Кубанские Новости
Общество

Евланов «проглядел» микрорайон из 120 незаконно возведенных домов

Власти Краснодара разбираются с последствиями крупного пожара, накануне охватившего мансарду шестиэтажного самостроя по улице Пр

Слаженная работа спасателей позволила избежать большого количества жертв, а мэрия по поручению губернатора Вениамина Кондратьева организовала размещение и питание погорельцев, открыты несколько волонтерских штабов по сбору помощи. Пожар стал очередным сигналом из Музыкального микрорайона – здесь живут 15 тысяч человек, но ни один из более сотни домов не построен на законных основаниях. Вопиющую ситуацию с массивом самостроя, ставшую наследием команды мэра Владимира Евланова, приходится разрешать сегодняшним управленцам.

Сами краснодарцы называют этот район «Шанхаем» - многие дома здесь расположены так близко друг к другу, что можно дотянуться рукой до противоположного балкона. Зато квартиры стоят в полтора-два раза дешевле, чем в более престижных районах. Многоэтажки возведены частными застройщиками, каждый из которых занимался только своим объектом, поэтому о детских садах и школах, равно как и асфальтированных дорогах с зелеными зонами, элементарных ливневках, жителям остается только мечтать.

Мэрия промолчала
- Когда я переехала сюда в 2013 году, риэлтор упирала на невысокую цену – 1,3 миллиона рублей за однокомнатную квартиру – ничего не говоря о проблемах. Обживаясь на новом месте, была в полном шоке, - делится краснодарка Ольга, живущая в одном квартале от сгоревшей шестиэтажки. – Мой дом не подключен к канализации, все стоки сливаются в обычную городскую ливневку. За три года ни разу не получали квитанции за воду, застройщик попросту незаконно врезался в водопровод, даже при желании я не могу платить в водоканал.

– За те несколько лет, пока велась бесконтрольная застройка микрорайона, мы получили настоящие «фавелы» в непосредственной близи от центра города. Но бросить на произвол судьбы людей, живущих там в средневековых условиях, мы не можем, - несколько месяцев назад отметил на совещании в Законодательном собрании Краснодарского края главный архитектор Юрий Рысин. Тогда депутаты назвали микрорайон трущобами и попросили подключить к решению этой проблемы правоохранительные органы.

Чтобы понять, как на глазах у мэра города-фактически миллионника вырос огромный самостройный микрорайон, достаточно узнать историю сгоревшего дома по улице Прокофьева, 3. В начале 2010-х Михаил Овчинников и Нина Давыдова приобрели несколько земельных участков, которые администрация объединила в один и присвоила им адрес. Земля предназначалась под строительство ИЖС – частного дома, не превышающего трех этажей. Вместо этого вырос шестиэтажный многоквартирный дом. Естественно, без разрешения на строительство и проектной документации на подключение к коммуникациям. В краснодарском «Шанхае» действовала одинаковая схема: дома возводятся, администрация города все это время «закрывает глаза» на незаконную застройку, а затем право собственности устанавливается через суд, который вынужден узаканивать дома с огромным количеством жильцов купивших квартиры еще на стадии котлована. Конечно граждане тоже лукавят, покупая вполцены квартиру ниже рыночной без всяких правооустанавливающих документов.

Разбирательство по сгоревшему дому проходило в Прикубанском районном суде Краснодара в ноябре 2011 года. Так вот, надлежаще уведомленные представители мэрии на него… попросту не явились. Застройщик предоставил техническое заключение по уже готовому дому, объяснил, что квартиры распроданы и снос многоэтажки приведет к социальному напряжению. Суд вынес решение о признании права собственности, основываясь на заключении эксперта. Важный момент - чиновники, зная о его существовании не опротестовывают это решение в апелляции.

Более того – в 2014 году прокурор Прикубанского округа Краснодара, после многочисленных жалоб жителей, потребовал обязать застройщика Овчинникова устранить нарушения противопожарной безопасности. Суд вынес решение в пользу жильцов и прокуратуры. Позже застройщик направляет заявление о прекращении исполнительного производства, заявив об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности. Заявление оставлено судом без рассмотрения.

Сегодня, к слову, суды удовлетворяют практически все иски администрации о сносе незаконно возведенных домов, так что здесь ключевую роль играет именно принципиальная позиция мэрии. За последние три года в регионе отсутствует практика легализации самовольно возведенных объектов в судебном порядке.

Кто заработал миллионы?
Очевидец пожара – живущая в соседнем доме городская активистка Анна Митренко разводит руками: во всем микрорайоне ситуация с противопожарной безопасностью действительно аховая.

- Сгорела мансарда. Точно такие же мансарды есть и в десятках соседних домов, но они не должны существовать по той простой причине, что их обшивают обычными легкими материалами и утеплителем. Малейший пожар, по всем законам физики, вызывает тягу огня и сразу охватывает всю квартиру, - эмоционально описывает женщина. – Частные застройщики решили сэкономить на материалах, построили эти мансарды, видимо, от жадности, чтобы продать больше квадратных метров. При этом пожарными колодцами, гидрантами, противопожарном оборудовании подъездов никто не озадачивается.

Почему при мэре Владимире Евланова, в сентябре, ставшем депутатом Госдумы от «Единой России», с попустительства его команды частные застройщики безнаказанно и не имея разрешительных документов, заработали миллионы рублей, возведя непригодный для безопасной жизни микрорайон – вопрос не праздный.

- Пресекать самовольную постройку на уровне городских властей в рамках действующего законодательства нереально. Почему мэрия спустя рукава относилась к отстаиванию своей позиции в судебном разбирательстве, порой даже не участвовала в заседаниях, предстоит разобраться. Но очевидно, что команда Евланова зная о десятках самовольно возведенных домов, не предприняла реальных мер к привлечению недобросовестных застройщиков к ответственности, - рассказал городской активист Мирослав Валькович. – Первоочередными задачами, на мой взгляд, должна стать помощь погорельцам, и проверка на противопожарную безопасность всего микрорайона. Снести его не получится, там живут тысячи людей. Однако можно поставить гидранты, постараться расширить проезд к домам, произвести реновацию района. Для этого нужно, как минимум, целое отдельное управление в администрации города или профильный вице-мэр.

Напомним, что еще летом 2015 года в статусе врио губернатора Краснодарского края Вениамин Кондратьев, сменивший перешедшего в Минсельхоз Александра Ткачева, вплотную занялся решением проблем Музыкального микрорайона. Из-за отсутствия ливневок даже при небольшом дожде его затапливало, многочисленные обращения в мэрию проблему не решали. Уже при новом губернаторе была установлена насосная станция, к ней подведен водопровод протяженностью 1,4 км, по которому вода перекачивается к месту сброса. Кардинально решить проблему с подтоплением это не помогло, но размер «Московского моря» (названо по центральной улице микрорайона – Московской) значительно сократился, по ней стал возможен проезд даже в ливень.+

- Если кратко, Музыкальный микрорайон для Краснодара - огромный просчет, но для людей, но для чиновников - конечно, расчет. Город и жильцы Музыкального, грубо говоря, встряли, а определенные персоны обогатились, - считает член межведомственной комиссии по решению проблем микрорайона, депутат Законодательного собрания Краснодарского края Алексей Гусак. – При обсуждении дальнейшей судьбы микрорайона участники, как правило, разделяются попалам: на тех, кто сочувствует его жителям и тех, кто не готов за счет городского бюджета решать их проблемы. Почему за дешевые, построенные по «серым» схемам квартиры, должны платить остальные? Здесь нужна взвешенная позиция, учитывающая интересы обоих групп.

Никита Серебрянников, http://yugtimes.com