Кубанские Новости
Общество

Опасные игры

С начала года в Краснодарском крае полицейские выявили 13 подростков, вступивших в соцсетях в группы, призывающие к суициду.

Справка «КН»
Впервые о группах смерти, призывающих подростков к самоубийству, россияне узнали в 2016 году.
Самые известные из них – «Синий кит», «Киты плывут вверх», «Разбуди меня в 4.20», f57, f58, «Тихийдом», «Рина», «Няпока», «Море китов», «50 дней до моего...».
В названиях часто фигурируют киты, так как эти животные иногда совершают самоубийства.

Когда нет любви


Группы смерти, призывающие подростков к самоубийству, заполонили русскоязычный интернет, стремительно множась в ВКонтакте и в Инстаграме. Но еще быстрее растет список юных участников этих сообществ – буквально ежесекундно. Определить, откуда новенький, сколько ему лет и как он пришел в группу смерти, очень сложно. Никаких личных данных, в лучшем случае номер школы. Но есть то, что объединяет всех этих детей, – статус, «кричащий» о том, что ребенка не понимают, не слышат, не любят.

– Вы можете удивиться, но в подобные группы в социальных сетях, как правило, приходят подростки из полных семей, где есть достаток, – говорит психолог краснодарской школы № 84 Александра Жуйкова. – То есть формально ребенок живет с отцом и мамой, ни в чем не нуждается: имеет компьютер, смартфон, модную одежду и прочие атрибуты счастливой жизни. Но нет главного – тесного контакта и взаимопонимания с родителями. Взрослые заняты работой, друг другом, по вечерам проверяют уроки – внешне все, как надо. Но времени обсудить что-то, тревожащее ребенка, или, наоборот, радостное для него, не находится. Тогда находятся собеседники в интернете.


По словам школьного психолога, сегодня значительно снизился возраст, в котором ребенок первый раз выходит во Всемирную сеть. Свои странички в соцсетях есть даже у учеников начальной школы. И это неплохо, при условии, что взрослые контролируют их содержание. Но для этого надо быть другом собственному ребенку, заслужить его доверие. А это, откровенно говоря, удается не всем.

Страшно интересно


Юлия Кеворина, мама 14-летнего Олега – ученика одной из краснодарских школ, признается, что прилагает максимум усилий, чтобы не потерять доверие сына. Они вместе гуляют, смотрят фильмы, обсуждают интересные события, но доступ на страничку сына ВКонтакте для нее все-таки закрыт. И для отца тоже. Родители без разрешения сына не могут посмотреть даже фотографии на его компьютере – все запаролено.

– Я пыталась влиять на сына, прятала мышку, отключала интернет – бесполезно. Олег может взять пароль от Wi-Fi у соседей или просто взломать его. Он в этом плане просто умнее меня – я не могу даже установить ограниченный режим для просмотра некоторых сайтов, – делится наболевшим Юлия.
Но, несмотря на все сложности, в этой семье все не так плохо. Показатель: об игре «Синий кит» мама узнала от сына.


– Еще осенью он рассказал мне, что в соцсетях появились группы, зомбирующие школьников. Это похоже на квест (череду опасных заданий), итогом которого становится смерть участников. Некоторые одноклассники уже вступили в нее – получше узнать, что там интересного, – говорит Юлия. – Увидев выражение моего лица, сын сразу сказал, что понимает, как опасны эти сообщества, и не собирается подписываться на них. С тех пор тема опасных групп в интернете регулярно поднимается у нас дома, я рассказываю Олегу о ценности человеческой жизни, о том, сколько еще по-настоящему хороших открытий у него впереди. … Но вот уже полгода каждый наш спор или мое требование выполнить что-то натыкается на его шутливое «Будешь настаивать, стану китом». Он улыбается, и я верю, что он так никогда не сделает, но внутри все равно холодеет.


Подобные истории сейчас не редкость. Наши дети действительно лучше разбираются в технике, сами решают, с кем можно откровенничать, а когда лучше молчать. Но опускать руки нельзя. На помощь готовы прийти школьные педагоги и психологи, которые подчас о детях знают больше, чем близкие родственники.


– Бывает, что ребята, которые переживают за друзей, сами приходят и сообщают об их подозрительных контактах в интернете, подсказывают их ники, – говорит психолог Александра Жуйкова. – Я ценю это доверие и аккуратно проверяю информацию. Обязательно провожу беседу со школьниками. Мы вместе анализируем содержание этих страниц, выясняем, почему они заинтересовались ими.
Благодаря простым человеческим доверительным отношениям уже удалось вовремя остановить от неверных шагов нескольких подростков.

Равнодушия.net


По официальным данным, с начала года в Краснодарском крае полицейские выявили 13 подростков, вступивших в соцсетях в группы, призывающие к суициду. «В игре» оказались 5 подростков из Темрюкского района, 2 – из Горячего Ключа и 4 краснодарских ребят. И это только те случаи, о которых стало известно полицейским. А сколько фактов известно только родителям? Наверняка они есть. Но, как рассказала начальник управления информации и общественных связей ГУ МВД России по Краснодарскому краю Мария Пирогова, на сегодняшний день ни одного заявления от родителей, учителей и вообще кого бы то ни было о том, что дети вовлечены в «игру», в полицию не поступало.

Сегодня с ребятами, которых вывели из опасных групп, занимаются участковые уполномоченные, инспекторы по делам несовершеннолетних и психологи. Они помогают им вернуться в обычную жизнь и избавиться от негативных настроений.
Собственно говоря, активная работа с подростками ведется, даже если те не были замечены в опасных сообществах. Например, во всех кубанских школах психологи и педагоги регулярно проводят профилактические занятия с детьми по формированию у них позитивного мышления и жизнестойкости; родителей учат вовремя определять опасные состояния и выводить из них детей. Но прежде всего специалисты советуют стать настоящим другом своим детям. Пока не стало слишком поздно.



Прочитано в Интернете: Реальность против виртуальности

Ольга, мама двух сыновей:
– Хорошо было бы для борьбы с группами смерти принять на уровне страны закон, обязывающий детей (вплоть до 18 лет) открывать родителям доступ к своим страничкам в соцсетях. Подростки сейчас хорошо знают законы, защищающие их права. Не лишне будет придумать и обязанности – для их же безопасности.


Борис, водитель:
– В группы смерти детей толкает еще и отсутствие нормального досуга. Когда они не посещают секции или кружки, конечно, альтернативой скуке становится интернет. Может, надо ввести обязательные кружки для школьников? Чтобы было меньше времени на безделье.


Дмитрий, менеджер по продажам:
– Я за то, чтобы в интернете ввели цензуру. А то иной раз такого начитаешься, что и действительно жить тошно.

∗∗∗∗

Как определить, что подросток вступил в опасное сообщество в соцсетях?

  • Он резко становится послушным, но «отрешенным».
  • Меняется режим дня; постоянно не высыпается и становится вялым.
  • Много рисует одни и те же изображения.
  • На теле появляются царапины, надрезы.
  • Начинает раздаривать вещи.
  • Открыто заявляет о своей скорой смерти.

∗∗∗∗

Что делать, если вы подозреваете, что ребенок заинтересовался опасными сайтами?

  • Ненавязчиво, как бы между прочим, спрашивайте, в каких соцсетях подросток любит «тусоваться» и где бывают его сверстники.
  • Проверяйте историю посещения ресурсов через браузер, но только когда ребенок этого не видит.
  • Вместо дежурного «Как дела в школе?» спросите: «Тебе нравится твой класс? Твой учитель? Почему?» Вместо «Что ты сегодня ел?» — «Тебе понравился школьный обед? Чем именно?» Призыв к чувствам ребенка заставляет его давать развернутые ответы, а не «все ок», «да – нет». Так вы узнаете о его эмоциональном состоянии. Подросток, поняв после нескольких дней, что вам важны его чувства, будет готов к вопросам о любовных и дружественных отношениях, страхах и разочарованиях в жизни.
  • Если ребенок истерит, скажите спокойно: «Почему ты так со мной поступаешь, я же себя с тобой так не веду». Он нуждается в доверительных отношениях, ведь он в таком возрасте чувствует одиноким в этом «враждебном» мире. Добавьте: «Я тебе доверяю, не обижай меня». Не задавайте вопросов. После искренности и любви, звучащих в ваших словах, ребенок откроется, пусть и не с первого раза.