Кубанские Новости
Культура

Личный художник времени

Заслуженный художник России Василий Монастырный недавно отметил 70-летний юбилей и был награжден престижной Золотой медалью акад


Скромный, необычайно одаренный – уже с юности побеждал на конкурсах всесоюзного масштаба - всю жизнь Василий Монастырный пишет картины для души, а не для продажи. Над одним холстом обычно трудится год-полтора! Благодаря этому многие из них стали классикой, и их изучают в университетах. Вот почему на его работах выросло не одно поколение маститых художников. Они-то и нарекают его разными эпитетами: и «художником-картинщиком», и «мастером сюжета», и даже «фоторепортером в искусстве». Это за то, что на его полотнах правда жизни показана такой, какая она есть, без прикрас.

Ну кто не видел на улицах таких вот торговцев вениками и букетиками калины? Или оборванца, копошащегося в городских мусорных баках?.. Но Монастырный, конечно, не просто «фотограф», он художник, рассказывающий истории, притчи. И неважно, что в основе сюжета – история краснодарского инвалида или распятие Иисуса Христа.
Ну а мы решили рассказать о пяти его знаковых картинах вместе с экспертом по художественным ценностям Минкульта России, заместителем директора Краснодарского художественного музея Иваном Ващенко.

"Переселение казаков на Кубань"

Написана в 1980 году, когда о важном для кубанской истории событии мало кто вспоминал. Правда, была выставка в историческом музее, посвященная казакам.
- Ходил я по залу как зачарованный, - вспоминает сам Василий Васильевич, - Настоящая казачья форма, оружие… Сама история меня так вдохновила! И я взялся за кисть. Использовал золотистую палитру – хотелось показать жаркое лето, пшеничное раздолье… В общем, так увлекся этой темой, что позже написался у меня и триптих «Казачий быт». Была задумка сделать еще серию портретов кубанских ученых.
Сегодня экспозиция «Изобразительное искусство Кубани ХХ века» в Краснодарском художественном музее начинается именно с большого полотна Монастырного - «Переселение казаков на Кубань».

"Кубанское море"


- К началу 70-х Краснодар превратился в университетский город с домами-высотками и книжным дворцом, - рассказывает Иван Ващенко. - Появилось Кубанское водохранилище, гигантские рисосовхозы. И для художников наступило благодатное время. Молодой живописец Василий Монастырный стал значимой частью этого нового созидательного процесса, а его картина «Кубанское море» - знаковой для целого поколения. Простой сюжет, герои-труженики, показанные без лишней патетики, были его новым словом в искусстве.

"Танго смерти"

А вот эта тема, по словам автора, далась ему «вымученней» всех. Однажды он услышал пронзительную мелодию – музыку, написанную специально для проводов на казнь во времена Второй мировой. По свидетельствам, подобные мелодии просто невозможно было слушать – эмоции зашкаливали. И вот перед нами уже его картина: еще пока живые заключенные концлагеря в полосатом рубище играют на музыкальных инструментах, провожая своих соплеменников. А завтра, быть может, их самих ждет та же участь…

В работе «Музкоманда «Танго смерти» художник использовал потрясающую, почти стереоскопическую светотональную точность изображения. Этим и достигается его знаменитый «эффект присутствия», - делится Иван Ващенко своими впечатлениями.
Я же, в свою очередь, видела, как лились слезы у посетителей выставки и коллег художника при одном только взгляде на этот холст.

"Дороги войны"

Созвучна ей и картина «Дороги войны». Здесь два плана: предельно крупно изображены две солдатки и инвалид на тележке, играющие вслед уходящим эшелонам. Солдаты же – огромная масса людей, шагающих, словно по земному шару. С той войны так и не вернулось полмиллиона кубанцев… «Дороги войны» художник пишет в 80-х. Это время признания для Василия Монастырного. Он получает 1-ю премию Академии художеств, звание «Заслуженный художник РСФСР». А в 2012 году он становится профессором кафедры академического рисунка и живописи. Но прежде всего его знают в нашей стране, конечно же, как мастера сюжетной картины.

"Страсти Христовы"


Триптих на библейские темы Монастырный написал в 90-х.
- Это время было очень тяжелым для нас, художников, - вспоминает он. – Тогда все вывалилось на Арбат. Многие обратились к «салонной живописи». Меня же спасла Библия. Да и где, как не там, черпать сюжеты?
Первой в триптихе была картина «Поцелуй Иуды». Она и стала его основой. Из непроглядной тьмы холста выплывают персонажи вечной драмы: неоцененная жертвенность противостоит расчетливому предательству.
Две другие части называются «Христос в пустыне» и «Распятие Христово».
- «Христос в пустыне» полон горестного размышления автора о цене предстоящей жертвы, - считает Иван Ващенко. - Заповеди «Не убий, не кради, не желай жены ближнего», как никогда, оказались актуальны в 90-е. «Распятие…» же убеждает, что дорога к правде вовсе не проста, а полна соблазнов и отступничества. Нет здесь и привитой художниками-передвижниками веры в чистоту народную: у Монастырного простой мужик может за небольшое вознаграждение вбивать гвозди в тело Спасителя…

- «Истина откроется простодушным помыслами, а не книжникам и фарисеям», как говорится в одном из евангельских текстов, - продолжает наш эксперт. – Василий Васильевич словно начал долгий путь, соотнося себя со встречными путниками, тоже вкусившими доступной им по таланту Истины. Он вырос в крупную творческую личность, в искушениях современной цивилизации сохранившую то важное, что дает надежду на благодарную память потомков.

Фото Михаила СТУПИНА.