Общество

О том, какими правами обладают семьи, воспитывающие детей-инвалидов, «КН» рассказала детский омбудсмен на Кубани Татьяна Ковалева

ЗНАЙ СВОИ ПРАВА

– Многие семьи, где рождается ребенок-инвалид, распадаются. В итоге женщине приходится в одиночку воспитывать малыша, махнув при этом на себя рукой, на свою карьеру. Существуют ли на Кубани детские сады для детей-инвалидов?

– Этому вопросу в нашем крае уделяется серьезное внимание. В настоящее время в дошкольных организациях созданы 1,5 тысячи групп компенсирующей направленности, в которых получают образование около 20 тысяч детей с ограниченными возможностями, из них более 2 тысяч – дети-инвалиды. Активно применяются и альтернативные формы дошкольного образования: группы кратковременного пребывания, консультационные центры, группы «Особый ребенок», патронаж на дому, «Виртуальный детский сад».

– Многие родители «бьются» за то, чтобы оформить инвалидность ребенку. Особенно это прослеживается в районах. Ребенку с ДЦП годами не дают статус инвалида. Как защищать свои права в таких случаях?

– Если все основания для установления инвалидности есть, то она должна быть установлена. Официальная статистика свидетельствует о том, что численность детей-инвалидов в нашей стране в целом и на Кубани в частности не снижается. Так, по данным отделения Пенсионного фонда по Краснодарскому краю, получателями пенсии в 2015 году были 20 270 детей-инвалидов, в 2014 году – 19 259 детей, в 2013 году – 18 281 ребенок. Существует установленный законом порядок обжалования решений бюро медико-социальной экспертизы. При этом родители должны понимать, что наличие заболевания и его диагноз не являются безусловным основанием для установления инвалидности. Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных.

– К вам часто обращаются с такими проблемами?

– Доля таких обращений за последние 3 года остается на стабильном уровне. По-прежнему намерение родителей установить инвалидность своему ребенку обусловлено необходимостью сохранения или получения мер социальной поддержки со стороны государства, так как большинство из них испытывают серьезные материальные трудности. Как правило, отказы в установлении инвалидности обоснованные. Однако каждая ситуация индивидуальна. В отдельных случаях решение территориального бюро нам удавалось изменить, ребенку устанавливалась инвалидность.

– Когда ребенок проходит процесс присвоения инвалидности, родители вынуждены самостоятельно выискивать нормативы и законы, которые могут им помочь. Есть ли общая инструкция, где все это изложено?

– Еще в 2009 году мы разработали и издали информационный сборник «Права ребенка-инвалида», в котором систематизировали информацию о правах и льготах в различных сферах жизнедеятельности. Сборник предназначен для родителей, воспитывающих детей-инвалидов; он также стал хорошим подспорьем для специалистов, занимающихся детьми, – инвалидами, представителей общественных организаций. Сегодня сборник размещен на сайте www.куб.дети в разделе «Правовое просвещение» в подразделе «Информационные материалы».

– Где-то еще можно получить информацию?

– Информация о существующих мерах соцподдержки детям-инвалидам, семьям, их воспитывающим, доводится до граждан и их законных представителей через органы социальной защиты, бюро медико-социальной экспертизы, а также ведомствами, которые назначают выплаты, предоставляют инвалидам те или иные виды помощи. Информация размещается на стендах в учреждениях, их информационных сайтах.

Кроме того, при установлении инвалидности для ребенка разрабатывается индивидуальная программа реабилитации или абилитации, в которой указаны все необходимые мероприятия и их исполнители.

ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ

– В Краснодаре есть организация женщин-инвалидов и матерей, воспитывающих детей-инвалидов. Они живут в основном за счет собственной активности: ищут спонсоров, просят, помогают. Какую помощь оказывает им край?

– Роль родительских сообществ в решении проблем детей с ограниченными возможностями очевидна. Их активная жизненная позиция, отстаивание интересов детей, и не только своих, вызывает уважение и требует всяческой помощи со стороны органов власти и всего общества. Край оказывает им поддержку в рамках действующего федерального и регионального законодательства путем предоставления грантов в форме субсидий. Администрацией Краснодарского края систематически проводятся методические семинары, конкурсы, форумы, выставки для таких организаций, оказывается необходимая индивидуальная консультативная помощь.

– В последнее время «развелось» множество благотворительных фондов. Вроде все кому-то помогают, активно собирают деньги, продукты, подарки на праздники. Однако с улиц не ушли мамы с детьми-инвалидами. Как это расценивать: попрошайничество на фоне жалости или же сегодня действительно не хватает поддержки таким семьям, что они вынуждены просить милостыню?

– В нашей стране действует государственная система социального обеспечения детей-инвалидов. Пенсия ребенка-инвалида составляет 11 903 рубля в месяц, ежемесячная денежная выплата – 2 397 рублей. Кроме того, неработающий трудоспособный родитель, осуществляющий уход за ребенком-инвалидом, получает ежемесячную выплату в размере 5 500 рублей. В набор социальных услуг входит бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, санаторно-курортное лечение ребенка-инвалида, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Дети, в зависимости от показаний, имеют право на получение всех видов медицинской помощи, в том числе и высокотехнологичной, в государственных и федеральных учреждениях здравоохранения. Мероприятия, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации и абилитации, также являются обязательными для исполнения уполномоченными органами и осуществляются за счет бюджетных средств. В то же время мы понимаем, что для ребенка с ограниченными возможностями, с его особыми потребностями, проблемами необходимы дополнительные затраты. Поэтому благотворительная деятельность – это возможность реально улучшить, облегчить положение ребенка-инвалида и его семьи. Более того, это еще и возможность нашим гражданам проявить лучшие человеческие качества, такие как милосердие и сострадание, которые так необходимы современному обществу.

– Кому тогда стоит доверять?

– Сегодня есть всем известные благотворительные фонды, деятельность которых открыта и прозрачна, а потому вызывает доверие у населения. Если у человека есть желание помочь больным деткам, он может сделать это через них. Я бы не рекомендовала вносить средства через незнакомые, никому не известные организации и личностей, которые бессовестно играют на добрых чувствах людей. Такие факты, к глубокому сожалению, тоже известны.

ШКОЛА ДЛЯ ВСЕХ

– Сегодня много говорится об инклюзивном образовании. Но некоторые родители против совместного обучения с детьми-инвалидами потому, что учителю, на их взгляд, придется большую часть времени тратить на этих ребят. Как лично вы считаете, нужно ли обучение в такой форме вводить в кубанские школы?

– В переводе с английского «инклюзия» означает включение, присоединение, вкрапление. Вопросам развития инклюзивного образования уделяется большое внимание. Создать комфортные условия помогает государственная программа «Доступная среда. Проектируются разные типы среды, изделия, коммуникация, информационные технологии и услуги таким образом, чтобы они стали доступными и понятными всем. Действительно, наше общество сегодня еще не совсем готово принять инклюзивное образование. Отсюда и опасения родителей за качество образования детей. На наш взгляд, необходимо проводить разъяснительную работу с родителями о том, что инклюзия не предполагает ущемление прав обычных детей в пользу ребят с ограниченными возможностями, а это следующая ступень развития общества, когда образование становится реальным правом для всех без исключения. Обучаясь вместе, дети учатся вместе жить, трудиться, взаимодействовать, помогать друг другу, сопереживать. Говоря об инклюзии вообще, следует подчеркнуть, что она необходима всем членам общества, но в большей степени – обычным людям, не имеющим каких-либо ограничений, поскольку то обладает, на мой взгляд, важной воспитательной функцией формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями.

– Готовы ли кубанские школы в техническом плане принять детей-инвалидов?

– Сегодня дети с ограниченными возможностями при отсутствии медицинских противопоказаний могут получать образование в общеобразовательных классах школ и группах детских садов. В 2015 году в крае по модели полной инклюзии обучалось более 4,5 тысячи детей-инвалидов. На создание условий для обучения детей-инвалидов в общеобразовательных школах из краевого бюджета каждый год выделяются средства.

– Есть ли сегодня курсы для матерей, воспитывающих детей-инвалидов?

– В 35 муниципалитетах открыты школы для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. Наиболее активно это направление развито в Анапе, Каневском и Славянском районах. С июня 2016 года краевым Центром диагностики и консультирования ежемесячно проводятся Школы для родителей в режиме видео-селектора, куда приглашаются законные представители особенных деток. Так, например, три заседания были посвящены проблемам обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра. На все вопросы родителей отвечали руководители и педагоги образовательных организаций, специалисты краевого Центра диагностики и консультирования, представители министерства труда и социального развития Краснодарского края, Главного бюро МСЭ по Краснодарскому краю.

В детских садах функционируют психолого-медико-педагогические консилиумы. А для ребят, которые не посещают детские сады, в крае организована работа 140 консультационных центров, действующих на базе 95 детских садов во всех муниципальных образованиях края. И, конечно, лучшей школой является обмен опытом между самими родителями. Многие из них очень активны и проявляют заинтересованность в повышении своей осведомленности, обмене опытом. Например, в Сочи, Краснодаре, Славянске-на-Кубани заработали некоммерческие центры консультирования и помощи, которые организовали сами родители.

– Как часто сегодня берут под опеку детей-инвалидов? Как часто усыновляют? Поделитесь статистикой.

– В 2015 году в замещающих семьях воспитывалось более 74 процентов детей-инвалидов: из 1 532 детей-инвалидов 1 135 детей были устроены в семьи. Из 43 вновь выявленных детей-инвалидов – 40 передали на воспитание в семьи. Понимая все трудности, связанные с воспитанием особого ребенка, оставшегося без родительского попечения, региональные власти предусмотрели на законодательном уровне дополнительные меры социальной поддержки. Так, например, при принятии ребенка-инвалида или ребенка, имеющего ограниченные возможности, на воспитание в приемную семью размер вознаграждения увеличивается на 60 процентов, а при усыновлении ребенка-инвалида выплачивается единовременное денежное пособие в размере 500 тысяч руб. За последние 4 года это пособие получили 33 семьи. Также оказывается правовая, педагогическая и психологическая помощь.

Во всех муниципалитетах края действует сеть подразделений Краевого методического центра, в котором работают 132 специалиста: психологи, социальные педагоги, юристы. Эти меры позволяют все больше детей-сирот устраивать на воспитание в семьи.

БУДЬ В КУРСЕ

Куда обращаться, если ребенку не дают инвалидность?

Если родители или законные представители не согласны с решением бюро медико-социальной экспертизы по месту жительства, они вправе обжаловать его в течение месяца в Главном бюро МСЭ по Краснодарскому краю по адресу: Краснодар, ул. Чапаева, 58.

Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро МСЭ по адресу: Москва, ул. Сусанина, 3.

Кроме того, отказы бюро МСЭ могут обжаловаться в суде.

Фото Юрия ХОДЗИЦКОГО

05.12.16 17:20 – Светлана Голуб , просмотров: 1113

Поделиться в социальных сетях: