Кубанские Новости
Культура

Театр под обстрелом

В Краснодаре впервые выступили артисты «Донбасс Оперы».

Дончане представили «Аиду» и «Бал-маскарад» Верди. Первая – гордость Донецкого театра. Но краснодарские зрители увидели оперу уже в новых декорациях – прежние полностью сгорели во время бомбежки Донецка. «Бал-маскарад» и вовсе ставился под свист пуль. Директор и режиссер рассказали, как все было.

На фото: генеральный директор «Донбасс Оперы» Евгений Денисенко

– С гордостью хочу сказать, что с началом военных действий наш театр ни на день не закрывался, – вспоминает генеральный директор «Донбасс Оперы» Евгений Денисенко. – От разрывов снарядов качались люстры, но артисты играли. Лишь однажды нам пришлось остановить представление на пару минут – зрители разволновались.

Еще бы! В здание музея неподалеку попало 15 снарядов, а местную школу и вовсе сожгли. У театра сгорел и весь склад с твердыми декорациями. Некоторые до сих пор не отстроили заново – все еще трудно материально.

«Что обидно – стреляют свои, украинцы», – с болью в голосе говорит Евгений Денисенко.

– Однако в этом году все же удалось восстановить девять спектаклей и даже ввести три новых, – продолжает он. – Готовим премьеры: оперетту «Фиалка Монмартра», «Турандот» и «Пиковую даму». И это только оперные спектакли! А у нас есть еще и балетные постановки.

Раньше «Донбасс Опера» тесно сотрудничала с Италией – выезжали с гастролями, приглашали режиссеров. Вот и для постановки «Бала-маскарада» позвали именитого Итало Нунциата. Но только он приступил к работе, как грянула война. Итальянец уехал. Что делать? Сроки поджимают! Кинули клич.

На просьбу дончан о помощи отозвался Юрий Лаптев – профессор Санкт-Петербургской консерватории и ГИТИСа, режиссер Мариинского театра, бывший советник президента России по культуре. Не побоялся, приехал!

– Не могу сказать, что у меня не было опасений, – я понимал, куда еду, – говорит Юрий Константинович. – Я сам родом из Санкт-Петербурга. И для меня ситуация с оккупированным Донбассом сродни блокаде Ленинграда. И тогда, и сейчас были те, кто уехал, и те, кто остался. И когда я встретился тут с последними, понял – мы должны помогать тем, кто приходит в театр буквально из окопа и хочет хотя бы на пару мгновений забыть о войне. Считаю, что труд артиста в этой ситуации сродни подвигу ратному.

На фото: Юрий Лаптев, режиссер-постановщик, профессор Санкт-Петербургской консерватории и ГИТИСа, режиссер Мариинского театра

В то непростое время театр лишился половины труппы. Было около 500 человек, осталось 200. Люди убегали, спасая жизнь. И «Донбасс Опера» осталась совсем без дирижеров. Пришлось за их пульт становиться солистам. Практика, когда одной оперой артист дирижирует, а в другой поет, осталась до сих пор. Набрали и молодежь. Так, постоянным режиссером «Донбасс Оперы» стала Оксана Антоненко – ученица Юрия Лаптева.

– Когда на родине начались волнения, я в Москве сдавала сессию, –рассказывает она. – И не знала, что с моей семьей, жива ли мама. Связи с ними не было никакой. Мои живут в ДНР, а у кого-то родственники остались за ее территорией, и туда трудно выбраться даже сейчас. Хотя, когда мы с труппой отправились в Россию, проблем не было. Для нас такие гастроли очень важны, спасибо Министерству культуры России за их организацию.

На фото: сцена из оперы "Бал-маскарад"

Приехали к вам в Краснодар вечером, а тут праздничные гулянья. У нас-то действует комендантский час, и после девяти на улице уже никого нет. Удивились!

По ее словам, жизнь в Донбассе постепенно налаживается, люди возвращаются. Вот и 2017 год в театре планируют отпраздновать новой постановкой – спектаклем Алексея Рыбникова «Буратино». Это дар автора «Донбасс Опере».

Фото Михаила СТУПИНА