляют всех, в том числе и тех, кто должен следить за порядком, строго по службе соблюдать технические и технологические правила, нормы, прежде всего условия гарантированной безопасности. Его величество закон, наконец!

Понятно, что любая «русская рулетка» обязательно завершится бедой. Весь вопрос в сроках, но тем не менее в нее играют абсолютное большинство, у кого «носоглотка» чувствительна к запаху дармовых денег. Авось, пронесет! Ведь столько раз удавалось пройти по лезвию… Более того, нынче на наших безбрежных просторах сформировался этакий социальный психотип, которому «море по колено».

Один такой, например, жил - не тужил в могучем городе Пермь. Крайне пронырливый господин по фамилии Зак, имя которого приводило в трепетное состояние всех, с кем бы он ни общался. Словом, из тех, про которых уважительным шепотом говорят, что у него «всё и везде схвачено». Так вот сей Зак как раз и был создателем той самой «Хромой лошади» (ночного клуба), самим названием предупреждавшей, что «скакать» долго не собирается. Буквально за полгода до казанской трагедии на Волге, «Лошадь» сгорела, а вместе с ней 156 человек в возрасте от 18 до 30 лет. Одних сирот осталось больше сотни…

То, что «заковское заведение», расположенное в «козырном» месте центра города, было «соткано» из бросовых материалов: пластмассы, сосновых щепок, соломы, парусины и прочей раскрашенной драни, никого не волновало. Даже пожарную инспекцию. Более того, там каждый вечер под восторженный визг манипулировали факельными фейерверками, и то, что полыхнуть могло в любую минуту, видно было за километр. Это никто и замечать не хотел, потому как Зак отлично владел искусством «ослепления» любого, особенно тех, кто по долгу должен был озаботиться опасностью чрезвычайно доходного предприятия (видать, что-то и им перепадало), всегда забитого под завязку. По этой причине пляски на «пороховой бочке» продолжались довольно долго, хотя об угрозе «взрыва» в городе многие говорили, что рано или поздно он прогремит…

Как ни странно, лучше всех об этом знал сам Зак, у которого «за пазухой» всегда имелся авиабилет с открытой датой и с реактивной скоростью прямиком на «историческую родину». Поди его, догони! Так и произошло! Еще выли пожарные сирены, а Зак уже мчался в Екатеринбург, где на Урале находится крупнейший международный аэропорт. Задержали почти случайно, чуть ли не у трапа… А вот совладелец удрать успел - и сразу в Барселону. Вытаскивали его оттуда уже через Интерпол… Спустя год состоялся суд. «Бедного» Зака наказали строже всех, дали «десятку», но вполне сносного, так называемого общего режима, остальным - и того помягче. Главу Госпожнадзора по Пермскому краю вообще только оштрафовали. И это за полторы сотни погибших и столько же искалеченных?..

Весьма любопытное заявление тогда сделал один из советников Конституционного суда России:

«…реальный владелец (то есть Зак В.Р.) «Хромой лошади» возглавлял общественный экономический совет при губернаторе края и являлся лицом из числа неприкасаемых. Вот почему «Хромую лошадь» обходили стороной. А если даже делали предписания, то не проверяли, насколько они исполняются. Это во-первых. А во-вторых – зададимся вопросом, что из себя представляют все ночные клубы подобного рода? Это место, где в огромном количестве распространяются и потребляются наркотики. Неслучайно, что при обследовании тел погибших и одежды пострадавших было найдено значительное количество наркотических средств – таблеток, травки и прочего…»

И это утверждает не кто-нибудь, а человек, очень осведомленный, генерал Владимир Овчинский, бывший помощник министра внутренних дел России, профессор и доктор наук. Кстати, почему бы и нам не задаться подобным вопросом:

- А что представляют из себя «ночные» клубы Краснодара? Поезжайте на улицу Красноармейскую, там ведь что ни ночь - такой гул стоит, что святых выноси. Полиция все время под «мигалкой» и всегда при делах. Иногда даже с огнестрелом можно столкнуться…

Но я буду абсолютно неправ, если, опираясь на современные факты, стану утверждать, что беды с подобными последствиями – «привилегия» исключительно нынешнего времени. Просто сегодня почаще и погуще, да и привычнее, особенно когда это происходит в среде отдыхающих, все более склонных к разного рода пьяным экстремальностям, особенно в сочетании всё с той же расхлябанностью, усиленной возлияниями и салютами по любому поводу. У меня на памяти три случая, и все очень больно затронули Кубань.

Первый произошел давно, в сентябре 1975 года, на туристическом маршруте из прелестного поселка Гузерипль в Дагомыс, что оглушающим громом прокатился по всей стране. Этот маршрут во всесоюзном реестре числился под номером 30 и слыл очень популярным. Я сам пару раз по нему ходил и до сих пор не могу забыть изумительные высокогорные пейзажи, альпийские луга с рододендроновыми полянами и загадочными эдельвейсами, седую главу Фишта, влажное таинство буковых рощ и тропу, протоптанную сотнями ног. Надежную, хорошо обустроенную, с двумя ночевками на высокогорных биваках, песнями у дымного костра, мгновенными, как порох, романами под огромными ночными звездами.

Это был очень известный молодёжный маршрут, куда «за три копейки» (остальное платили щедрые советские профсоюзы) со всех концов ехали юноши и девчата, чтобы преодолеть пешком под кромкой облаков Западный Кавказ, а потом еще неделю дружной и уже хорошо сложившейся компанией загорать и купаться в Черном море.

Беда, как всегда, подбиралась незаметно, но все тем же привычным путем. Очень хотелось ошеломляющее воздействие окружающей среды усилить еще более. И несмотря на формальный запрет, как-то постепенно рюкзаки стали отягощать бутылками. Ну почему, скажем, вечером, особенно у первого костра да под гитару, не поднять по бокалу шампанского? За знакомство, за дружбу, за жизнь, такую прекрасную и возвышенную, где молодость сверкает всеми видами замечательных возбуждений! Поэтому бокалы (то бишь кружки) звенели все чаще и чаще, и не только с шампанским. Да уже и не у первого костра, а бывало, прямо со старта. Как тогда говорили – «походную»…

Не будь её, может быть, тогда всё и обошлось, но однажды (случай редчайший) на одну из групп на маршруте внезапно обрушился снежный буран (это в сентябре-то!), а растянутая компания еще не дошла до привала, но уже была далеко «не в форме». Подробности оказались ужасны! Из 53 человек двадцать один погиб (замерзли), в основном девушки…

«Разбор полетов» был на уровне политбюро, в ходе следствия выявилось немало упущений, послаблений, которые, постепенно сложившись в опасную практику, дали вот такой страшенный результат. Кого-то посадили, многих выгнали (в том числе и из партии), маршрут на время закрыли, да вот пить не перестали...

Правда, следующий случай по той же причине произошел восемь лет спустя, 5 июня 1983 года, у славного города Ульяновска с новехоньким туристическим теплоходом «Александр Суворов», который полным ходом, опять же под песню «Про зайцев», шел по Волге, имея по курсу магистральный железнодорожный мост, под которым должен был пройти.

Он и прошел - на всем ходу. Но сквозь пролет, который считался несудоходным, в результате чего снес все, что было надстроено: рубку, музыкальный салон, где в это время шел КВН, прогулочную палубу и прочее. Погибло 176 человек, из них немало кубанцев, которые по большому блату купили путевки, поскольку речные путешествия, особенно после милого фильма «Верные друзья», входили в невиданную популярность.

Страна подавлено затихла, тем более за полгода до этого сменивший умершего Брежнева Юрий Владимирович Андропов стал «железной рукой» наводить порядок, для начала динамично повышая число «сидельцев» и регулярно увеличивая их количество где-то на полсотни тысяч. В 1983 году общее число осужденных впервые за послесталинские годы перевалило за 800 тысяч. Туда, кстати, должны были войти и фигуранты уголовного дела по катастрофе с «Александром Суворовым». Но в итоге посадили одного капитана, поскольку выпивший по случаю дня рождения кока штурман (который стоял у штурвала) погиб…

Но Андропов, который неплохо разбирался в судоходных делах (в юности окончил Рыбинский речной техникум), пошел дальше и навел страху на руководящих деятелей Министерства речного флота. Кого-то сняли, кого-то отправили на пенсию, многих исключили из партии, что тогда приравнивалось к «гражданской казни». Клеймо сие было пострашнее, чем вырванные ноздри при Иване Грозном.

Однако этого ресурса хватило не надолго, поскольку в марте 1985 года к власти пришел уже Горбачев, и сразу с бредовыми идеями, что и положило начало демонтажу так называемой административно-командной системы и, в сущности, всего механизма государственного управления. Вот тогда с «водой выплеснули и ребенка», иными словами, утопив в бесконечных речах дело.

Реальность сразу отозвалась цепью невиданных техногенных катастроф, и первой среди них стала самая страшная за всю историю человечества - Чернобыльская, случившаяся в ночь на 26 апреля 1986 года, в аккурат через год после начала деятельности «Горби» на посту главы Советского государства (он и Генеральный секретарь партии, и Председатель Президиума Верховного Совета). Ну а потом вослед пошло и покатилось: взрывы эшелонов на железнодорожных станциях, пожары магистральных газопроводов, потопы, обвалы, особенно в шахтах и прочее в том же духе.

Следующая после Чернобыля «грандиозная» беда произошла в Новороссийске, где в ночь на 1 сентября 1986 года затонул круизный лайнер «Адмирал Нахимов» и где одномоментно погибших стали уже считать на сотни. В ту пору, работая в крайисполкоме, я бывал там по служебным делам и видел весь тот ужас. Город был переполнен родственниками погибших, которых катастрофа свела в обезумевшую от горя толпу. Они съезжались со всех концов страны. У многих на рукавах были нашиты черные шевроны в знак количества погибших членов одной семьи: два, три, четыре и даже пять… Я хорошо помню, как всякий вечер к ним выходил почерневший от забот председатель правительственной комиссии Гейдар Алиевич Алиев, член политбюро. Как он это все вынес, мне до сих пор непонятно?

Более того, впоследствии я и сам принимал участие в сооружении памятной стеллы в Кабардинке и ровно через год присутствовал на её открытии. Видел огромную, бесконечную и плачущую навзрыд толпу, с охапками осенних цветов, в черных косынках на головах, с теми же шевронами на рукавах и неугасающим в глазах вопросом (так до сих пор и не отвеченным):

- Как у самого берега при идеальной погоде столкнулись два океанских судна? Их ведь всего было два на всем безбрежном пространстве…

Первого сентября этого года исполнится 30 лет с того дня, как в двух милях от поселка Кабардинка произошла одна из самых крупных и самых нелепых морских катастроф, где погибло почти 500 человек. Большая часть из них были люди, которые на «Адмирале Нахимове» проводили свой трудовой отпуск… Я и после посещал этот памятник, в том числе и первого сентября. В прошлом году возле него не было никого. Видать, уже забыли…

Вхожу в систему этих воспоминаний только с одной целью – напомнить, что люди ведут себя так, как им позволяют. Увы, но сегодня тем, кто «подгреб» под себя организацию отдыха, прежде всего детского, разрешают так много, что несчастье на Сямозере может повториться где угодно и с кем угодно. Особенно там, где под видом активного отдыха подаются разного рода экстремальные развлечения на грани опасных рисков и при этом никем и ничем не контролируемых. Всякого рода «тарзанки», батуты, сплавы по бурным рекам, путешествия по малоизученным пещерам и опасно хрустящим осыпям.

На мой взгляд, надо раз и навсегда запретить все частные базы детского отдыха и сделать это немедленно, ибо те риски, которые там практикуются, рано или поздно всегда заканчиваются нехорошо. Именно там под видом закалки «тела и духа» (словно все: от девочек из музыкальных колледжей до субтильных мальчишек - собираются в омоновцы) понятие «каникулярный отдых» переводится в некие остросюжетные армейские будни, где, как известно, запрещено жаловаться на тяготы военной службы. В ход идут некие «партизанские стоянки», с протекающими палатками, готовкой пищи на кострах, опасным маханием топора при добыче топлива, отсутствием элементарной санитарии и гигиены, оправлением надобностей в ближайших кустах, примитивной медициной, где от всего аспирин и «мазь Вешневского», и прочим, включая последствия даже в виде педикулеза.

«Хозяевам» такой отдых обходится в «три копейки», поскольку канат, который они растягивают над оврагом и по которому дрожащие от страха дети переползают на другую сторону, ничего им не стоит, особенно по сравнению с комплексом страховки, обеспечивающим полную безопасность сего мероприятия, если его собираются проводить, особенно для детей, собранных по свободному признаку.

Когда смотришь на остатки надувных и сильно изношенных плавсредств, на которых подростков в Карелии спокойнехонько отправили в ненастную ночь по очень опасному маршруту даже для подготовленных спортсменов, то сразу понимаешь, сколько раз хозяева «Парк-отеля «Сямозеро» «играли со смертью». Точно так же, как в «Хромой лошади», «Булгарии» и еще десятках случаев, закончившихся, слава Богу, только на грани катастрофы.

Я что-то ни разу не слыхал, что где-нибудь и когда-нибудь упредили очевидную беду серьезным разбором и наказанием, а уж тем более адекватным. Всегда «гремим» этими определениями после…

Хотя разве кто-то не знает, что самые жертвенные пожары возникают как раз по причине вопиющей беспечности? Или не ведали, что если дети «на воде», то спасательные средства всегда должны быть в готовности номер один… Знали, но всё равно не готовы, и часто по причине отсутствия таковых. Это же денег стоит! Да и зачем тратиться, если есть «авось» да «небось»… Или «Господи, пронеси!»...

В семидесятые годы я почти всякое лето проводил в Джанхоте, работал спасателем в одном из самых крупных тогдашних пионерских лагерей под названием «Строитель». Отлично помню, как всякое массовое детское купание перекрывалось трехкратной страховкой и непрерывным наблюдением десятка людей, начиная от медицинских работников и кончая спасателями, бдительно курсирующими на яликах вдоль буйков. Ласты всегда на ногах. Так положено… Даже когда идут шлюпочные тренировки курсантов Новороссийской мореходки, скоростной катер обязательно будет наготове:

- Мало ли что может случиться! – рассуждают битые жизнью мореманы. – Это стихия…

А спасатели на любых отведенных для массового купания пляжей? Взглянуть на таких людей было любо-дорого! Сильных, тренированных (неплохо, кстати, оплачиваемых), прекрасно знающих регламенты поведения на воде, а главное - ответственных, умевших мгновенно оценить обстановку и принять верные решения.

Невозможно себе даже представить, чтобы они допустили купание даже при легкой штормовой угрозе. Черный флаг на мачте – безоговорочный запрет для всех! Я прекрасно помню геленджикские пляжи тех времен, где годами не бывало никаких происшествий и даже предпосылок к ним. Разве это можно сравнить с Сямозером, куда набирали случайных людей, особенно из безбашенных молодых людей, часто из числа тех, кому любое «море по колено», не имеющих никакой подготовки, кроме рисковых прыжков на скейте и «зацепов» к электричке. Но еще хуже, когда в руководство подобных «предприятий» попадают циничные дамы с повадками пулеметчиц чапаевской дивизии, с полным комплектом современных алчных устремлений. В связи с этой закономерностью и на Сямозере, и на «Булгарии» по силе «волчьей хватки» эти «хозяйки» оказались одинаковы: – Впереди только деньги! А там гори все ясным огнем!...

Краснодарский край – воистину «детская планета», увенчанная сверкающей вершиной – знаменитым Всероссийским детским центром «Орлёнок». Вот уж где никогда и близко не подпустят к детям неподготовленного, тем более случайного человека. Там безопасность стоит на первом месте, хотя у «орлят» немало мероприятий, где песня «Взвейтесь кострами, синие ночи…» активирована на полную голосовую мощь и где главенствуют сила, ловкость и смелость. Вот там, кстати, по-прежнему сохраняется традиционно проверенная максимально надежная забота о детях, с опорой на его величество государство. Насколько я знаю, попытки что-то такое утащить-приватизировать были, но «Орлёнок» не без труда, но успешно их отбил, даже в самые сложные девяностые сохранив главный отечественный принцип - «Все лучшее детям!».

Более того, за последние годы расширив и усилив свои возможности, «Орлёнок» ни на йоту не ослабил внимание к проблеме безопасности детского отдыха. Именно это лежит в основе всех «орлятских дел», начиная от «котловой закладки» и заканчивая морскими путешествиями. Вот почему праздник «души и тела» под названием «Орлёнок» исключает возможность ЧП даже на самых дальних подступах. Именно «орлятскую» систему контроля намереваются сегодня положить в основу выполнения постановления правительства об организации детского отдыха в стране, как продолжительной практикой опробованного способа недопущения того, что сегодня выявлено и не только на трагическом примере «Парк-отеля «Сямозеро».

А там? Там наверняка кого-то посадят, и может быть, даже надолго. Ведь вопрос, сколь эффективно будет наказание? Во всяком случае за все предшествующие рукотворные беды и трагедии никто больше половины срока не отсидел. Почти всех «за примерное поведение» тихо и без огласки вскоре выпускали на волю, еще раз подтвердив расхожую истину, что «суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения». По-моему, сейчас только один Зак сидит. Скорее всего, я могу и ошибаться…