Снегурочка? Она – к светлому празднику, к Новому году, к снежной радости. Однако в конце драматической фантазии Александра Островского Снегурочка тает. Больше нет одной из главных героинь зимнего торжества. Это к чему? Как совмещаются праздник с исчезновением-гибелью? Или в народном сознании жизнь и смерть образуют такое тесное единство, что их взаимодействие совершенно необходимо, оптимистично и спасительно?
Мастер купеческих историй написал эту сказку почти случайно. В 1873 году здание Малого театра закрылось на капитальный ремонт, труппа переехала в Большой театр. Возникла идея создать спектакль, объединяющий драму, оперу и балет. Обратились к А. Н. Островскому. Он предложил феерию, в которой танец и пение не менее важны, чем классические диалоги. Когда читаешь «Снегурочку», надо проникнуться музыкальностью, карнавальностью встречи зимы с солнцем, когда праздник перехода одного времени года в другое вызывает множество представлений, поддерживает миф о том, что наше существование соткано из самых разных нитей. Мы – это совмещение полюсов. На одном замерзаем, на ином исходим от жары.
__.__
Когда читаешь «Снегурочку», надо проникнуться музыкальностью, карнавальностью встречи зимы с солнцем, когда праздник перехода одного времени года в другое вызывает множество представлений, поддерживает миф о том, что наше существование соткано из самых разных нитей. Мы – это совмещение полюсов. На одном замерзаем, на ином исходим от жары.
__.__
Но это и есть земная жизнь, а также – наша Россия, страна нескончаемой зимы и короткого лета. А если уехать в Крым или на Кавказ, то Родина предстанет другой. Возьмет в плен долгое тепло, а снег покажется редкостью, исключением из правил. И все это нужно вместить, со всем согласиться, принять силу мороза и правду палящего луча. Мысли об этом сходятся в образе Снегурочки. Слышу в ее театральном прославлении гимн русским полюсам – суровой, варяжской мужественности и нежнейшей женственности, отцу Морозу и матери Весне.
Когда отец – Мороз, а мать – Весна, жизнь девушки не будет простой. Родители редко бывают вместе, и в одну из коротких встреч заходит спор о том, как дочери жить дальше, где хорониться от опасных солнечных лучей. Зимнего вида отец вполне категоричен: пусть и впредь Снегурочка будет окружена волшебным лесом – филинами и лешими, лисицами и зайчатами, лишь бы не оказаться под ударом враждебного Ярилы – божественного родственника, управляющего летней стихией:
«… Слышишь: таешь!
Ужасный смысл таится в этом слове.
Из разных слов, придуманных людьми,
Страшней всего Морозу слово: таять.
Снегурочка, беги от Леля, бойся
Речей его и песен. Ярым солнцем
Пронизан он насквозь…»
Но девушку тянет не к пастушку с женственным именем Лель, а к людям в целом, ей – дочери Весны – хочется песен и хороводов, ей мечтается о человеческом. Мать согласна, в споре со старым Морозом она сумела настоять на своем. Значит, Снегурочка окажется в царстве берендеев. Ей кланяются деревья и кусты, а мужчины и женщины, предчувствуя большие проблемы, разбегаются. Появляются бесстрашные и одновременно весьма практичные Бобыль и Бобылиха – бездетные супруги, которые согласны держать Снегурочку у себя ради выгодной сделки. «Смотри, – пристают они к приемной дочери, – какие женихи сватаются к тебе. Давай, скорее выбирай! Тебе муж и удовольствия, а денежки нам!»
Прекрасная Снегурочка притягивает молодых берендеев. Парни побросали своих избранниц и, следуя законам таящейся в Снегурочке весны, томятся вокруг таинственной девушки, вдыхая аромат неземного счастья и судьбы, так не похожей на обыденность. Они всегда готовы избрать ее. Однако не могут быть избранными. Внушая любовь, она сама любить не может – нежное сердце и столь понятный инстинкт оккупированы отцовским холодом.
Любовная кутерьма нарастает. Вот прекрасная пара – богатый купец Мизгирь и чудная Купава. Была прекрасная пара – до тех пор, пока Мизгирь не присмотрелся к Снегурочке. Сраженный ее нечеловеческим сиянием, приняв внутренний холод за женскую безыскусность, завидный жених отгоняет Купаву, говорит ей очень обидные слова:
«Влюбленному всего дороже скромность
И робкая оглядка у девицы;
Сам-друг она, оставшись с милым, ищет
Как будто где себе защиты взором.
Опущены стыдливые глаза,
Ресницами покрыты; лишь украдкой
Мелькнет сквозь них молящий нежно взор.
Одной рукой ревниво держит друга,
Другой его отталкивает прочь.
А ты меня любила без оглядки,
Обеими руками обнимала
И весело глядела…»
В царстве добрых берендеев все перепуталось из-за пришествия Снегурочки. Купава требует у царя мести за обманутую любовь. Снегурочка никак не может ответить на сильнейшее чувство Мизгиря и полубессознательно льнет к Лелю, который, в свою очередь, не может до конца разбудить девушку от снежной летаргии и уходит к Купаве. Да и это еще не все. Елена Прекрасная, жена Царя берендеев, решает включиться в решение набежавших проблем и оказывается на грани измены. Мизгирь хочет взять Снегурочку силой, но наталкивается только на ее призрак, бегающий по лесу, и едва не сходит с ума от коварных действий леших и прочей нечисти, верно служащей славянским божествам. Плюс ко всем нестроениям ?? солнце как-то затихло, перестало гореть по-настоящему, готовое оставить берендеев один на один с холодом и туманом. А без солнца берендеям конец.
Царь понимает: необходима жертва! Он говорит о другом – нравственность, мол, упала; тщеславия и зависти к чужим нарядам больше, чем нежных чувств. Но все мы понимаем, из какой древности пришел сюжет, – поэтому нужна жертва! За нас умирает Иисус Христос, объединяющий смерть и жизнь в образе победы над гробом. За берендеев умирает Снегурочка. Устав от своей недолюбви, она взывает к Весне:
«Обманута, обижена, убита
Снегурочка. О мать Весна-Красна!
Бегу к тебе и с жалобой, и с просьбой:
Любви прошу, хочу любить! Отдай
Снегурочке девичье сердце, мама!
Отдай любовь иль жизнь мою возьми!»
Услышано, дано, получено. Снегурочка твердо знает: теперь можно любить, а вот под солнцем стоять нельзя. Этого не сумел и не успел понять Мизгирь. Теперь его боготворит Снегурочка, страстно хочет с ним совместных ласк и долгой, почти бессмертной жизни по эту – земную – сторону пути. Надо лишь скрыться в должный час, ведь беспощаден Ярило-Солнце. Да вот Мизгирь, возомнивший себя полным хозяином, не отпускает в тень. Видим результат: Снегурочка, успев прославить любовь, растаяла; Мизгирь, не пережив «обман богов», бросился в озеро.
Версия первая. Снегурочка – такая прекрасная – перестала быть отвлеченной богиней, прошла яркой и скорбной дорогой человека – преодолела холод, отчужденность. Она больше не снежная дева, правильно попросила мать и получила право на любовь. Она – как мы. Она стала лучше нас. Потому что нам очеловечиваться не надо, а Снегурочка очеловечилась – и умерла за людей, приняла смерть за любовь. Доказала ее силу и красоту. Любовь, любовь, любовь… Однако послушаем Царя берендеев:
« … Мороза порожденье –
Холодная Снегурочка погибла.
Пятнадцать лет она жила меж нами,
Пятнадцать лет на нас сердилось Солнце.
Теперь, с ее чудесною кончиной,
Вмешательство Мороза прекратилось.
Изгоним же последний стужи след
Из наших душ и обратимся к Солнцу».
Итак, версия вторая. Специально или нет, Островский делает главную героиню не слишком убедительной. Нет, конечно, это прекрасный образ – под контролем подлинного мастера. Говорю лишь о недостаточно убедительной земной судьбе. Все же она – богиня, порождение Мороза и Весны – властных духов, заклинающих силы льда и разрушающего тепла, Снегурочка – участница важнейшего ритуала, магическая персона. Иногда мне кажется, что прохладная улыбка отчуждения не покидает ее совершенного, свободного от милых изъянов лица. Перед нами богиня, согласившаяся поиграть в любовь. Важная фигура в народном разговоре о морозе и жаре.
__.__
Царь понимает: необходима жертва! Он говорит о другом – нравственность, мол, упала; тщеславия и зависти к чужим нарядам больше, чем нежных чувств. Но все мы понимаем, из какой древности пришел сюжет, – поэтому нужна жертва! За нас умирает Иисус Христос, объединяющий смерть и жизнь в образе победы над гробом. За берендеев умирает Снегурочка.
__.__
Пьеса-сказка Александра Островского, словно вписываясь в логику древнеславянского язычества, восхваляет не человека. Да и заслуживает ли он высоких слов? Мизгирь собирался жениться на одной, побежал за другой. Купава трубит о мести. Лель источает эротическую прелесть, да сам пустой, не напитанный никаким личностным чувством, словно двусмысленная картинка перед глазами подростка. Елена Прекрасная уже готова к измене, сам Царь доволен смертью Снегурочки. Бобыль и Бобылиха – такая низость, житейская пыль, что и вспоминать не хочется. Яркие боги над ними сияют, жарят и заметают метелью – Мороз, Весна, Солнце. Они бессмертны по-настоящему, до тех пор – пока природная цикличность в союзе со временем отделяет личность от вечности.
… Наверно, я усложняю. И в каждой Снегурочке, танцующей вокруг домашней елки, присутствует сказочная душа, прославившая любовь. Не лютый мороз несет она, не об испепеляющем свете посылает сигналы. О прекрасных снежинках и детской радости – только о них говорит. Пусть мифы отдохнут. Мрачным версиям пора исчезнуть. С Новым годом, читатели!
Цитаты