Кубанские Новости
Общество

Мекка для туристов и археологов

В редакции "КН" недавно состоялся круглый стол, на котором была затронута проблема сохранности археологических, архитектурных и

Алло, мы ищем неравнодушных!

В мероприятии приняли участие: Юрий Рысин, руководитель департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, главный архитектор края, Роман Семихатский, руководитель Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края, Виталий Бондарь, известный историк и краевед, сотрудники краевого управления госохраны: Георгий Давыденко, начальник отдела памятников археологии, Сергей Труханович, ведущий консультант отдела экономической, правовой деятельности и государственного реестра, Мария Боровая, начальник отдела памятников архитектуры, истории и монументального искусства, и журналисты.

Юрий Рысин, руководитель департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, главный архитектор края

– Из 18 500 объектов культурного наследия, имеющихся на территории Кубани, только половина официально являются памятниками архитектуры и истории, остальные – это недавно выявленные объекты, которые только предстоит изучить. И их число постоянно растет, – начал разговор Роман Семихатский. – Чтобы обеспечить должную охрану и внимание этим памятникам, требуется очень большой штат и финансовое обеспечение.

__.__

Ежегодно на территории края археологами выявляется и ставится на охрану более 300 новых памятников археологии.

__.__

И далее пояснил, что, по нормативам, каждый год сотрудники управления госохраны памятников обязаны осматривать и фиксировать состояние 20 процентов от всех имеющихся в регионе объектов культурного наследия. То есть каждый предмет, дом или курган должен быть осмотрен раз в пять лет. Однако численность сотрудников учреждения на сегодня составляет всего 16 человек. Конечно, этого катастрофически мало. Поэтому в работе они опираются и на сведения, полученные от обычных граждан. К счастью, неравнодушных людей в крае много – приходят, звонят, пишут письма.

Актуальность проблемы нехватки кадров в управлении госохраны подтвердил и известный на Кубани историк и краевед Виталий Бондарь. Он отметил, что все сотрудники – профессионалы в своем деле, но, чтобы их работа была еще более эффективной, важно расширить штат и вернуть инспекторов в отдельные территории (как это было много лет назад).

Виталий Бондарь, историк и краевед

– Мне кажется, надо эту службу оптимизировать, – заметил Виталий Бондарь.

– Оптимизация обычно означает сокращение штата, – дружно отреагировали журналисты и закачали головами.

– «Оптима» по латыни означает «лучший». Надо модернизировать, осовременить службу, привести ее в соответствие с потребностями момента, – пояснил краевед.

__.__

С точки зрения ценности и количества обнаруженных памятников Тамань – уникальное место не только в России, но и в мире.

__.__

Учитывая количество имеющихся на территории края памятников, потребности эти велики. Ибо в 2002 году, когда их было меньше, в управлении работали 47 специалистов. И были инспектора в Сочи, Ейске, Новороссийске и Тамани. Об этом рассказал Сергей Труханович, ведущий консультант отдела экономической, правовой деятельности и государственного реестра краевого ведомства.

Богатство под ногами

Большая часть охраняемых государством объектов культурного наследия (около 14 000) находится буквально у нас под ногами. Это памятники археологии, которые в большинстве своем еще не изучены должным образом. Этот список постоянно расширяется в основном за счет строительства новых объектов. Например, перехода через Керченский пролив. Закон обязывает подрядчиков сначала проводить исследования места под застройку, а уж потом начинать стройку. Поэтому археологи со всей России туда активно ездят, проводят экспедиции.

Георгий Давыденко, начальник отдела памятников археологии

– На сегодняшний день Кубань – самый привлекательный регион, в некотором роде «Мекка» для археологов не только российских, но и из Европы. Потому что здесь представлены все эпохи – от раннего палеолита до Средневековья. Например, в Темрюкском районе находится древнейшая стоянка первобытного человека, а в окрестностях Геленджика – уникальные дольмены, – объяснил Георгий Давыденко, начальник отдела памятников археологии Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края.

Примечательно, что цифру «14 000 памятников археологии» сами ученые и археологи считают весьма условной. Например, курганную группу, состоящую иногда более чем из 1000 курганных насыпей, учитывают как одну единицу. По оценкам Георгия Давыденко, если пересчитать все находящиеся на кубанской земле объекты археологического наследия, то цифра может превысить и 100 тысяч.

Ценность кубанской земли и хранящихся в ней сокровищ оценили по достоинству не только местные археологи, но и ученые из других российских регионов и даже зарубежья. Только в 2016 году изучать археологическое наследие прошлого приезжали 148 научных экспедиций. Раскопки проводятся практически круглый год. Особенно активная работа идет в Тамани на месте бывших городов Гермонасса и Фанагория и в Горгипии (нынешняя Анапа).

Сергей Труханович, ведущий консультант отдела экономической, правовой деятельности и государственного реестра

Правда, как справедливо заметил Юрий Рысин, далеко не все раскопки проводятся на законных основаниях. Некоторые строительные организации «забывают» о требовании закона об обязательном исследовании рельефа, где могут храниться ценности, и, едва получив разрешение, приступают к возведению объектов. Не пугают даже серьезные штрафы в несколько сотен тысяч, а иногда и миллионов рублей.

– Один из вопиющих случаев имел место при строительстве крупного объекта энергообеспечения в Темрюкском районе. Подрядчик хотел сэкономить время, а в итоге получил большие неприятности, вплоть до уголовных дел, – рассказал главный архитектор края Юрий Рысин.

– Как быть человеку, который, копаясь в своем личном огороде, нашел что-то интересное и, возможно, ценное? Можно оставить себе или надо сообщить о находке? – спросила Евгения Яковенко.

Роман Семихатский, руководитель Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края

– Все зависит от ценности найденного предмета, определить которую могут лишь специалисты. Так что я бы рекомендовал в любом случае обращаться в управление охраны памятников, – пояснил Роман Семихатский. – Если найденный клад представляет ценность для науки и истории, надо отдать государству.

Помним, гордимся, охраняем

У каждого города есть свое «лицо» – объекты, по которым можно определить, где и когда они были созданы или построены. В Краснодаре, например, это Екатерининский собор, здания музеев, Дом книги на улице Красной и многие другие. Но ведь точно так же есть свое уникальное «лицо» и у Кубани в целом. Это особый архитектурный стиль при строительстве населенных пунктов, дома, построенные в глубине зеленых дворов. Журналисты спросили у главного архитектора края, какие города и станицы определяют «лицо» края.

Мария Боровая, начальник отдела памятников архитектуры, истории и монументального искусства

– У нас много таких «визитных карточек». Это уникальная архитектура Ейска – одного из немногих сохранившихся в стране исторических поселений, где сохранена квартальная сетка. Город был построен по образцовым проектам, которые не утратили своей актуальности и сегодня. Это и Новороссийск: после войны в нем было 94 процента разрушенных зданий, а сегодня это прекрасный зеленый город с удивительной набережной и бережно сохраненными памятниками истории и архитектуры, – ответил Юрий Рысин.

Визитные карточки Краснодарского края – санатории и исторические здания в Сочи, набережная и дачи конца XIX – начала XX века в Геленджике, купеческие особняки в Армавире, остатки древней Гермонассы и Фанагории в Тамани и другие объекты культурного наследия, расположенные в городах и станицах. Главное – знать и любить историю родного края, интересоваться происхождением и нынешним состоянием уникальных памятников на их территории. Тогда нам и нашим гостям не придется проводить традиционные каникулы и отпуска: летом – на пляжах, а зимой – в горах. На Кубани есть что посмотреть, где побродить и чему удивляться.

Если вы знаете о безответственном отношении к памятникам истории, сообщите об этом по телефону 8 (861) 268-32-23.