Кубанские Новости
Общество

Призер Олимпиады Стефания Елфутина: «Я панически боялась высоты, а потом прыгнула с 207-метровой «тарзанки»

Известная спортсменка, бронзовый призер Олимпийских Игр в Рио по по парусному спорту в классе RS:X, в эксклюзивном интервью "КН"

Олимпиада в Бразилии стала звездным часом для 20-летней спортсменки. За два месяца до Игр она боролась за «бронзу» первенства Европы в классе яхт RS:X, а в конце лета сенсационно поднялась на третью ступень Олимпиады в Рио.

Болельщики зовут ее «Белой акулой» (прозвище пошло из рекламы фотоаппарата Nikon, где слоган: «Я белая – я Nikon»). А она не по годам рассудительна, идеально знает английский, но не хочет уезжать из России, чтобы тренироваться в других странах. О грабежах в Бразилии, строгой диете и модельном бизнесе Елфутина рассказала «Кубанским Новостям».

«Я не люблю внимание людей»

- После Кубка мира в Майами я заехала в Москву, подала там документы на визу и рванула в Ейск. Пользуюсь любым шансом увидеть близких людей и отдохнуть с ними.

- Сколько пробыли в Ейске?

- Около недели. Я хотела отдохнуть, восстановиться, чтобы не потерять форму, ну и важно было не заболеть. Впереди меня ждут важные старты.

- На улице узнавали?

- Да, но, благо, не фотографируются. После Игр внимания ко мне было слишком много. Я не люблю его, мне некомфортно. Кто-то любит играть на публику, а я замкнутая немного. (улыбается).

- После Олимпиады вы говорили о плане, который вы хотите воплотить после Игр. Но так и не озвучили его.

-Боюсь соврать, но вроде выполнила все. Я хотела месяц побыть дома, отдохнуть – это был основной план. Его я реализовала.

«Я начала читать Пелевина. И знаете? Мне нравится!»

- Какие впечатления от турнира в Майами? Что там было?

- Мы были там две недели: семь дней шла подготовка к стартам и еще семь – сами гонки. Это был первые этап Кубка мира, вкатывающие соревнования, где не нужно рвать жилы. Требовалось показать свой уровень. Я это сделала.

- Перелет в Майами занял полдня. Спортсмены часто жалуются на них. Как вы перенесли дорогу?

- В Штаты мы летели 12 часов из Москвы. В столицу я добиралась из Сочи, так что путь занял еще больше, но я привыкла. Мы много летаем, меняя часовые пояса. Да, это сложно, но нет смысла жаловаться – легче не станет. Обычно каждый час я встаю и иду в хвост самолета, чтобы размяться: присесть, потянуться. Но по пути в Майами я вжалась в кресло и не шевелилась, весь полет читая книги и смотря фильмы, дав организму отдохнуть.

- Что читали?

- Я читаю разную литературу: научно-публицистическую, художественную, классическую. Сейчас впервые попробовала взяться за Пелевина. И мне нравится! Но чаще я читаю зарубежную классику и познавательные книги.

- Главное впечатление от Штатов, которое у тебя осталось?

- Я третий раз была в Майами. Мне нравится этот город: море, солнце, 25 градусов тепла. Правда, год назад здесь были сильные дожди и холодно: «+12» и сильный ветер. Было мерзко.

Чувствуется, что Майами находится на границе с Мексикой – всюду очень много испанской культуры. Видна независимость американцев, которая здесь пропагандируется, где ты можешь делать все, что хочешь. Много неформалов ходит по улицам, из-за чего ты чувствуешь дискомфорт.

Правда, есть в Майами крутая вещь – это машины. Они невероятные. Можно на улице стоять и смотреть на автомобили, которые ты не увидишь даже на картинках.

- Были случаи, когда местные жители приставали к спортсменкам. С вами случалось?

- Мы пытаемся не привлекать к себе внимание: не показываем, что мы спортсмены, не ходим в майках сборной. Если ты появишься в форме, на тебя обратят внимание, чего не хочется. Чтобы снизить риск нападок, мы ходим группой.

Пока к нам никто не приставал. Нас сопровождают старшие ребята. Конечно, если в город пойдет одна или две девочки, будет опасно, но мы так не делаем.

- Знаю, что вы любите серфинг. Удалось поймать волну в Майами?

- Нет, мы всего один раз вырвались на Майами-Бич, но не попали на волну. Без нее далеко не уедешь (смеется). А в бухте, где мы соревновались, волне вообще не было. Майами – не лучшее место для серфинга, так что не сильно и надеялись.

«На первых соревнованиях были волны по четыре метра»

- Вы сказали, что чемпионат Европы в Финляндии в июле 2016 года был ужасен в плане погоды, хотя вы завоевали бронзовую медаль. Что там было?

- Сложный ветер, накаленная обстановка перед Олимпиадой, нервы спортсменов на пределе, но это даже помогло. Я впервые попала в такие условия на соревнованиях, но закалила себя перед Играми, завоевала «бронзу». Это добавило мне опыта.

- У тебя было хуже плавание в жизни, чем в Финляндии?

- Когда ты выходишь на воду, адреналин перекрывает все эмоции. Ты забываешь о страхе, исчезают переживания за жизнь, и захватывает дух. И все - понеслась.

Если думать о чем-то плохом во время гонки, оно случится. Я помню свои первые взрослые старты в 2014 году. Был Кубок мира. Волны – около четырех метров и сильный ветер – около 15 метров в секунду.

Я была не готова к таким условиям, на тренировке бы точно не пошла по ним. Нам дали одну гонку в такой ветер. Я прошла ее и была удивленна. Это было безумие. Ты вылетаешь с волны, потом летишь с нее вниз на нереальной скорости, опережая ветер. Если упасть, будет больно, но в гонке не думаешь об этом.

- Ваша яхта разгоняется до 50 км в час. Был момент, когда адреналин перекрывался чувством страха за свою жизнь?

- Такой ситуации не было. Несколько раз мелькала мысль, что «сейчас все может быть плохо», но обходилось. Если поддаться ей, стрессу, все может пойти хуже. Не нужно думать о ней – надо действовать по ситуации, забыть о страхе и выбраться из нее.

«Когда тренер шагнул в бездну, я ужаснулась»

- У вас вообще есть страхи?

- Есть. Я боялась высоты. Это мне не нравилось. Тогда я начала с ней бороться. Последним этапом был прыжок с «банджи» (резиновый канат, которым обматывают человека, после чего он прыгает с вершины, иначе говоря «тарзанка»). Сейчас я не боюсь высоты.

Раньше у меня был панический страх. Мне было страшно ходить по мостам, смотреть вниз с большой высоты. Потом я начала это сделать: смотрела вниз с многоэтажек, ходила по мостам. Затем возникла идея с «банджи» в Сочи.

Я решила, что надо подождать, пока буду готова к прыжку морально. Созрела я еще год назад, но из-за Олимпиады прыгнула лишь осенью.

- Часто у спортсменов есть опция в контракте, по ней он не имеет права подвергать свою жизнь риску. Сколько людей вас отговаривало?

- У меня ее нет. Более того, я поехала прыгать вместе с тренером. И он шагнул первым.

Никто не отговаривал. Я сказала родителям, что хочу прыгнуть. А они ответили, что я дурная. Второй раз сказала им тогда, когда прыгнула, чтобы у них не было лишних переживаний.

Тренер поддержал меня. С ним мы катаемся на сноуборде и серфинге. Эти виды закаляют характер, учат управлять телом, справляться со стрессом.

Нужно смотреть на свои возможности. Ведь если запретить что-то, желание увеличится, а это может привести к травме [излишнее усердие].

- О чем успели подумать, пока летели на «бандже»?

- Я не могла поверить, что сделала это. Тяжело было прыгать после тренера. Он шагнул первый. Я думала, что посмотрю и пойму, как это. Раньше никогда не видела, как люди прыгают с такой высоты (207 метров).

Но когда он шагнул в эту бездну, я ужаснулась. Казалось, что он летит не секунды, а годы. Мне стало еще страшнее прыгать. Это было безумием.

Я была счастлива, когда прыгнула. В полете успела глянуть на речку, ущелье, машины. Было круто. Но когда меня подняли наверх, тренер сказал, что я дурная. Оказалось, смотреть сложнее, чем прыгать. Можете проверить (смеется).

- Ваш следующий шаг – прыжок с парашютом?

- Я бы хотела прыгнуть. Но это не то желание, которое нужно осуществить сейчас. Для преодоления себя мне пока хватило и банджи.

- Вас называют белой акулой, у вас есть кулон с ней. Недавно вы сказали, что во время гонки мечтаете встретить акулу. Странная мечта.

- Это журналисты придумали. Я не стремлюсь поплавать с акулами, еще и большими, которые поставят меня на грань смерти.

Да, поплавать с ними было бы прикольно, но желания у меня не возникало. Я знаю, есть специальные места, где растут маленькие акулы по одному метру. Они откормленные и с трудом рвут маленькую рыбку и не кусаются. Такие акулы не несут опасности. С ними можно попробовать поплавать, но не сейчас.

«В Рио мой организм отвергал всю еду»

- Знаю, вы любите готовить. Откуда тяга к кулинарии? Так вы поддерживаете вес перед турнирами (в классе RS:X необходим вес от 57 до 60 кг).

- Да, мне нужно держать его в тонусе. Я пробовала почти не есть перед турниром. Вес уходил, но на соренованиях, когда я начинала кушать, масса возвращалась.

Ты не можешь голодать, когда турнир идут неделю. Я решила не опускать ситуацию, начала читать о здоровом питании в интернете, в книгах.

Мне понравилось готовить полезную пищу. У меня нет любимого блюда – я люблю разнообразие во всем, но много делаю десертов. Я сладкоешка, это моя слабость. Я пыталась уйти от них и поняла, что проще заменить их чем-то полезным и вкусным. Например, если смешать орехи, сухофрукты, злаки и ягоды получится вкусное и полезное блюдо.

- Вы много путешествуете. Какой десерт запомнился из тех стран, где бывали?

- На Олимпиаде в Рио я каждый день ела «Осэйл». Это ягоды Асаи. Они растут в амазонских джунглях и съедобны сутки после того, как их сорвали. За это время их перемалывают, замораживают и подают в таком виде. Получатся вкусно и натурально.

- Спортсмены сгоняют вес, сидя в бане. Вы так не делали?

- В 2013 перед юношескими соревнованиями я усердно тренировалась и ничего не ела. Мой суточный рацион составляли яблоко, стакан кефира и миска овсянки.

Две недели я так питалась, а за три дня до турнира заболела и решила, что больше так делать не буду. Лучше быть тяжелее и чувствовать себя увереннее на трассе, чем как я тогда.

- Часто спортсменам на соревнованиях дают еду, которая сказывается на желудке, мешает выступать. У вас такое было?

- В Рио были с этим проблемы. Я всегда стараюсь оценить, как организм воспримет пищу, иначе потом это скажется на воде.

На Играх было много видов еды, но я не могла питаться в столовой для спортсменов. Все было ужасного качества. Я привыкла к качественной пище, как и мой организм. Он отвергал то, что нам давали: вечно болел живот, была токсикация.

Один раз я пошла в «Макдональдс». Он был бесплатным для спортсменов. Но, съев там бургеры, мне опять стало плохо. Это было за несколько дней до старта.

К счастью, потом нас поселили в другое место, где была нормальная еда, и все наладилось.

«На первых соревнованиях мы жили в палатках, а готовили на костре»

- У спортсменов часто пропадает оборудование. С вами случалось такое, в том же Рио?

- Да, багаж часто задерживается. Мы приезжаем на старты заранее, так что он успеет долететь, либо выручают ребята по команде или соперницы. Если объяснить им ситуацию, они войдут в положение и найдут недостающие оборудование.

- Вы много путешествуете. Вспомните самые ужасные условия проживания для вас?

- Когда я начинала карьеру, мы жили в палатках, кушали то, что сами готовили на газовой печке или на костре, а купались в море. Меня не удивишь сложными условиями (смеется).

Нам много не надо: после гонок ты приходишь в номер, ешь и ложишься спать. Пока не возникало проблем нигде. Да, бывают неудобные матрасы – самая большая сложность. Больше ничего.

- В Рио спортсменов часто грабили. Вас эти истории обошли стороной?

- Когда мы летели туда, все знали, что в Бразилии много грабят. У меня один раз украли 40 реалов (800 рублей). Да, было неприятно, но это не сравнится с тем, что случалось с другими ребятами.

Когда мы выходили в город, я снимала с себя сережки и цепочки. На регате оставляла на шее кулон и крестик. Но там было безопасно на время проведения соревнований.

Все остальное я прятала. Телефон лежал в сейфе. А пользовалась я им только в номере. Денег нам давали ровно столько, чтобы хватило поесть и добраться в нужную точку.

Когда я шла я яхт-клуб на мне была майка, шорты и тапочки. Гидрокостюм я несла в руках, чтобы люди видели, что у меня ничего больше нет.

«Поступала на психологию, но мои документы переложили»

- Родители видели тебя математиком, но ты стала профессиональной спортсменкой. Как так вышло?

- Я ходила в художественную школу, увлекалась спортивными танцами и плаванием. Но летом все было закрыто, а я все время была на море, занимаясь виндсерфингом. Затем передо мной стал выбор, что важнее: искусство или спорт. Я выбрала второе.

В школе было иначе. Я понимала, что необходимо получить реальное образование, поступить в хороший университет. Амбиции были большие. Тогда мне помогли родители. Они сказали, чтобы я выбирала: спорта или учеба.

Выбрав первое, я поступила в спортивный университет, подав документы на факультет психологии. Но пока я была на сборах, кто-то решил, что спортсмены должны учиться на тренеров. Так, без моего ведома, я оказалась на новом факультете. Но сейчас понимаю, что это было лучшее развитие событий.

- В детстве вы часто снимались в рекламных роликах, могли стать моделью. Не жалеете, что упустили шанс?

- Я не знаю, откуда это пошло: что я якобы отказалась от карьеры модели ради спорта. Я мало снималась, жила в небольшом городе, имела далеко не модельные параметры. В прямом смысле, я не тот уровень. (смеется).

У меня рост 170 см. Это на восемь сантиметров ниже минимальной планки для модели. И мечты у меня такой не было: ходить по подиуму. Возможно, я и думала об этом, но без фанатизма относилась к идее.

Мои параметры отлично подходят для спорта, и это дает мне больше свободы!

- Сколько раз вы хотели завязать со спортом?

- Иногда это желание возникает. Оно и до Игр в Рио было после неудачных гонок, когда начинаешь думать: «Зачем мне это? Я девочка! Я буду заниматься девчачьими делами, жить нормальной жизнью!».

Правда, это сразу проходит. Ты понимаешь, что нашел свое дело и не можешь бросить его. Не надо создавать мысли об уходе. Я думаю, виндсерфинг мне идеально подходит! Это то, что мне нравится.

«Не обижаюсь на синоптиков и ветер»

- Какие условия сейчас созданы для подготовки в Сочи?

- Там есть крутой комплекс, восстановительный центр, спортивные залы и море, куда мы ходим на яхтах.

Да, там не хватает ветра, из-за чего мы выезжаем в другие города, где дуют постоянные ветра. Сочи – лучшее место в России для тренировок по виндсерфингу.

Я не вижу смысла уезжать из России, чтобы заниматься в других странах. В год у нас 12 соревнований. На каждое из них мы тратим около двух недель – больше 6 месяцев в год.

Получается, это время мы проводим вместе, тренируемся в одном месте. Получается, нет разницы: уедешь ты или нет, все равно будешь проводить много времени вне дома.

- Ваши выступления зависят от погоды. Часто обижаетесь на синоптиков, который не угадывают правильный прогноз?

- Обижаться на них или ветер бессмысленно. Это лотерея – мы не можем предсказать будущее. Тяжело, когда старт назначен на 11 утра, а ветер приходит в шесть вечера.

Ты весь день на иголках. Не знаешь, когда можно отлучиться, чтобы даже поесть. Это стихия. Ее нельзя предугадать. Я привыкла, надо быть хладнокровнее. Все в одинаковых условиях.

- В инстаграме вы попросили подписчиков заняться благотворительностью. Что это за посыл?

- Я редко смотрю телевизор на сборах и соревнованиях. А сейчас была дома, мама включили новости, и там говорили о программе «Добро». В ней рассказывают о больных детишках, которые со смертельными недугами остаются счастливыми. Они радуются жизни, а мы в повседневности недовольны многим, хотя у нас есть все.

Люди собирают огромные суммы на лечение детей, но их много. Я, мама, мои сестры – мы отправили смс, но этого мало. Поэтому я разместила сообщение в инстаграмме и попросила людей поддержать акцию. Ведь мы можем спасти чужие жизни.

- Не нашел у вас фото с подарком Дмитрия Медведева после игр – машиной.

- Когда нам выдавали их, у меня не было прав и времени, чтобы их получить. Это долгий процесс. Я сделала фото с ней на Красной площади, и все. Не люблю выкладывать материальные блага на показ. Людям свойственна зависть. Мы и так наслушались, какие мы плохие. Словно нам не выдали машины, а мы их украли.

Авто никуда не дела. Вы чего? (смеется). Такая крутая машина. В январе я получила права, но пока на ней не ездила: редко бываю в Ейске, или погода подводит. Надеюсь, в ближайшее время опробую ее. Пока только на маминой машинке каталась.

ФОТО Инстаграмм Стефании