Перековал перья
– Моя первая специальность, на самом деле, авиамеханик. Но так жизнь закрутила, что «лирик» во мне победил техника. Я получил филологическое образование и стал журналистом. Работал в Узбекистане и на Крайнем Севере, в основном в печатных изданиях. Удалось попробовать себя и на радио, а на ТВ был коммерческим директором. Почему с переездом в Краснодарский край поменял ориентир? Стало неинтересно. Поколение газетчиков с большой буквы уходит. Помню, свою первую информацию в 12 строк я переписывал 14 раз. Не оттого, что плохо получалось, а чтобы почувствовать репортерский вкус. А сегодня журналистика то в роли продавца, то в роли покупателя. Свобода и красота слова – уже вполне рыночные понятия. Это не для меня. А мои железные скульптуры дают возможность полностью отдаться творчеству сейчас. Хотя, не буду скрывать, они же меня и кормят.
Лопата превращается…
–Первая железная скульптура получилась случайно. Копал грядки в огороде и сломал лопату. Взял сварочный аппарат, чтобы починить, и все – больше меня в огороде не видели (улыбается). Лопату тоже. Я приделал к ее основанию брови, глаза, губы, приварил цепи-косы. Получилось восточное женское лицо Гюльчатай. До сих пор храню его как талисман.
За идеями на свалку
– Все детали будущих работ отыскиваю в пунктах приема металлолома от Новороссийска до Усть-Лабинска или на свалках. Чаще идеи рождаются мгновенно. Например, попались гнутые гвозди, явно из печки. Все обожженные. Я их отмывал от золы и понял – вот прекрасная шевелюра будущей скульптуры. А бывает, надо помыслить, прикинуть, что к чему подойдет. Например, на быка ушло полтонны гаечных ключей, кастрюль, автомобильных номеров, даже куски топливного бака от немецкого танка. Кстати, не представляете, что порой можно найти в пунктах металлолома. Недавно приобрел там канистру с гравировкой «Вермахт, 1943 г.». А, например, туловище одной из скульптур, «Железный дровосек», – это, предположительно, пустая русская бомба с Первой мировой. Еще одна скульптура, под условным названием «Старуха-война», полностью состоит из частей снарядов и пиленых оружейных затворов и стволов.
Дракон из ложек
– Сейчас я прописан в станице Благовещенской, но живу больше там, где есть работа. Последний год – в Усть-Лабинске. Для города я делаю большой арт-проект «Восточный календарь». Как помните, там 12 животных. Соответственно, будет 12 скульптур. Часть уже готова – это Бык, Лошадь, Крыса, Коза, Дракон. Чешуя последнего состоит больше чем из 5 тысяч ложек. Точнее, черпаков. Ручки от ложек тоже пойдут в дело. Они станут хвостом другой фигуры – Петуха. На день города в Усть-Лабинске была презентация этого арт-проекта. Полностью вся скульптурная группа будет готова в следующем году, в начале весны.
Как Вера Мухина
– Искусствоведы мне говорят – хорошо, что вы не учились классической скульптуре в вузе. Иначе бы только и работали с бронзой. Но некоторое время я все-таки потратил на подготовку в художественной школе под Дрезденом. После чего сделал вывод: учиться надо в России и у России. Что касается скульпторов, это, конечно, Вера Мухина. Монументальный художник. Я теперь прочувствовал то же, что и она, работая с металлом. Ее композиция «Рабочий и колхозница» постепенно росла – первая модель была высотой 40 сантиметров, следующие все выше. Отлично понимаю, какой это колоссальный труд! А когда я сказал – учиться у России, имел в виду: экспериментировать, не бояться развернуть свою жизнь на 360 градусов. Наша страна все время идет этим путем. Рушим одно, строим другое. И, самое интересное, у нас получается.
Все начинается с головы
– Идей в голове много. Кстати, все мои скульптуры начинаются с этой части тела. Делаю макушку, лицо или морду, потом додумываю остальное. Сейчас в мастерской висит голова Геракла. Постепенно к ней туловище сделаю, как только руки дойдут – каламбур получился (смеется)! Эта скульптура – только часть задуманной композиции о 13 подвигах главного персонажа греческих мифов. Хочу, чтобы ее увидели в Анапе, где найден «склеп Геракла».
Фото Юрия ХОДЗИЦКОГО