Кубанские Новости
Общество

Добро не ходит по дорогам

Кто эти люди с ящиками для сбора денег якобы для больных детей, ежедневно выходящие на обочины краснодарских дорог? – на этот и

Обсудить методы работы настоящих и липовых волонтеров, благотворительных фондов и их взаимодействие с семьями, попавшими в трудную ситуацию, пришли журналисты краевых СМИ и гости редакции: Сергей Килин, заместитель министра образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, Наталья Агафонова, начальник управления по работе с несовершеннолетними, опеки и попечительства министерства труда и социального развития края, Наталья Дудузова, замначальника отдела по организации профилактической работы с семьями министерства труда и социального развития края, Яна Сторожук, руководитель благотворительного фонда помощи детям «Край добра», и Алена Губанова, руководитель ГКУ КК «Молодежный кадровый центр».

Целительная польза просвещения

Разговор о благотворительности и естественном желании человека помогать ближнему начал Сергей Килин, заместитель министра образования, науки и молодежной политики Краснодарского края. Он напомнил присутствующим в конференц-зале «Кубанских новостей», что еще Федор Достоевский сказал, что сострадание – это один из самых главных законов существования человечества. Оно сближает нас и развивает высокие духовные качества.

– Но надо понимать, чем отличаются понятия добровольства и волонтерства. В жизни они часто идут рука об руку, однако все же отличаются друг от друга. «Волонтерство» произошло от французского «волонтюр», то есть «в охотку», а «доброволец» имеет славянские корни и означает, что человек делает все по доброй воле, хотя и частенько в качестве жертвы, – отметил Сергей Владимирович.

Таким образом, получается, что ребята, стоящие вдоль дорог с прозрачными ящиками для сбора денег якобы на благотворительность, не являются и не имеют права называться ни добровольцами, ни волонтерами. Потому как делают это за деньги. Правда, далеко не все из них с этим согласны и продолжают называть себя благотворителями. До поры до времени.

Одного из таких «сборщиков» удалось направить на путь истинный главному редактору «Кубанских новостей» Елене Золотовой:

– У меня была ситуация, когда на перекрестке ко мне подошел человек с документами благотворительного фонда, зарегистрированного на Алтае. А мы о нем когда-то писали в газете. Я объяснила мужчине, что он занимается обманом, и все закончилось тем, что он снял с себя желтый жилет и ушел. На следующий день на этом месте стояла девушка.

– И все-таки многие люди приходят на перекрестки к больницам и поликлиникам именно с целью собрать как можно больше средств, – напомнил участникам круглого стола журналист «АиФ-Юг» Федор Пономарев. – Потому что получают проценты с итоговой суммы. Главная их цель – именно заработать. Так почему на них не обращают внимания правоохранители?

Как оказалось, закон о благотворительности настолько несовершенен, что поводов для обращения к «волонтерам с дороги» у полицейских немного. Самый верный из них – заявление, полученное от людей, чьи личные данные и фотографии используются для сбора денег. Например, от родителей детей-инвалидов, на лечение которых якобы собираются средства. Впрочем, зачастую такие семьи ни сном, ни духом не ведают об обмане.

Такую историю недавно показал один из краевых телеканалов. Молодые люди «окучивали» московских водителей, собирая деньги на лечение девочки из Динского района, больной ДЦП. Когда журналисты связались с ее мамой, выяснилось, что ни копейки денег из коробочки, на которой было наклеено фото ребенка-инвалида, им не поступило. Ошарашенные родители написали соответствующее заявление в правоохранительные органы.

– К сожалению, эти истории не единичны, – напомнила Наталья Агафонова. – Подобные случаи имели место и в Краснодаре.

Чтобы свести эту печальную статистику на нет, важно рассказать людям о том, что благотворители с дороги – те же самые мошенники. Запретить прохожим жертвовать деньги кому бы то ни было, никто не вправе – ни полицейские, ни врачи, ни журналисты. А вот заставить задуматься: правильно ли он поступает, протягивая «волонтеру» 10, 50 или даже 100 рублей, уверен ли, что деньги дойдут до «адресата», чье бледное личико наклеено на пластиковый контейнер, мы, журналисты, обязаны.

Сыграли на эмоциях

Как сообщила начальник управления по работе с несовершеннолетними, опеки и попечительства министерства труда и социального развития края Наталья Агафонова, «придорожная» благотворительность как явление появилась на кубанских улицах давно. Когда-то милостыню просили инвалиды и БОМЖи. Но общество быстро осознало, что это вид бизнеса, и попрошайки исчезли. Теперь на главные транспортные артерии городов и станиц вышли «волонтеры», работающие за деньги, но якобы для больных детей. Их методы работы вызывают много вопросов у прохожих.

– Я видел, как двое таких молодых людей, предвкушая сытный обед, открыли контейнер, достали деньги и отправились в ближайшее кафе, – рассказал журналист «Кубань Сегодня» Михаил Мусаев.

А ведь, отправляя свои кровные в ящик, каждый человек искренне верит, что делает доброе дело. Такой жест доброй воли, вызванный сиюминутным желанием протянуть руку помощи тем, кто в этом нуждается, – естественное человеческое желание. Оно появляется спонтанно – увидел фотографию больного ребенка и захотел помочь его семье скорее собрать деньги на операцию или протезы. В магазине стоят запечатанные боксы с логотипом известного каждому жителю Кубани благотворительного фонда «Край добра» – почему бы не положить туда только что полученную сдачу?

Русские люди по природе своей очень милосердны. Протянуть руку помощи, отдать последнюю рубашку или поделиться последним рублем с обездоленным – для нас естественно. И это качество используют в своих целях лже-благотворители. В погоне за щедрыми пожертвованиями они не останавливаются ни перед угрозой реального административного или даже уголовного наказания, ни перед осуждением обществом или возможностью подачи заявления в прокуратуру от семей, чьи данные они используют.

Впрочем, кое-какие меры безопасности эти «помощники» предпринимают – регистрируют благотворительные фонды, получают лицензии на сбор пожертвований и другие документы. Эти бумаги всегда при себе у каждого лже-волонтера с дороги, и они без тени возмущения дают ознакомиться с ними каждому любопытствующему прохожему. Мол, смотрите, у нас все чисто и честно.

– Но надо внимательно читать, что написано в документах: где зарегистрирован фонд, совпадает ли его название в уставе с названием в лицензии, где зарегистрирована организация и разрешено ли ей работать в других российских регионах, – рассказала Яна Сторожук, руководитель благотворительного фонда «Край добра». – Как правило, несовпадения этих данных встречаются очень часто. Например, в документах об открытии сбора указано название фонда, а в лицензии он просто именуется как «благотворительный фонд». Это верный признак того, что вас пытаются обмануть, и деньги, скорее всего, пойдут не больным детям, а в карман лже-благотворителям.

Другим моментом, который должен насторожить, является регистрация организации не в Краснодарском крае, а в другом регионе. Например, в Сибири или даже в Белоруссии. Часто выясняется, что заезжие «волонтеры» собирают деньги якобы на детей из их родных краев и областей. Но, позвольте, а что же у нас на Кубани своих сирот или инвалидов, нуждающихся в помощи, мало? Или тем людям, чьи имена называют сборщики пожертвований, не смогли помочь их земляки? Наверняка ведь и там много добросердечных людей, готовых словом и делом поддержать нуждающихся. Но их не попросили о помощи. Почему – догадайтесь сами.

Помогают выводить на чистую воду нечестных волонтеров и сотрудники краевого министерства труда и социального развития. Под видом обычных прохожих они подходят к ним, просят показать документы, задают вопросы о семьях, для которых якобы собираются деньги. И что примечательно, часто после такого пристального к себе внимания большинство «благотворителей» предпочитают удалиться, даже не получив пожертвования.

Вот вам и еще одна примета – если волонтер пытается избежать вопросов, ему есть что скрывать. Или же попросту нечего рассказать, так как, кроме скупой информации о семье и номере телефона родителей, ничего в «документах» не указано.

Доверяй, но проверяй

Откуда же ушлые «благотворители» узнают личные данные нуждающихся семей? – задались вопросом журналисты. Оказывается, в ряде случаев родители детей-инвалидов или родственники сами обращаются за помощью в сомнительные фонды. И это отчасти понятно: когда тяжело болен близкий человек, а, тем более, твой малыш, пойдешь куда угодно, лишь бы ему помогли, спасли, вылечили. Вот и расстроенные матери, близкие родственники или знакомые пишут письма с просьбами о помощи куда только можно. А там уже – кто откликнулся, тому и доверились.

Собственно, так и было с мамой, «на лечение» дочери которой собирали деньги московские «волонтеры». Известные фонды, по объективным причинам, сочли, что пока не могут оказать поддержку родителям – нет достаточных оснований. Есть дети, которым в данный момент больше нужны деньги благотворителей. А вот не известная никому организация быстро отозвалась на призыв и даже перечислила семье несколько тысяч рублей. Как первый взнос. А потом – тишина. Хотя деньги в коробочку с именем девочки продолжали класть добросердечные москвичи и гости столицы. Сейчас этой историей занимается полиция.

– Я бы советовала нуждающимся людям обращаться за помощью в известные фонды – такие, как, например, наш «Край Добра». Во-первых, мы работаем в рамках закона, все обращения обсуждаются комиссией из лучших врачей края, мы вместе ищем пути поддержки, – рассказала Яна Сторожук. – Но бывает, к нам обращаются за советом известные благотворители-предприниматели, у которых таких писем много. Но человек не может самостоятельно понять, кто действительно нуждается в срочном сборе средств, а для кого деньги – лишь способ слегка улучшить состояние, поменять средства реабилитации на более современные или поехать лечиться не в отечественные клиники, а в зарубежные. Просто потому, что родным кажется, что так будет лучше.

__.__

Средний размер пожертвования на благотворительность на Кубани – 50 и 100 рублей.

__.__

О реальной государственной поддержке детей-сирот (одна из популярных легенд лже-благотворителей) рассказала участникам круглого стола представитель краевого министерства труда и соцразвития Наталья Агафонова.

– У нас в крае все дети-сироты под учетом. Мы знаем о каждом – как живет, где, в чем нуждается. И, более того, заверяю вас – всем им оказывается своевременная необходимая помощь за счет государства, – подчеркнула Наталья Ивановна. – Так что не верьте рассказам о «бедных брошенных детках». Например, есть в Краснодаре детский дом «Рождественский», в котором находится много деток, нуждающихся в дорогостоящем лечении. Всем им оказывается всесторонняя помощь – средствами реабилитации, операциями и т. д. И еще – ни в одежде, ни в обуви эти дети не нуждаются. Государство полностью обеспечивает их всем необходимым.

Трудная работа

И все-таки на Кубани есть дети-инвалиды, семьи, которые очень нуждаются в поддержке посторонних людей. Для них работают и официальные благотворительные фонды вроде «Края Добра», и настоящие добровольцы, волонтеры. Деятельность последних, кстати, координирует в том числе и краевой департамент образования, науки и молодежной политики.

– У нас есть специальный сайт «Доброволецкубани.рф», мы модерируем его работу, отслеживаем всю поступающую информацию. Эта площадка объединяет более 9 тысяч кубанских настоящих волонтеров, – рассказал Сергей Килин, заместитель министра образования, науки и молодежной политики края. – Сайт интересен еще и тем, что на нем можно зарегистрировать социальную вакансию – просьбу о помощи, на которую обязательно откликнутся наши ребята. Они увидят на интерактивной карте специальный флажок и обязательно придут на помощь к человеку, который находится недалеко.

Кубанский сайт стал «пионером» в деле организованного волонтерства. Недавно на его основе был разработан аналогичный сайт, но уже федерального масштаба.

И все-таки чаще всего в добровольцы и волонтеры идут молодые люди, которые меньше всего хотят быть похожими на пионеров или комсомольцев, – напомнили чиновнику журналисты. Что можно посоветовать таким ребятам, которые хотят помогать землякам, но, не вступая при этом в чьи-то стройные ряды?

– Сайт – это не общественная организация, а только лишь ресурс – возможность получить адрес человека, который нуждается в помощи, – отверг сомнения в независимости интернет-площадки Сергей Владимирович. – Мы поняли, что «доброволецкубани.рф» не в коем случае не должен оказаться площадкой для криминалитета, которые могут воспользоваться выложенными на нем данными и обмануть нуждающихся людей. Поэтому было принято решение строить взаимодействие между ними и волонтерами через общественные организации, в порядочности которых нет сомнений. Ведь люди, которые размещают призывы о помощи, должны быть уверены, что их данными не воспользуются мошенники.

__.__

С начала 2016 года благотворительный фонд «Край Добра» оказал помощь 138 кубанским детям на сумму 20 млн. рублей.

__.__

Практически безграничным доверием как нуждающихся семей, так и людей, готовых помочь им, на Кубани пользуется благотворительный фонд «Край Добра». Он не первый год объединяет эти две стороны, помогает спасать жизни больных детей, собирает средства на их реабилитацию. Конечно, журналисты не могли не поинтересоваться у руководителя фонда Яны Сторожук, каково сегодня быть благотворителем? Легко ли собирать миллионы рублей на поддержку детей-инвалидов и их семей?

– Признаться честно, непросто, – подтвердила наши догадки Яна Валентиновна. – Причем не только конкретно в Краснодарском крае, но и вообще в стране. Нам удается, несмотря на сложную экономическую ситуацию, сохранять объемы полученных пожертвований. Но траты на каждого конкретного ребенка выросли за счет инфляции. Например, если раньше на лекарство мы давали семье 100 тысяч рублей, то после подорожания оно уже стоит 150 тысяч.

Но деньги все же находятся, суммы, необходимые для лечения или реабилитации собираются общими усилиями всех неравнодушных кубанцев. По подсчетам работников фонда, выяснилось, что чаще всего люди опускают в опечатанные ящики с логотипом «Край Добра» по 50 и 100 рублей. Таков размер среднего пожертвования.

Всего в Краснодаре установлено 320 боксов данной благотворительной организации. Они размещены в магазинах и заведениях общепита, торговых центрах. Благодаря добросердечным людям, в последнее время размер частных пожертвований вырос на 15 процентов. А все потому, что «Край Добра» в регионе многие знают и доверяют ему. Это касается как частных лиц, так и бизнесменов, в чьи текущие расходы обязательно входит строка «благотворительность». С начала 2016 года благотворительный фонд «Край Добра» оказал помощь 138 кубанским детям на сумму 20 млн. рублей.

__.__

Узнать о людях, нуждающихся в помощи волонтеров, можно, посетив сайт «доброволецкубани.рф».

__.__

А вот где не встретить волонтеров организации – так это на дорогах. Об этом рассказала сама руководитель фонда Яна Сторожук.

– Мы не собираем пожертвования на дорогах. Потому что не имеем права отвлекать внимание водителей на себя. К тому же я считаю, что сегодня благотворительность носит другой образ – наша деятельность вышла на более цивилизованный уровень, пожертвовать деньги можно разными способами – перечислив их на расчетный счет, с помощью смс, лично опустив купюры или монеты в боксы. Но собирать деньги на улицах мы не будем, – подчеркнула Яна Валентиновна. – И, прежде всего, потому, что такие «сборщики» сильно дискредитировали образ благотворителей. Выйдя на дорогу, мы автоматически будем приравнены к лже-волонтерам.

Понятно, что такая слава ни одному фонду, действующему в рамках закона, не нужна.

Итогом встречи стала договоренность ее участников продолжить сотрудничество. Ведь это дело – нужное и важное. Главное – делать это правильно: прежде чем расставаться с деньгами, убедиться в том, что они действительно пойдут на благое дело.

Помните!

Прежде чем отдать деньги «волонтеру» на дороге, не постесняйтесь задать ему несколько простых вопросов о фонде, в котором он работает, и ребенке, которому собираются средства. Если ответы туманны или «благотворитель» пытается уйти от вас, перед вами – мошенник.

Фото Нила РАКША