Кубанские Новости
Общество

На Тихорецкую состав отправится?

Мы продолжаем следить за непростой судьбой железнодорожного вокзала на станции Тихорецкой, признанного памятником архитектуры и

Год назад (в номере от 16 марта 2016 года) «КН» уже писали об этой проблеме. Сегодня местная власть и общественники все-таки «дожали» РЖД, собственника здания, и капитальный ремонт Тихорецкого вокзала, признанного памятником культуры и истории Краснодарского края, все-таки начался. Но до тех пор, пока не увековечена память о важных событиях, связанных с историей этого места, почивать на лаврах рано.

В беде не бросили

Борьба за разрушающийся у всех на глазах железнодорожный вокзал сплотила жителей Тихорецка. Почти 10 лет люди обивали пороги кабинетов чиновников РЖД, требовали спасти историческое здание:

– Потрачено много сил, выиграны суды, отправлены десятки обращений в разные инстанции. И, наконец, мы победили, – общественник Юрий Ткачев говорит, что теперь часто приходит на привокзальную площадь. – Посмотрю, как работают люди, и на душе теплее.

∗∗∗∗

«Кубанские новости» отправили официальные запросы: в Министерство обороны России – с просьбой предоставить информацию о погибших при бомбежке 30 февраля 1943 года на станции Тихорецкой моряках и в Лабинский военкомат – о погибших в годы Великой Отечественной войны в 1943 году призывниках на железнодорожном вокзале в городе Тихорецке

∗∗∗∗

Он заглядывает через металлический забор, которым огорожен аварийный вокзал, стучит в запертую калитку. Юрия Васильевича здесь знают, но на объект без разрешения, да еще и в компании корреспондента, не пускают. Пообщаться выходит руководитель проекта реставрации железнодорожного вокзала на станции Тихорецкой Максим Шевчук:

– Возраст не щадит ни людей, ни здания. Сейчас выполняем необходимые противоаварийные работы: усиливаем фундамент, меняем балки перекрытия, кровлю. Главное, чтобы «скелет» был целый, а «мясо» нарастет. После ремонта вокзал вновь станет украшением города.

Во время Великой Отечественной войны железнодорожная станция подвергалась жестоким бомбардировкам. 30 января 1943 года, когда наши войска освободили город, здание лежало в руинах.

– Вокзал восстановили очень быстро, открыли в августе 1945 года. При этом был сохранен прежний архитектурный стиль. Горожане сюда приходили, как в музей, посмотреть на украшенный портретами советских полководцев зал ожидания, монументы вождей пролетариата, – Юрий Ткачев обращает внимание, что уже тогда вокзал напоминал жителям и гостям города о важных исторических событиях, свидетелем которых стал.

Вокзал нашей памяти

После того как общими усилиями дело с ремонтом здания сдвинулось с мертвой точки, Юрий Ткачев сотоварищи задумались о дальнейшей судьбе достопримечательности.

– Вся страна поет песню «На Тихорецкую состав отправится», а напоминания, что именно здесь поэт Михаил Львовский встретил будущую актрису Валентину Архангельскую и посвятил ей это стихотворение, нигде нет, – не унимается общественник.

Он вспоминает и Остапа Бендера, который, по воле авторов «12 стульев», провел несколько часов в здании вокзала на станции Тихорецкой по дороге в Пятигорск. Оказывается, даже готов эскиз памятника Великому комбинатору.

Но, по словам Юрий Васильевича, это все лирика. Вокзал помнит куда более важные события. Здесь встречали поезда императоров Александра III в сентябре 1888 года, Николая II в ноябре 1914 года. Во время революций, Гражданской войны, расказачивания и голода 30-х годов, в период Великой Отечественной войны железнодорожная станция и вокзал стали аренами жизни и смерти.

Тихоречане помнят о трагедии, произошедшей на станции 30 марта 1943 года. Тогда фашистские самолеты разбомбили эшелон с моряками Черноморского флота, погибли около 100 человек. Их останки захоронены в братской могиле, имена до сих пор не известны.

Общественник и краевед Юрий Ткачев: «Железнодорожный вокзал отстояли всем миром»

– Свидетелей той ужасной бомбежки не осталось в живых, наш долг – установить мемориальную доску в память о погибших моряках на фасаде вокзала. А еще лучше в рамках реставрации оформить экспозицию, посвященную богатейшей истории вокзала и станции Тихорецкой, прямо в зале ожидания, – продвигает новую инициативу Юрий Ткачев.

Председатель Совета ветеранов тихорецкой железнодорожной станции Людмила Максимова в свою очередь предлагает установить мемориальную доску погибшим от бомбежек в годы Великой Отечественной войны железнодорожникам:

– После ремонта хотелось бы видеть достойное место с красивым барельефом, полочкой для возложения цветов. Ветераны готовы собрать подписи под соответствующей просьбой в дирекцию железнодорожных вокзалов Северо-Кавказской железной дороги.

Тайное становится явным

Благодаря материалу об истории вокзала, опубликованному в «КН» в прошлом году, удалось узнать неизвестные страницы истории. В письме в редакцию наш читатель, ветеран Великой Отечественной войны Василий Земской из Лабинска, поведал о трагедии, произошедшей на железнодорожной станции Тихорецкой: «1 декабря 1944 года я и мои товарищи, призывники из станицы Ярославской, в эшелонах прибыли в Тихорецк, по пути на фронт. Здесь нам рассказали о трагедии, случившейся накануне. Дело было так: призывники Лабинского райвоенкомата спрятались от холодного ветра за кирпичную стену разбитого железнодорожного вокзала. От сильного порыва ветра кирпичная стена упала и накрыла прятавшихся за ней юношей. 12 призывников погибли сразу, шестеро пропали без вести…»

К воспоминаниям Василия Земского внимательно отнеслись в тихорецком историко-краеведческом музее. Здесь об этой трагедии узнали впервые, и свидетельства ветерана вместе с нашей публикацией пополнили музейный архив.

Информацией, связанной с историей вокзала, поделился с «КН» и главный хранитель музея Николай Тетеревенко. По разным источникам он установил, что на станции Тихорецкой в 1918-м были построены первые бронированные поезда Добровольческой армии, получившие названия – «Генерал Алексеев», «Вперед за Родину» и тяжелый бронепоезд «Единая Россия».

Главный хранитель тихорецкого музея Николай Тетеревенко: «Вокзал постепенно раскрывает свои тайны».

– О том, что у нас строили бронепоезда для белогвардейцев, по понятным причинам, не принято было распространяться. Мы знали только, что в годы Гражданской и Великой Отечественной войны тихорецкие железнодорожники выпускали стальные крепости для Красной Армии, – говорит Николай Тетеревенко.

Чтобы восстановить историческую справедливость, он тоже предлагает увековечить память о первых бронепоездах Добровольческой армии, построенных в городе Тихорецке. Так, может, действительно пора задуматься об открытии после реставрации в вокзальном помещении исторической экспозиции? Очевидно, тихорецкий вокзал всей своей судьбой это заслужил.

Фото автора