– Вениамин Иванович, что ожидает Краснодарский край от участия в «Сочи-2016»?
– Форум проводится в крае более 10 лет и, безусловно, оказывает на развитие региона ощутимое влияние. В его рамках только за последние 5 лет было заключено более 900 соглашений на общую сумму почти в триллион рублей. Это те соглашения, которые уже реализованы или находятся в стадии реализации. За этими цифрами – новые производства, рабочие места, налоги. В этом году мы тоже ожидаем результатов – реальных инвестиций, которые будут работать.
Мы поменяли формат. По итогам «Сочи-2015» мы собрались с главами наших муниципалитетов и пришли к выводу, что нужно по-новому подходить к инвестпроектам. Наша задача – взять не количеством представленных макетов, а тем, сколько реальных денег мы сможем привлечь в развитие экономики. И на самом деле была проведена большая работа. На местах были введены должности инвеступолномоченных, разрабатываются единые стандарты документов для потенциальных инвесторов, во многом были пересмотрены вопросы, касающиеся взаимодействия с естественными монополиями при подготовке предложений.
Проекты, которые мы представим на форуме, прошли экспертизу в краевом департаменте инвестиций. Если где-то чувствовалось, что не хватает конкретики, что это не проект, а прожект, отправляли на доработку. В итоге у нас получилось более 400 инвестпредложений. Да, это в несколько раз меньше, чем было в прежние годы, но мы сделали ставку на качество. Как раз по итогам форума мы поймем, смогли ли мы перестроиться, катят ли эти новые рельсы.
– В числе проектов, подготовленных на «Сочи-2016», есть посвященный бальнеотерапии. Сегодня 188 санаторно-курортных объектов Кубани оказывают подобные услуги. В чем «изюминка» именно этого предложения?
– Краснодарский край всегда считался главной здравницей России, но, надо признать, бальнеологические ресурсы края используются далеко не в полную силу. За пределами региона известны Горячий Ключ и Мацеста, и все. При этом уникальные минеральные источники и месторождения лечебных грязей находятся в очень многих муниципалитетах, но об этом, кроме местных, мало кто знает. Мы должны максимально рассказать о бальнеологическом потенциале региона и представить свое видение, как в этот потенциал можно инвестировать. На форуме будут представлены проекты по строительству лечебно-оздоровительного туристского комплекса, спортивного восстановительного центра, термального аквапарка – муниципалитеты стараются нащупать ту самую, как вы говорите, «изюминку».
Развитие этого направления – это отчасти решение проблемы «мертвого» межсезонья, о котором мы так много говорим. Если нам будет что предложить туристам, помимо пляжного и горнолыжного отдыха, к нам будут приезжать круглый год.
– Более года назад овощеводство в крае получило новый толчок. Стоит ли ждать от сочинского форума новых масштабных проектов в этом направлении?
– Развитие овощеводства остается одним из приоритетных направлений в сельском хозяйстве. Сегодня на полках магазинов, хорошо, если 60 процентов овощей – кубанские. Эту ситуацию необходимо менять в корне, стремиться к тому, чтобы наши продукты были представлены в максимальном количестве. Туристы со всей страны едут за южными овощами и фруктами, они должны быть на столах наших жителей.
Я много езжу по районам и вижу, что фермеры готовы наращивать мощности в овощеводстве. Но они все, как один, о чем говорят? У них нет гарантированного сбыта, уверенности в том, что все выращенное будет в итоге реализовано.
Нужны оптово-логистические центры, которые будут принимать у аграриев продукцию и в течение года поставлять ее в магазины Кубани. В крае такие центры уже строятся – в Ейске и Краснодаре. На форуме «Сочи-2016» будет представлено еще пять подобных проектов, которые разместятся в Красноармейском, Новокубанском, Павловском, Калининском и Гулькевичском районах.
Кроме того, муниципалитеты подготовили порядка 20 проектов по строительству тепличных комплексов.
– Еще один проект, который Кубань представит на форуме в Сочи, – фармакологическое производство в Красноармейском районе. Планируется, что здесь будут производить лекарства, БАДы, спортивное питание и ветеринарные препараты. Насколько перспективно это направление?
– Мне кажется, одна из главных наших проблем – это отсутствие веры в самих себя. Вот вы спрашиваете, насколько перспективно. А между тем на территории края уже существует несколько предприятий, работающих в фармацевтической отрасли. На одном из таких, в Новокубанском районе, я был недавно. И, если честно, был приятно удивлен. Предприятие активно участвует в программе импортозамещения. Всего они выпускают больше 40 препаратов, за год разработали и внедрили пять новых вакцин. И их товары не уступают европейским аналогам. Я тогда на этой биофабрике сказал и сейчас повторю: наверное, мы должны пройти этот период санкций, чтобы доказать, что в России все можно производить. И, прежде всего, доказать самим себе. Наши аптеки завалены импортными лекарствами, а мы еще как будто сомневаемся, насколько перспективно нам заниматься производством отечественных препаратов. Безусловно, в этом сегменте большие перспективы.
– В одном из первых выступлений в качестве главы региона вы сказали, что большой промышленности на Кубани, к сожалению, нет. Что изменилось?
– Иногда самое сложное – это первый шаг. Мы его уже сделали, и даже не один. Промышленность – это не просто точка роста, это стратегическое направление. В крае есть отдельные крупные предприятия, которые обеспечивают работой тысячи людей, дают стабильные налоги бюджету. Но это лишь отдельные точки на карте. Сегодня доля промышленности в валовом региональном продукте края составляет всего 14,5 процента, при этом еще 20 лет назад этот показатель был на 10 процентов выше. Ситуация разворачивается так, что в нынешних условиях у нас, по сути, нет другого выбора, как развивать промышленный сектор. Иначе завтра мы рискуем отстать, просесть. Нам нужно модернизировать то, что есть, и создавать новые производства – высокотехнологичные, современные.
Первый шаг, как я уже сказал, сделан: разработана региональная программа по развитию промышленности. Кроме того, мы вышли на совершенно новый уровень взаимодействия с федеральными структурами – первый специальный инвестконтракт российский Минпромторг подписал с компанией CLAAS, которая производит сельхозтехнику на территории Краснодарского края. Инвестор вложит дополнительно минимум 750 миллионов рублей, создаст новые рабочие места, повысит локализацию своего производства. Взамен ему будут предоставлены определенные меры господдержки.
Летом была запущена третья очередь металлургического завода в Абинске. В Белореченске построили завод по изготовлению метизных изделий, и теперь Краснодарский край будет первым регионом, в котором заработает производство крепежных изделий полного цикла. Это далеко не все примеры, но это все – шаги. Видите, их на самом деле немало.
Кроме того, наша цель – создать сеть промышленных парков. Планируется, что к 2020 году на территории края появится 11 промзон, пять из них будут частными. Первые промпарки должны начать свою работу в ближайшие 2–3 года. Естественно, что на форуме в Сочи эти проекты будут представлены как приоритетные.
– В одном из интервью о форуме вы упомянули, что планируете обсудить в рамках деловой программы вопрос государственной поддержки. О чем именно стоит поговорить?
– Сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда субсидии в том или ином секторе экономики оказываются невостребованными. Мы у предпринимателей спрашиваем: почему не берете? А они объясняют: форма устарела. Хотя, казалось бы, прошло всего 2–3 года. Рынок подвижен, ситуация постоянно меняется, и господдержка, чтобы быть максимально эффективной и востребованной, должна тоже видоизменяться, реагировать на существующую потребность бизнеса. Здесь важно определить приоритеты, вкладывать в реальную перспективу и развитие. Чтобы каждый рубль субсидий завтра принес 2–3 рубля налогов.
– Не могу не задать вопрос о нашем урожае зерновых. В этом году – больше 10 миллионов тонн. Это потолок возможностей или на следующий год можно побить эти показатели?
– 10 млн тонн, которые наши аграрии вырастили и собрали в этом году, – это абсолютный рекорд. И наша задача, прежде всего, удержать эту высокую планку. Из чего складывается урожай? Самый важный фактор – человеческий. Но еще есть семена, селекция, технологии, сельхозтехника. Погода, конечно же. Все это в комплексе влияет на конечный результат. В этом году погодные условия были не самыми простыми. Зато нам помогла наука. 100 процентов площадей края под пшеницу и ячмень были засеяны семенами кубанской селекции. Урожайность составила более 60 центнеров с гектара, это ощутимо больше, чем в прошлом году. Конечно, это не предельные возможности. Но дальнейшее повышение урожайности будет требовать еще более тщательного подхода к технологиям и самой современной техники.
И если говорить об урожае, нужно учитывать еще один момент. Безусловно, важно вырастить зерно, его собрать, но не менее важно – что происходит дальше. Сегодня почти треть зерна, выращенного на Кубани, идет на экспорт. То есть мы производим, но не перерабатываем. И тут нам есть над чем работать: создавать больше возможностей для собственной переработки, это даст добавочную стоимость, сделает крепче экономику.
– Недавно, говоря о рисе, вы тоже делали акцент на переработке. Отметили, что рис, как и другую сельхозпродукцию, необходимо не только выращивать, но и глубоко перерабатывать – от сырца до полки в магазине. На ваш взгляд, насколько продвинулись кубанские аграрии в этом плане?
– В Северском, Славянском, Абинском, Красноармейском районах у нас есть крупные центры, которые и производят рис, и перерабатывают его. Но иногда доходит до абсурда: выращиваем и собираем в крае, перерабатываем тоже здесь, а на фасовку отправляем в Ленинградскую область. В итоге, опять же, на полках магазинов – не кубанские продукты, а как будто бы питерские. Край как раз сейчас работает над тем, чтобы эту ситуацию поменять. Тем более что все козыри по рисоводству на уровне страны – у нас, у Кубани. Мы обеспечиваем 80 процентов общефедерального объема риса. И нам есть куда развиваться. Вот, например, прежде считалось, что в России нельзя выращивать эксклюзивные сорта. А наши кубанские селекционеры доказали – можно. И по своим качествам они не уступают импортным. Наша задача – и эту нишу, пусть она небольшая, тоже отвоевать под наш, отечественный, а лучше – кубанский продукт.
– А миллион риса в этом году соберем?
– Есть все предпосылки к этому. Надеемся, что мечта о миллионе «белого золота» Кубани в этом году станет реальностью. Но, еще раз подчеркну, нам не нужен миллион ради миллиона. Это не должно стать просто красивой цифрой для истории статистики. Любое достижение жителей Кубани в конечном счете должно положительно отражаться на их жизни. Успех в любой отрасли должен иметь экономический эффект, который будет реально ощутим и в городах, и в станицах региона. И если вернуться к теме форума, то мы надеемся, что на нем краем и муниципалитетами будут заключены такие соглашения, которые в обозримом будущем сделают жизнь кубанцев лучше.