Кубанские Новости
Общество

Чемпионы не улыбаются

10-летний Илья Маковеев из Геленджика обыграл весь мир в шахматы

Сегодня большая часть населения планеты Земля не сводит глаз с шахматной доски, за которой сражаются лучшие гроссмейстеры: россиянин Сергей Карякин и норвежец Магнус Карлсен. В Нью-Йорке они сыграли три партии – все в ничью. Битва за шахматную корону ориентировочно продлится до 30 ноября. 10-летний Илья Маковеев из Геленджика на другом континенте – в Батуми – главный титул среди детей для России уже завоевал. «КН» встретились с победителем и узнали, какого это – быть двукратным чемпионом мира по шахматам.

Вся жизнь – турниры

С чемпионом мы встретились сразу после его экзаменов в школе: худенький, небольшого роста паренек, очень уставший. Несмотря на завоеванный мировой титул, прогуливать уроки никто не дает. Единственная поблажка, которую сделали учителя, – три года назад перевели его на домашнее обучение.

– А иначе никак, Илья постоянно находится на соревнованиях, – говорит папа мальчика Петр Евгеньевич. – За год принимает участие примерно в 10 турнирах, которые проходят как в России, так и за рубежом. Плюс 2 – 3 раза в год обязательно должен пройти курс усовершенствования мастерства в Санкт-Петербурге, где с ним проводят уроки шахматисты топ-уровня. Поэтому, как только вернулись из Батуми, Илья сразу сел за учебники, из дома 3 дня не выходил. Какие оценки получит, скоро узнаем.

– Устал? – обращаюсь я к парню, который все это время скромно сидит на лавочке и болтает ногами. Он лишь пожимает плечами.

– Конечно, сложно, что говорить, – отвечает за него отец. – Представьте, у него с 1-го класса никогда не было каникул. Все это время занимают турниры и сборы. В этом году перешел в 5-й класс, добавилось много предметов: география, биология, история. Дома с ним занимаюсь, как могу. Ищу в интернете полезное видео, что непонятно – объясняю. Он же все-таки сын инженера. Когда едем на соревнования, берем учебники с собой. Но, опять же, там особо не позанимаешься. Все мозги заняты шахматами.

– Сами как успеваете свою карьеру строить?

– Никак. Два года назад мне пришлось уволиться. Какому работодателю захочется иметь сотрудника, который может работать максимум две недели в месяц. На все соревнования я езжу с ним как сопровождающий. Сегодня у нас мама – добытчик, работает юристом.

Поставить на кон

Для Ильи это уже второй чемпионат мира. Первый, на котором он также одержал победу, проходил в ЮАР. На первый взгляд, таланту парня можно позавидовать: ездит по странам, без особого напряжения переставляет пешки на доске...

– Многие дети после 9 туров не могут нормально играть. Две оставшиеся игры, как правило, начинают проигрывать, потому что очень тяжело, – рассказывает папа мальчика. – На предыдущем чемпионате мира детей «подкосило» сафари – все, кто поехал на экскурсию, вернулись с высунутыми языками и на следующий день «слили» игру. Илья в это время отдыхал и сыграл хорошо. Например, когда мы были с ним на чемпионате Европы в Праге, в свой единственный выходной просто гуляли и дышали воздухом.

__.__

Я хочу стать гроссмейстером, – даже не моргнув глазом, отвечает Илья. К слову, у него еще есть время обновить Книгу рекордов Гиннесса – сейчас самым молодым гроссмейстером на земле считается Карякин, он стал им в 12 лет.

__.__

Кстати, такой же отдых предпочитает и знаменитый 24-летний гроссмейстер Сергей Карякин. Надо отметить, у них с Ильей много общего. Например, оба начали заниматься шахматами в 5 лет.

– Когда он был маленьким, очень быстро терял интерес даже к самым крутым игрушкам. Если честно, думал, что и с шахматами то же самое будет, – вспоминает отец Ильи. – Но ему понравилось. Постепенно начал меня обыгрывать, затем – дедушку, который считался в семье мастером. В итоге отвел его в Центральный дом шахматиста им. М. М. Ботвинника в Москве. Через месяц он уже выполнил 3-й разряд.

Но любовь сына к шахматам чуть не пошла в разрез планам всей семьи – экология столицы накладывала отпечаток на здоровье, и Маковеевы в 2012 году приняли решение переехать в Геленджик. Встал вопрос, что делать с шахматной школой – не бросать же? Спас интернет, по которому Илья по сей день занимается со своими тренерами, сидя за компьютером.

– Тренировки проходят каждый день и длятся по 3 – 5 часов. С тренерами я занимаюсь 4 раза в неделю. Все остальное время принимаю участие в блицтурнирах по интернету. Есть специализированный портал, где играют гроссмейстеры, мастера. Партии длятся по 2 – 3 минуты.

– Сколько времени занимают твои стандартные партии?

– В среднем 3 часа, но это мало, на самом деле. Максимум 6,5 часа как-то играл, – рассказывает Илья. – Во время игры усталости не чувствуешь. На столе у меня есть вода, можно сходить в туалет, правда, игру никто не останавливает. Делаешь ход, записываешь его и бежишь, дабы успеть к тому времени, когда твой соперник передвинет фигуру.

– Не опасаетесь за здоровье сына? – обращаюсь к отцу.

– Пока все хорошо. Каждый год Илья проходит углубленное медицинское обследование. Зрение, тьфу-тьфу, не падает. Хотя у нас вся семья в очках.

Право первого хода

Тренировки шахматиста проходят по тому же графику, что и, к примеру, у футболистов: разминка, занятия на тактику, игровая часть.

– Во время разминки я решаю шахматные задачки. К примеру, мне тренер поручает расставить в уме позицию. После этого приступаем к позиционным задачам, где надо улучшить положение собственных фигур. Рассматриваем ведущие партии гроссмейстеров. В шахматах много ходов, я запоминаю план, который состоит из трех частей.

Сегодня мозг 10-летнего шахматиста уже хранит огромную базу данных: о том, какие ходы разыграли Карпов и Каспаров в 1980 году, как играли Фишер и Спасский в 1972-м, сверх этого несколько заученных дебютов, как за черные фигуры, так и за белые.

Перед турниром шахматисты также просматривают видео игр своих соперников – пытаются разработать план будущих действий.

– Шахматисты – те еще стратеги. В обычной жизни это помогает?

– (Мальчик пожимает плечами) По школе особого прогресса не вижу, в математике уровень обычный, ничего сверхъестественного.

– Какими любишь фигурами играть – белыми или черными?

– Без разницы, – отвечает Илья. – Хотя, белыми проще – право первого хода позволяет сыграть на победу, черными обычно играют на ничью. В финале на чемпионате мира я играл белыми. Матч закончился вничью. Но этого мне было достаточно, тренер дал установку не рисковать, играть увереннее. В итоге за 11 туров я 4 раза сыграл вничью, остальные партии выиграл.

Мозгу шахматиста нужна энергия, чтобы работать в режиме, от которого заискрят и взорвутся головы обычных людей, а уж тем более – детей. Поэтому перед туром Илья обязательно старается поспать.

– У всех «почти шахматистов» низкий уровень гемоглобина в крови – нагрузки на мозг большие, поэтому все едят гематоген, – рассказывает отец мальчика.

– Завтракаю я обычно омлетом, съедаю горький шоколад. Если погода позволяет – обязательна пробежка, чтобы взбодриться и поднять общий тонус организма.

– Главный секрет чемпиона?

– Хм... Не знаю, – мальчик вновь пожимает плечами и добавляет. – Просто стараюсь, занимаюсь и все.

На сегодня рейтинг (уровень игры каждого шахматиста, который, чем выше, тем сильнее спортсмен. – Прим. авт.) 10-летнего парня составляет 2 218, что позволяет ему называть себя мастером спорта. Для сравнения, текущий рейтинг Сергея Карякина – 2 775, у Магнуса Карлсена – 2 849.

– В 10 лет ты уже стал чемпионом мира, дальше-то что?

– Я хочу стать гроссмейстером, – даже не моргнув глазом, отвечает Илья. К слову, у него еще есть время обновить Книгу рекордов Гиннесса – сейчас самым молодым гроссмейстером на земле считается Карякин, он стал им в 12 лет.

Фото Юрия ХОДЗИЦКОГО