С наступлением первых весенних деньков буквально расцветает автодорога «Дон», бегущая из краевого центра к морю. Будто кистью художника, разбросаны по ее полотну бело-зелеными и сиреневыми мазками подснежники и цикламены. «Купите, порадуйте любимых!» - зазывают «торговцы весной», разложившие свой ходовой товар в коробках и тазиках на обочине дороги. Проносящиеся мимо автомобили притормаживают, и чья-то рука уже тянется к кошельку:
- Почем букетик?
Оценить ситуацию решили и мы, отправившись в рейд по первоцветам накануне женского праздника. В рейдовую бригаду, кроме журналистов, вошли работники министерства природных ресурсов Краснодарского края, специалисты по охране окружающей среды и защите леса, полицейские. Разделившись на две бригады, чтобы уменьшить возможности «сарафанного радио» торговцев первоцветами, мы едем двумя автомобилями от Горячего Ключа в сторону Адыгеи. Руководитель нашей бригады Александр Куимов, начальник отдела по организации мероприятий по охране окружающей среды горячеключевской администрации, получил по телефону информацию о том, что кто-то на трассе скупает большие партии подснежников и цикламенов, занесенных в Красную книгу Краснодарского края.
- И покупать эти цветы нельзя? – уточняю я.
- Покупая «краснокнижные» цветы, граждане способствуют их преднамеренному уничтожению, - поясняет Куимов и зачитывает статью 7.3 Закона Краснодарского края № 608 КЗ от 23.07.2003 года: «Уничтожение, добывание, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и (или) растений, занесенных в Красную книгу Краснодарского края, без надлежащего на то разрешения… влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), на должностных лиц – от 30 до 40 МРОТ, на юридических лиц – от 300 до 400 МРОТ».
- Солидные штрафы, - соглашаюсь я, - тогда почему же торгуют?
- Надеются на авось, наверное, - предполагает Куимов, - на возможность быстро заработать. Ведь все торговцы, как правило, безработные. В большинстве случаев они перепродают цветы, купленные у местного населения либо привезенные из других районов. Подснежники Воронова, например, везут из Апшеронска или из-под Сочи, так как в лесах Горячего Ключа этих цветов уже практически не осталось. Да вот и они.
Наш микроавтобус в районе хутора Молькин резко сворачивает на обочину, где расположились чуть поодаль друг от друга два продавца «краснокнижных» цветов в спортивных костюмах, с небритыми лицами. Увидев первых пассажиров, хозяева подснежников и цикламенов принялись было нахваливать свой товар, набивая цену:
- Бери по триста, не прогадаешь.
Однако, увидев выходившего из автобуса человека в форме полицейского, торговцы враз сникли и снизили отпускную цену до 50 рублей. Потом они объясняли членам рейдовой бригады, что взяться за цветочный промысел их заставила нужда, что это «мама насобирала в лесу цветочков, чтобы купить хлеба», что совершенно негде устроиться на работу и что на трассу с цветами они вышли в первый и последний раз и готовы отдать нам все цветы (а их мы насчитали свыше ста букетов) бесплатно. «Только не пишите протокол», - уговаривали продавцы полицейских и защитников экологии.
Протоколы о незаконной торговле растениями, занесенными в Красную книгу Краснодарского края, уполномоченными на то лицами все же были составлены, и жители станицы Пятигорской и поселка Мирного братья С. теперь понесут наказание, которое определит им суд. Они действительно оба безработные, хотя могли бы заниматься выращиванием и продажей цветов на законных основаниях, как посоветовали им члены рейдовой бригады. К тому же, как выяснилось, лесным бизнесом (цветы, грибы, ягоды) братья занимаются не первый раз и не первый год.
Пока полицейские и экологи нашей бригады составляли протоколы на нарушителей, вторая бригада делала то же самое в отношении жителей станицы Саратовской: 39-летней Инны, 46-летней Людмилы и 33-летней Оксаны. Их общий вклад в уничтожение природы составил 27 букетов подснежников и цикламенов.
Мы отправились в рейд во второй половине дня, когда, как правило, и выходят на промысел затарившиеся цветами браконьеры и спекулянты. А утром этого же дня оживленные трассы близ Горячего Ключа проверили на предмет незаконной торговли первоцветами члены еще одной рейдовой бригады, возглавляемой государственным инспектором Краснодарского края в области охраны окружающей среды Олегом Пензиевым. По его словам, было составлено четыре протокола на нарушителей, у которых находилось более 90 букетов все тех же подснежников и цикламенов. А еще Олег Викторович рассказал о том, что природоохранные рейды проводятся Министерством природных ресурсов с 14 февраля на территории всех муниципальных образований края и будут продолжаться вплоть до окончания цветения «краснокнижных» растений. Так что нарушителям придется туго. «Пусть забудут весеннее-цветочный промысел», - посоветовал любителям отщипнуть от природы Пензиев.
Людей, скупающих на трассе цветы, мы не обнаружили, а вот отдельных любителей даров весеннего леса видели предостаточно. Во время составления протоколов на нарушителей на обочину, где на ящиках красовались букеты первоцветов, то и дело съезжали автомобили. Их хозяева и пассажиры не прочь были приобрести по случаю букетик-другой, но, завидев полицейских, спешно ретировались и уезжали.
- А ведь если бы не было спроса на цветы, не было бы и торгашей, - произнес, глядя на очередной автомобиль любителей первоцветов инженер по охране и защите леса Горячеключевского лесничества Сергей Ткачев. – Неужели люди не могут понять, что, желая приобрести запрещенные цветы, способствуют уничтожению природы?! Первоцветы - основа всего биологического разнообразия, но некоторые из них уже на грани исчезновения в крае, поэтому и занесены в Красную книгу. В лесах Горячего Ключа уже практически не осталось подснежника Воронова, на грани исчезновения и цикламен кавказский. Поэтому им необходима срочная и надежная защита от браконьеров.
С этой мыслью мы садимся в автобус и продолжаем поиски этих самых браконьеров, а заодно и тех, кто им способствует. Двигаясь от Адыгеи к Горячему Ключу, на подъезде к станице Саратовской на противоположной стороне трассы «Дон», у бензозаправочной станции замечаем еще одну фигуру с цветами. Но пересекать трассу нельзя, и мы останавливаемся у пешеходного «виадука». Пешком перебираемся на противоположную сторону дороги, отсекаем пути отхода нарушителя (как в детективном кино) и видим довольно потрепанную жизненными и алкогольными ветрами даму в подпитии. В чашке на деревянной таре насчитываем восемь известных уже букетов.
26-летняя Валентина, как оказалось, хорошо знакома полиции Горячего Ключа. Как пояснил участковый, старший лейтенант полиции Алексей Сумец, она родом с Украины.. Приехав на Кубань, сменила несколько мест жительства, в том числе и в станице Саратовской, где обитает в настоящее время. Нигде не работает, злоупотребляет спиртным. Чтобы найти деньги на выпивку, торгует, в том числе и первоцветами. Причем, ее уже задерживали за это, и 16 марта, как сама признается, она приглашена на суд. Теперь вот к предыдущему протоколу прибавится еще один.
…Вечереет, и мы возвращаемся на исходные позиции. По трассе уже загораются фонари, но для кого-то, как видно, рабочий день, то бишь цветочная торговля, продолжается.
- Ну, ты глянь, - показывает на противоположную сторону дороги Алексей Сумец, - это же Людмила наша стоит с цветами. Ведь только что протокол на нее составили…
Но нам к ней уже не дотянуться. Как и ко многим другим потерявшим совесть торгашам, грабящим нас, причем, с нашей же помощью, уничтожающим нашу природу, корни наши. Придет черед других рейдовых экологических бригад, которые изымут у цветочных браконьеров не одну еще корзину «краснокнижных» букетиков. Но что это изменит? После Дня влюбленных грядет 8 Марта, и на обочинах дорог вновь вырастают лесные грабители, чтобы купить нас новыми ароматами и красками весны. И мы вновь покупаемся на эту приманку, потому что любим весенние цветы и наших прекрасных женщин, которые их тоже любят. И мы заглушаем в душе своей стыдливый голосок возмущения и приносим своим любимым небогатые уже дары истерзанной природы нашей.
Или нет? Давайте же перестанем попустительствовать и помогать грабителям с большой дороги!