Кубанские Новости
Общество

Андрей Карякин: Интерес к прошлому можно спровоцировать

Генеральный директор Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына в эксклюзивно

Эффект Третьяковки

-После истории с выставкой Серова в Третьяковской галерее, в прессе заговорили о новом музейном буме в России. Что это: пиар или наши соотечественники, действительно, соскучились по музеям и выставкам?

- Сегодня в нашей стране наблюдается здоровый патриотический подъем. Вспомните «Бессмертный полк», акцию, которая зародилась в одном городе, но потом охватила всю страну. Подобное, я считаю, сейчас происходит и по отношению к музеям и выставочным залам. Просыпается интерес к истории и к русской культуре. Тем не менее, пиар здесь, конечно, присутствует. В Третьяковской галерее сотрудники – молодцы, грамотно организовали рекламную компанию на выставке Валентина Серова. А после и по экспозиции Ивана Айвазовского. Свою роль здесь сыграли и сами имена художников. Для людей это было своего рода шагом престижа – сходить в музей и поделиться фото в соцсетях – «смотрите, и я был на этой выставке, и я знаю, кто такой Айвазовский или Серов».

__.__

Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е. Д. Фелицына был основан в 1879 году. Сегодня в фондах музея хранятся больше 414 тысяч экспонатов.

__.__

- Но не на всех выставках представлены известные имена. Есть археологические, краеведческие экспозиции, где основа – это артефакты. Каким должен быть сегодня музей, чтобы привлекать в свои стены на такие выставки людей разного возраста, профессий и уровня образования, а не только «музейную богему»?

- Как бы мы не хотели, градация все равно сохраниться. Если мы говорим о некой богемной прослойке, которая посещает музеи, взять, к примеру, Краснодар, то, в основном, такие ценители не пропускают художественные экспозиции. Поэтому выставочные залы больше будут нацелены на работу с этой аудиторией. Наш музей - историко-археологический. Здесь как раз представлена история через артефакты. Такой музей, я считаю, прежде всего, должен работать с детьми и с молодежью. Поэтому две трети экспозиций у нас краеведческие. Хотя это не значит, что мы отказываемся от других, в том числе привозных выставок. Недавно у нас побывала экспозиция частного коллекционера, посвященная истории куклы Барби. Около 120 экспонатов. И эта выставка нашла свою женскую аудиторию.

Барби на «разогреве»

- А достойны ли такие выставки, как кукла Барби, проходить в стенах старейшего музея края, историко-археологического, как вы сами подчеркнули?

- Музей - это храм. Таким он и должен оставаться. Это его суть. Основная задача музея – сохранить предметы материальной и духовной культуры, чтобы показать их будущим поколениям. Но делать это надо грамотно.

Все начинается с элементарных условий, чтобы сдать культурно одежду в музейный1 гардероб, спокойно выпить кофе в непринужденной обстановке. То есть, чтобы человек попадал в музей, и ему изначально было приятно. А у нас, к сожалению, пока по-другому. Учитель приводит целый класс, строго следит за детьми, они толкутся у раздевалки. Уже это создает негативное отношение к музею на входе. От этого надо уходить. В нашем музее есть проект оборудования кафе, уголков отдыха. Надеюсь, в следующем году мы начнем его реализовывать. Что касается Барби, любая выставка – это дополнительные средства для музея. Кроме того, это возможность привлечь внимание посетителей к постоянным музейным экспонатам. Пусть человек придет на эту привозную кукольную выставку. Осмотрит ее за 20 минут. А потом перейдет к серьезным академическим экспозициям.

Артефакты в интеркактиве

- Насколько активно сегодня исторический музей должен использовать современные компьютерные технологии?

- Мы уже сами разобрались, как создаются 3D инсталляции. Их можно сделать достаточно бюджетным способом. Например, в музее есть экспонат – древняя амфора. А вокруг нее проецируется 3D изображение античного интерьера. Получается, что посетитель как бы переносится в эту историческую эпоху. Но опять же обязательно должен присутствовать реальный экспонат, а технологии нужны для его обрамления. Иными словами надо создавать академичную выставку с элементами применения интерактивных технологий, звука, которые усилят визуальный эффект и восприятие. Кроме того, любую выставку можно дополнять играми, мастер-классами и квестами. У нас есть культурно-образовательные программы под разную аудиторию. Например, по Великой Отечественной войне для школьников. Материал по итогам экскурсии закрепляется квестами. То есть это уже не просто посещение выставки, а помощь в уроках истории, причем в не принужденной игровой форме.

- Насколько эффективны такие акции, как «Ночь музеев»?

- С точки зрения популяризации, это один из самых продуктивных инструментов. Потому что тысячи человек посещают музей за несколько часов. Кроме того, интерактивные площадки, концерты и выставки на открытых площадках привлекают еще столько же.

- Но придут ли эти люди в музей снова. Ведь экспонаты уже посмотрели, а посещение музея во время акции было бесплатным?

- Это так. Кстати, в других регионах на «Ночь музеев» вход платный. Но акция – это некий праздник, который ежегодно походит при поддержке Министерства культуры Краснодарского края. Человек получает приятные эмоции, которые потом заставляют вернуться в музей. К тому же во время акции люди не успевают уделить внимание многим экспонатам. Поэтому приходят снова, чтобы рассмотреть их детально и посетить новые выставки.

Цена истории

- Насколько сегодня такой большой музей, как ваш, может себя содержать?

- Наш музей помимо выставочных играет еще много важных ролей. Это крупный археологический центр. У нас работают люди редких специальностей. В их числе подводный археолог – единственный в Южном Федеральном округе. Кроме того, мы методический центр для других музеев, экскурсионный и реставрационный центры. При этом за последние годы старались не поднимать цены. Обычно, чтобы посетить одну выставку человек тратил около 100 рублей. В этом году цены чуть вырастут. Но все равно мы постараемся, чтобы стоимость детского билета не превышала 60-80 рублей. А взрослый чтобы не платил больше 120-150 рублей.

__.__

Музей является подведомственным учреждением министерства культуры Краснодарского края. В составе музея такие филиалы, как: Анапский археологический музей, Таманский музейный комплекс, Темрюкский историко-археологический музей, Мемориальный музей семьи Степановых в Тимашевске, Литературный музей Кубани и Мемориальный музей-квартира народного артиста СССР Г.Ф. Пономаренко.

__.__

То есть, хочу сказать, что существуют музеи такие, как, например, Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Это культурно-исторический объект, но обслуживают его, уверен, небольшое число специалистов. Но взять Эрмитаж, уверен, без дотирования со стороны министерства культуры РФ существовать не сможет. Так и наш музей, он дополнительно зарабатывает на передвижных и привозных выставках, но без поддержки администрации края, нам не обойтись.

- В этом году Краснодарский край отметит 80-летие. Что готовит музей им.Е.Д. Фелицына к юбилею?

- Мы хотим в этом году к осени сделать большую тематическую выставку. Показать вехи развития сельского хозяйства, промышленности, культуры, образования, медицины, спорта края. В том числе на примере истории и современного состояния конкретных предприятий Вы можете справедливо заметить, что сегодня нет тех громадных заводов и фабрик, которые были в советское время. Но произошло другое явление - тандер. Сейчас это не просто торговая сеть, в Краснодарском крае она подкрепляется собственным, кубанским производством. И об этом надо говорить. О возрождении экономики, отвечающей реалиям времени.

- Подводя итог нашей беседе, давайте пофантазируем, каким вам представляется музей будущего, лет, скажем через 100?

- Мне бы хотелось, чтобы музей стал современным культурно-образовательным и развлекательным центром, не теряя своей академичности. То есть получить современную обложку для экспонатов.

ФОТО Нила РАКША