Кубанские Новости
Общество

«Светлячки» и «туристята» из коррекционной школы

Школьники краевой специальной коррекционной школы № 21 частые гости в художественном музее им. Коваленко. Здесь проходят мастер-

"КН" узнали, что в краевой специальной коррекционной школе № 21, где учатся дети с ограниченными возможностями здоровья, есть кружок песочной терапии. Ведет его Арина Зинченко, педагог дополнительного образования. Стало любопытно. Познакомились и договорились о встрече...

– Вы знаете, проект «Песочные фантазии» работал несколько лет. Он уже завершен. Но сейчас мы ведем немало других направлений, не менее интересных – арт-студия «Светлячок», кружки «Данко», «Туристята». Приходите, если интересно. В музей Коваленко сходим, там по вторникам и четвергам наши дети занимаются, – приглашает Арина Николаевна.

Конечно, интересно. И вот мы в школе.

«Горы доброты» из песка

Стены кабинета для индивидуальных занятий с особенными детьми завешаны их рисунками, кругом поделки, в углу небольшая песочница, где рождаются песочные картины. За подсвеченным стеклом – горная гряда. Аккуратным округлым почерком на песке выведено – «Горы доброты».

– Сейчас только ушел Паша, торопились с мамой в реабилитационный центр. У него комплексный сложный дефект – АСР, паралич и нет речи. Вот это его работа, сделанная левой рукой, – поясняет Арина Зинченко.

Кабинет совсем небольшой. Так нужно, говорит педагог. Для детей с ДЦП или аутистическим спектром расстройства важен микроклимат, нужны малые пространства. Все можно подать, взять – так им уютнее. Сюда на занятия приходят дети, находящиеся на домашнем обучении, которым сложно находиться в большом коллективе, трудно осваиваться в новых условиях – это особенно характерно для начальной школы. Ребенок, попадающий в первый класс из домашней атмосферы, теряется, замыкается в себе. Бывает, что испытывает агрессию со стороны одноклассников, если отличается от них. И тогда на помощь приходят арт-технологии, игротерапия, песочек – ребенок вовлекается в процесс, идет динамика в развитии.

– Иногда, если возникают проблемы, учителя прямо с урока приводят детей, – поясняет Арина Николаевна. – Поиграли, порисовали, ребенок успокаивается, входит в норму.

__.__

Арина начала стучаться во все музейные двери. Сначала в краеведческий музей. Рассказала, что есть такая музейная педагогика – почему бы нам не попробовать. Отказали, мотивируя тем, что это сложно – дети с ограниченными возможностями, с дефектами.

__.__

Арт-студия «Светлячок», которую уже три года ведет Арина Зинченко, создавалась как раз для социализации детишек из начальных классов, у которых проблемы с общением. Усвоение образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков идет через игровую деятельность, творчество. Занятия и мастер-классы проводятся на базе художественного музея им. Коваленко. Ребята старшего возраста тоже с удовольствием занимаются арт-терапией. А в этом году для 6-классников создан патриотический клуб «Данко» – работники музея и тут пришли на помощь.

Интересуемся, как родилось сотрудничество с музеем.

История давняя. И, как часто бывает, помог случай.

Все из-за жужелиц

Однажды Арина Зинченко повела группу трудных подростков через горы к морю. Шли по Кавказскому заповеднику. Там встретили парня с большим грузом в рюкзаке, познакомились. Сергей оказался научным сотрудником Ботанического музея из Москвы – собирал коллекцию жужелиц. Ребята помогли ему разгрузиться. Руководитель группы предложила пойти вместе. Помощника у нее не было, а ребят – 18, и все сложные. Тот согласился и за короткое время сумел расположить ребят к себе. Он рассказывал про животный мир, про экологию, смог к каждому найти подход. Мальчишки, которые в 14 – 16 лет прошли все и вся, слушали его с раскрытым ртом.

– Я поинтересовалась, откуда в нем это? – рассказывает собеседница. – Молодой парень – 23 года, и такой опыт общения не с самыми легкими ребятами.

Оказалось, в музеях Москвы практикуется музейная педагогика. Приводят детей из детских домов, интернатов, проводят с ними занятия, беседы. И это дает немалый эффект в воспитательном процессе.

Вернувшись, Арина начала стучаться во все музейные двери. Сначала в краеведческий музей. Рассказала, что есть такая музейная педагогика – почему бы нам не попробовать. Отказали, мотивируя тем, что это сложно – дети с ограниченными возможностями, с дефектами.

– Я доказывала, что их нужно адаптировать к жизни в обществе, заинтересовывать, – продолжает Арина Николаевна. – Вот есть, например, отдел «Природа Кавказа» – им будет интересно. Предлагала сама разработать программу. От музея требовалась лишь визуальная картинка, чтобы дети легче воспринимали услышанное. Не убедила. Мне предложили провести разовую экскурсию, а хотелось системы. Как раз пошли дети, которые не удерживались в школе. Их отправляли на домашнее обучение, а это уже частичное выпадение из социума.

День рождения Пушкина привел к мечте

Следующим был художественный музей им. Коваленко. И опять отказ.

А в это время у Зинченко был 9-й выпускной класс, летом отрабатывали в парке пятую трудовую четверть. Шли мимо памятника Пушкину – как раз было 6 июня. Задержались, посмотрели концерт, посвященный поэту.

– А потом я увидела афишу, что в музее бесплатно проводится мастер-класс по созданию песочных картин. А давайте-ка зайдем, говорю ребятам. Там и состоялось знакомство с прекрасным человеком Дианой Конкиной. После экскурсии и мастер-класса я ей предложила: «Давайте посотрудничаем. Если вас страшит толпа, я буду индивидуально деток приводить». Диана Игоревна согласилась. И знаете, замечательно получилось.

Вместе они создали мульт-музей «Песочные фантазии». Сплотили в нем и детей, обучающихся в коллективе, и тех, кто находился на обучении дома. И это уже была настоящая инклюзия. Если в школе к тем ребятам, у кого дефекты посильнее, не очень хорошо относились, обижали, то здесь пришли взаимопомощь, понимание.

– Мы выиграли Потанинский приз в конкурсе «Социальные проекты». На занятия приходили и дети-даунята, и «домашники». Был такой мальчишка из Энема на домашнем обучении – Азамат. У него не было речи, думали, так и не заговорит. Я один раз приехала к нему домой, а на него собака накинулась. Говорю: «Нельзя бежать, надо сказать – фу, сидеть». Он повторил – оказалось, у ребенка большой речевой запас. И пошел поток. Так вот, у Азамата оказались большие способности к рисованию. Когда делали песочный мультфильм, туда вошли многие его работы.

Через 5 лет проект завершился. Сегодня для музея данная тема не актуальна – теперь эта студия платная. Приходится приносить списки, просить, чтобы экскурсию или мастер-класс провели бесплатно.

Но сотрудничество с музеем не прекратилось.

Хоть сейчас в экскурсоводы

Мы идем в музей. Сейчас там начнутся занятия, на которые придут школьники с классными руководителями. Тех, кто на домашнем обучении, приводят родители.

– По пути ребята изучают свой город, – рассказывает Арина Зинченко. – Наши дети знают все памятники, которые находятся на улице Красной, и всех авторов. Собачки – Пчелин, Екатерина II – Аполлонов... От начала главной улицы города и на протяжении 4 километров знают все достопримечательности. Хоть сейчас в экскурсоводы.

Около бюста Репину нас уже ждут ребята из 8 «А». Окружают, знакомятся, наперебой рассказывают о своих впечатлениях.

– Мне нравится сюда ходить, потому что здесь рассказывают много интересного – о художниках, как писали картины, чем писали, сколько лет жил художник. Нравится путь сюда – особенно библиотека Пушкина и памятник Репину. Он писал известные картины, которые ценятся. Картины Репина излучают добро и тепло, – тараторит мальчишка в очках, доверчиво заглядывая в глаза.

– Это Альберт. Он у нас самый любознательный, – представляет говоруна классный руководитель, которая привела школьников. – А кто автор памятника Репину? Правильно, Яковлева.

– Кстати, Ольгу Федоровну мы пригласили в школу, – добавляет наша спутница. – Думаю, будет интересная встреча.

Ребята приходили в музей, когда из Санкт-Петербурга привозили картину Репина «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану». Потом ходили на улицу Горького смотреть скульптурную композицию, созданную кубанским скульптором Пчелиным. Пересчитывали фигуры казаков. А вы знаете, сколько их там? Они знают – 15.

Ежики тоже бывают мягкими

В музее ребят уже ждали. Да и они чувствовали себя здесь как дома. Интересовались, чем будут заниматься на мастер-классе. Пока ждали другой класс, экскурсовод Анна Карпенко провела для 8-классников познавательную экскурсию. Не просто хождение от картины к картине, а вопросы, вопросы… Чем отличается акварель от графики, натюрморт от портрета, зачем нужны макеты – на каждый из них у ребят готовы ответы. Видно, что в музейных залах они не новички.

На мастер-классе учились делать оттиски. Анастасия Дробышева, научный сотрудник музея, подробно объяснила, что такое монотипия, рассказала, как сделать рисунок на пластине, как перенести оттиск на бумагу.

На занятия мама привела «домашника» Сережу, мальчика с букетом сложных заболеваний. В классе он не удержался – много и невнятно говорит, задает много вопросов, отвлекает, от него отмахивались, обижали. Но здесь, на музейных занятиях, ребята относятся к нему совсем по-другому – сразу же стали ему помогать, объяснять. Его мама рассказала, что Сережа просто бредит арт-занятиями, при слове музей преображается. Вот и в этот раз он сиял, как лампочка, задавая по привычке кучу вопросов сидящей рядом Маше.

– Машенька у нас самая добросердечная. В классе она – ежик. Не подходи – уколет. А вот когда видит более слабого, нуждающегося в помощи, сразу же превращается в «маму Чоли», – улыбается Арина Николаевна.

В творческий процесс ушли с головой – на оттисках космические фантазии, пейзажи, портреты и, конечно же, горы, где побывали уже многие из ребят.

Очки разбились, а отношения склеились

Детский туризм – еще одно направление, которым занимается социальный педагог Арина Зинченко. Сама любит горы, эту любовь пытается привить и детям. Когда она организовала туристический кружок, обратилась за помощью на станцию юных туристов – там отнеслись с пониманием.

– Известный путешественник Константин Мержоев – друг нашей семьи, рассказывает она. – Но я думаю, что в решении поддержать нас сыграл роль не личностный момент. Просто ему тоже близки проблемы особенных детей. Вслед за станцией туристов откликнулся и центр молодежной политики, патриотического воспитания. Помогают транспортом, снаряжением, волонтерами – стали осознавать, что таких детей не надо бояться, надо их социализировать. Общество сейчас все больше поворачивается к проблемам детей с особенностями развития.

__.__

Вслед за станцией туристов откликнулся и центр молодежной политики, патриотического воспитания. Помогают транспортом, снаряжением, волонтерами – стали осознавать, что таких детей не надо бояться, надо их социализировать. Общество сейчас все больше поворачивается к проблемам детей с особенностями развития.

__.__

Руководитель «Туристят» уверена – горы лечат, меняют людей, убирают барьеры между людьми. В последнем походе, когда ходили на водопад Кесух недалеко от хутора Поднависла, Альберт, тот самый, который все знает про Репина, разбил очки – без них он практически ничего не видит. В школе ребята обижали его, смеялись – он мальчишка развитой, много знает, много говорит, за это ему и достается. Так вот в горах об этом забыли – вели Альберта по тропе, помогали перейти реку вброд, следили, чтобы он не поскользнулся – дело было после ливня. Потом показали ему фотографии тех мест, которые он не смог увидеть. Обязательно пойду еще раз, решил мальчишка.

А однажды Арина Николаевна взяла своих ребят на турслет в «Дубраву». Ее отговаривали – мол, ну как ты поедешь с детьми с очень сложными заболеваниями, нуждающимися в особой опеке. Да и некоторые из ее подопечных сами побаивались скалодрома, полосы препятствий. Но потом встретили там группу ребят с полной слепотой, которые заплутали в лесу. И дети с ДЦП, плохо видящие, боящиеся вступать в контакт, преобразились, стали проводниками слепых – помогали им ориентироваться в лесу, надевать каски и карабины. Чем не ломка барьеров?

Данко будет жить

В этом году родился новый патриотический клуб для 6-классников. Название для него выбирали долго. А потом вспомнили рассказы старухи Изергиль, которые читала им Арина Николаевна, и единогласно решили – будет «Данко». У ребят из «Данко» только начинается знакомство с музейной жизнью – их ждут выставки, экспозиции, мультимедийные программы на темы патриотизма, казачества, краеведения. Впереди походы и новые открытия – себя и окружающего мира. Мира – без барьеров.

Фото Нила РАКША