Кубанские Новости
Общество

В поисках мамонта

Уникальные находки, сделанные на территории Кубани, могут сделать Краснодарский край настоящей Меккой для любителей палеонтологи

Интересные «сказочки»

«Кубанские новости» сообщали об останках древних животных, которые попадаются в карьерах Гулькевичского района («КН» от 16 сентября 2015 года и сайт kubnews.ru от 10 августа 2016 года). В лучшем случае артефакты оседают в местных музеях, где из-за плохих условий хранения разрушаются. Но чаще всего людям не до «ржавых костей».

К сожалению, не замечают редкие находки и бизнесмены. Так, на вопрос корреспондента «КН», встречаются ли в недрах останки древних животных, Георгий Жоржеско, руководитель компании, которая занимается разработкой гравийных и песчаных карьеров, в том числе в Гулькевичском районе, говорит, что это «сказки».

– Ничего там нет. На моей памяти много лет назад что-то попадалось, конкретнее не могу сказать, – сказал нам по телефону Георгий Николаевич.

Что касается «сказок», их вокруг карьеров действительно очень много. Местные жители охотно рассказывают истории о диковинных находках.

– Год назад в глиняном отвале одного из карьеров, глубиной 16 метров, отрыли целый скелет древнего морского животного. Без конечностей, только мощный позвоночник, ребра, череп с двумя большими клыками, – рассказал «КН» собеседник, знакомый с деятельностью добывающих организаций.

По его словам, ковшом экскаватора повредили остов древнего животного, рабочие извлекли клык, длиной около трех метров. Размеры самого скелета, по словам очевидцев, достигали гигантских размеров. Дабы не привлекать внимание, его якобы снова засыпали землей.

Кладбище древних животных

Чтобы увидеть, где рождаются подобные «палеонтологические сказки», отправляюсь в экспедицию по Гулькевичскому району. Здесь, в пойме реки Кубань, находятся многочисленные водоемы – творение рук человеческих, а вернее, ковшей экскаваторов, которыми десятилетиями извлекают отсюда щебень и песок, пока не появятся родники и выработанные площади затапливает вода.

По крутому склону одного из действующих карьеров – Красносельского – спускаюсь вниз. На берегу огромного искусственного озера работает техника, открытым способом добывают песчано-гравийную смесь.

– Вам попадаются останки древних животных? – забравшись в кабину экскаватора, спрашиваю у пожилого рабочего.

– Сейчас редко, глубина маленькая. А вот в 80-х годах, когда только начинали разработку, действительно находили огромные кости древних животных. Недавно подняли большой череп с рогами по 70 сантиметров каждый, но он рассыпался, – охотно рассказывает экскаваторщик.

__.__

Из карьера Гирей под городом Кропоткином в музейные фонды поступали фрагменты скелетов ископаемых слонов (южного, лесного, трогонтериевого). Среди находок рога и даже черепа празубров, туров, гигантского и благородного оленей. Возраст палеонтологических находок датируется четвертичным периодом кайнозойской эры (2 млн. – 10 тысяч лет назад)», – сообщила «КН» заведующая отделом природы Краснодарского историко-археологического музея-заповедника им. Фелицына Валентина Флягина.

__.__

По его словам, в этих местах на глубине от 16 до 20 метров – настоящее кладбище древних животных. Но сохранить их практически невозможно. Оказавшись на «воле», находки, без вмешательства специалистов, быстро разрушаются, да и останавливать работу карьера никто не рискнет, это ведь деньги.

История без витрин

А вот житель города Гулькевичи Георгий Камша весной этого года на берегу реки Кубань, в окрестностях района, нашел фрагмент челюсти древнего животного с двумя обломанными бивнями. Мужчина уверен, что это останки южного слона, обитавшего на территории Северного Кавказа миллионы лет назад. Находку передал в местный музей.

К сожалению, увидеть богатую палеонтологическую коллекцию, собранную в музее Гулькевичского района, оказалось непросто. У муниципального учреждения не хватает стеклянных витрин для выставки подобных экспонатов, вот и хранятся окаменелости в закрытых от глаз посетителей помещениях.

По просьбе корреспондента «Кубанских новостей» сотрудники музея извлекли на свет божий несколько древних артефактов. Обращаю внимание на крупный череп с рогами (как раз такие фрагменты попадались в песке и гравии, о которых сообщала наша газета. – Прим. авт.).

– Это первобытный зубр, быки-великаны жили десятки тысяч лет назад. А вот окаменелые останки южного слона, он обитал в наших краях от 2 до 1 миллиона лет назад. По стертой эмали на зубах заметно, что он жевал грубую растительную пищу, – «читает» окаменевшую от времени кость старший научный сотрудник музея Василий Скрипкин.

На фото: Старший научный сотрудник Гулькевичского музея Василий Скрипкин: «Древние окаменелости – находка для краеведа»

Увлекательное краеведение

На вопрос, откуда на территории Гулькевичского района палеонтологические находки, краевед отвечает издалека.

– Изначально здесь образовалась широкая пойма реки Кубань с благоприятным для доисторических животных климатом, – проводит «ликбез» Василий Петрович. – За сотни тысяч лет с тогда еще молодых Кавказских гор вода нанесла огромные запасы инертных материалов, которые и «законсервировали» их останки.

Разработку карьеров начали в конце 40-х годов прошлого века. Миллионы кубометров гравийно-песчаной смеси вывезли на строительство Волго-Донского канала, других объектов. Тогда и стали попадаться артефакты.

Только с основанием в городе Гулькевичи историко-краеведческого музея появилась возможность собирать и хранить находки. Найденными в окрестностях артефактами пополнилась коллекция краевого музея им. Фелицына.

– Для краеведческой работы важно иметь под рукой такое «наглядное пособие», как палеонтологический материал. В музей часто приходят дети, и рассказывать об истории Кубани, о животных, населявших нашу землю, начинаем с древнейших времен. Когда ребенок видит настоящий зуб огромного слона, жившего «по соседству» миллион лет назад, он этого уже не забудет, – обращает внимание на важность палеонтологии Василий Скрипкин.

Можно заработать на скелетах?

Значимость палеонтологических находок из карьеров Гулькевичского района «Кубанские новости» попросили прокомментировать светилу отечественной палеонтологии, ведущего научного сотрудника Института аридных зон Южного научного центра РАН, кандидата биологических наук Вадима Титова.

__.__

Наиболее ценные палеонтологические находки, поступившие в музей им. Фелицына из коллекции, собранной в карьерах Гулькевичского района в конце 80-х годов, можно увидеть на выставке «Каменная летопись Кубани». Небольшая коллекция из карьера Гирей хранится в Геологическом институте РАН в Москве.

__.__

Отвечая на запрос нашего корреспондента, ученый поблагодарил за «наводку» на Гулькевичский музей и пообещал в скором времени приехать изучить собранный материал. По его информации, из местных карьеров происходят остатки «мамонтовой» фауны периода последних 300 тысяч лет.

Как говорит Вадим Титов, любая палеонтологическая находка является важной для науки. Но из-за дефицита специалистов обследовать все береговые обнажения, даже на территории одного Краснодарского края, ученым не под силу.

– Вся надежда на краеведческие музеи и местных энтузиастов, готовых делиться с учеными своими находками и информацией, – подчеркивает ученый.

Причем, в отличие от той же археологии, нормативных актов, регулирующих сбор окаменевших остатков на территории страны, до сих пор нет. Единственное – запрещено вывозить из страны палеонтологические объекты.

На фото: Песчано-гравийные карьеры ведут свою деятельность на месте кладбища древних животных.

Вадим Титов подтверждает, что в последнее время ученые действительно сталкиваются с непониманием со стороны руководителей карьеров:

– Попасть на их территорию затруднительно. Работники карьеров скрывают случаи находок ископаемых объектов, боятся, что из-за находок остановят работу предприятия.

Палеонтологи же, наоборот, заинтересованы в разработке карьеров, так как это дает возможность находить материал.

– Конечно, если найдется скелет, ученым потребуется время, чтобы раскопать его, зафиксировать находки на плане, пропитать клеевым раствором для крепости. Но для этого не надо закрывать весь карьер, а только приостановить работу на небольшом его участке, – успокаивает бизнесменов палеонтолог.

Взамен ученый с долей юмора предлагает «рекламировать данный карьер». Это можно принять за шутку, но если представить, что в Гирейском карьере, например, появится целый скелет огромного доисторического животного, кто знает, сколько удастся заработать денег на тех же экскурсиях?

Найти и понять

Вадим Титов обращает внимание, что с проблемой недопонимания ценности палеонтологических находок сталкиваются ученые не только в России, но и во всем мире: – Одним из животрепещущих вопросов современности остается проблема изменения климата. Понять, что будет на нашей земле при повышении среднегодовой температуры атмосферы Земли на 2 градуса (вопрос глобального потепления. – Прим. авт.), как раз и помогают палеография и палеонтология.

Оказывается, подобная климатическая ситуация была на нашей планете относительно «недавно» – чуть более 100 тысяч лет назад. Основываясь на анализе палеонтологических находок, ученые построили палеографические карты, на которых точно показано, какие участки суши были затоплены, какие были границы ландшафтных зон и растительных сообществ. Чем не прогноз на ближайшее время?

Не «Мекка», а «Клондайк»

По признанию известных ученых, «Кубанские новости» первыми из средств массовой информации Краснодарского края подняли вопрос сбора и сохранности палеонтологических объектов. До последнего времени эта проблема оставалась достоянием узкого круга специалистов и музейных работников.

Жаль, но при выработке карьеров попадающийся палеонтологический материал без контроля со стороны общественников и государства продолжает уничтожаться. Даже в случае спасения доисторических артефактов им необходимо обеспечить надлежащее хранение, что при нехватке денег муниципальному музею одному не под силу. Пока нам остается разводить руками, глядя на то, как в лучших традициях «золотой лихорадки» при промышленной разработке карьеров зачастую уничтожается палеонтологическое наследие.

Фото автора