Кубанские Новости
Культура

Женщина-весна

Татьяна Гатова, генеральный директор и художественный руководитель творческого объединения «Премьера», 2 марта отпраздновала юби

Одни называют ее императрицей, другие – подвижницей и беззаветной служительницей своему делу. Правы и те, и другие. Татьяна Гатова – генеральный директор и художественный руководитель Творческого объединения «Премьера», заслуженная артистка России, победитель премии «Влиятельные женщины Кубани» – достойна многих эпитетов. После смерти мужа, талантливого деятеля отечественной культуры Леонарда Гатова, она возглавила целую империю – самый многочисленный творческий коллектив Кубани. Уже десять лет несет эту культурную миссию, и годы доказали – руководство детищем мужа Татьяне Михайловне по плечу.

Несколько дней назад руководитель и директор ТО «Премьера» Татьяна Гатова отметила юбилей. Но сегодня мы пришли просто к замечательной женщине и матери, чтобы поздравить ее с этой датой и наступающим Международным женским днем.

– Вы родились в самом начале марта. Вы женщина-весна?

– Вы мне напомнили, есть такая песня – «Женщина-весна». Написал ее композитор Игорь Шишов и посвятил мне. Было это давно, лет 20 назад. Вот такой личный приятный подарок.

Но, если честно, люблю зиму, снег. Я ведь по рождению сибирячка – из Кемерово. И хоть давно стала закоренелой краснодаркой, любовь к сибирской зиме не ушла. Такого волшебства природы не видела больше никогда – все в тонких кружевах, лес становится хрустальным, под валенками похрустывает снег.

– Только человек со сказкой в душе может так упоительно рассказывать о времени года…

– Вы правы. Как-то меня спросили, кто ваши любимые герои, – странно, но я назвала сказочных персонажей. До сих пор помню из детства – Кай, Герда, она ищет брата, плывет на лодочке… Жизнь – сказка. И если ты ее воспринимаешь такой, все складывается соответствующе.

– А жизнь баловала, как в сказке?

– Что вы! Родилась в обыкновенной семье, папа уже был в возрасте – такой серьезный мужчина, мама – простая машинистка…

Просто ты сам себя настраиваешь на нужную волну и даже трудную ситуацию пытаешься рассматривать с этой позиции. В любой сказке ведь есть и хорошие, и плохие герои. И дети, например, обычно больше жалеют отрицательных персонажей. Они верят, что их можно исправить, переделать, и в финале обязательно победят любовь и добро. Эту веру никогда нельзя терять. Нужно нести ее по жизни. Во многом именно это помогает мне в работе с моими коллективами – как с людьми, с которыми мы идем рука об руку уже многие годы, так и с молодежью.

– Как-то вы сказали, что сердце «Премьеры» бьется у вас в груди? Оно остается женским, чутким? Или зачерствело за эти годы?

– Нет, не зачерствело. Иначе перестанешь замечать главное. Для меня «Премьера» – семья. Если попытаться посчитать, сколько я отдала семье и работе, то работа, пожалуй, победит. Но если очерствеешь, если будешь действовать только с позиции руководителя – все, конец. Знаете, когда я десять лет назад возглавила «Премьеру», сказала себе – ты должна быть жестче. Но жесткость не означает жестокость. Упорство в достижении цели – да. Требовательность – да. Но все в разумных пределах. Иначе, если люди приходят на работу без удовольствия, результата не будет. В нашем деле точно.

– Вокруг вас сплошь творческие личности – эмоциональные, ранимые. Говорят, артисты, как дети. Сложно вам с ними?

– В чем-то легко, в чем-то сложно. Коллектив большой, и к каждому нужно найти подход. Иногда думаю, надо изменить распорядок. Сделать прием по личным вопросам в определенный день. Потом понимаю – это нереально. У человека сегодня что-то случилось, а прием в четверг. И что, он будет ходить с этой проблемой? Ему нужно сегодня и сейчас решить – да или нет. Поэтому дверь не закрывается. Она не закрывалась и при супруге. Мне кажется, что этот подход верный, пусть и немного хаотичный. Иногда такой поток идет, что не успеваешь сделать все дела. Беру домой. Не получается так – переступил порог, и работа ушла из головы. Дочь говорит: «Мама, ты неправильно делаешь. Нужен план». А что делать, если важно все?!

– Никогда не хотелось часть груза переложить на чьи-то плечи, ведь не обязательно по каждому поводу идти к генеральному?

– Очень сложно себя в этом возрасте перестроить, сделать иной. Мы ведь и раньше с мужем все делали вместе – на гастролях вместе, дома вместе, проблемы решали вместе. Вот супруг у меня был четким. У него все было разложено по полочкам – это, это и вот это. А я всегда шла рядом – помощница – и понимала, что где-то можно сделать иначе. К намеченной цели ведь можно прийти не только по прямой – можно сгладить острые углы, обойти по тропинке. Главное – двигаться в верном направлении.

– Выходит, вы добавляли в «черное-белое» полутонов?

– Да, я добавляла то, чего не хватало. Но всегда понимала – если уж тебе выпала миссия быть руководителем, то нельзя терять человечность. Если кого-то обидел, то эту тропиночку надо замести, исправить ситуацию. Если можешь кому-то помочь – вывернись, но сделай это. И всегда надо уметь себе говорить – ты не права, ты проиграла. Только тогда ты сможешь сделать выводы и выиграть потом – скатился, поднялся и заново вверх по ступенькам!

– Ступенька за ступенькой – и Краснодар превращается в культурную столицу юга во многом благодаря вашим стараниям. Все получается, что задумали?

– Сделано очень много. Мы проводим фестивали оперы, современной хореографии, GG Jazz, конкурс «Молодой балет мира» Юрия Григоровича…

Все ли получается? Решать зрителю. В 2010 году в марте к Женскому дню мы поставили первый мюзикл «Джаз для настоящих леди». Он идет уже 7 лет и собирает полные залы. Не говоря уже о новой постановке «Мастер и Маргарита», которой летом уже год, а ее еще не все желающие успели посмотреть, потому что билетов не достать! Зритель – главный наш барометр и цензор. И мы рады, что пока наш с ним диалог удается. Конечно, нужны новые задумки. И они есть. Но выдавать пока не буду.

И, безусловно, радует то, что в театре стало больше молодежи. Может, приучили наши «студенческие абонементы». Теперь активно работаем с «семейным абонементом». Ведь воспитание, привитие культуры детям начинается с семьи.

– Часто ли внутри себя спрашиваете, как той или иной поступок оценил бы муж?

– Я не спрашиваю. Я все время живу с этим чувством. И мне даже кажется, что я его слышу. Только без всякой мистики – это не про то, когда говорят, надо пойти свечку поставить. Другое – из души.

Так совпало, что его юбилей тоже был в этом году – 80 лет. Для меня 10 лет после его ухода прошли не столько без супруга, сколько без создателя. Гатов – личность. Я продолжаю руководить нашей большой «семьей», и для меня день его юбилея был самым ответственным. «Премьера» отчитывалась большим концертом, я режиссировала. И я ощущала его одобрение. Поняла, что не зря прожила эти 10 лет – не плыла по течению, а поднималась наверх.

– Какой подарок к вашему юбилею приготовили премьеровцы?

– К своему дню рождения отношусь спокойно. Я рада, что меня в день юбилея пригласила в жюри конкурса одна военная организация – выбирали красавиц в погонах. Для меня это огромный подарок. Да что можно подарить человеку в такой день – внимание, смех, хорошее настроение. И премьеровцы, конечно, приготовили мне яркое творческое поздравление. Получился чудесный праздник – со слезами и улыбками.

– А как муж поздравлял с праздниками?

– У Леонарда Григорьевича сентиментальность пришла позже, с возрастом. А когда он был в расцвете, на многие вещи не обращал внимания, забывал. И ничего страшного в этом нет. Главное, взаимопонимание. Подарками мы радовали друг друга вместе. И всегда весной покупали гиацинты. Однажды он к 8 Марта мне и маме принес огромную охапку, поставили в большую чашу. Представьте – тугие бутоны раскрываются в тепле, и по комнате плывет чудесный аромат.

– Ваши дочь и внучка, которыми гордился Леонард Григорьевич, живут в Италии. Вы нечасто видитесь. Скучаете?

– В этом году моей Мики-Мартине исполняется 12 лет. В ней столько прелести, и вместе с тем силы и упорства, что диву даюсь! Она занимается спортом, играет на гитаре и на флейте. А насчет расстояния… Иногда нужно безумно соскучиться друг по другу. Ты приезжаешь – и это праздник. Мне даже зять говорит: «Для вас, Гатовых, никогда нет проблем. Вы приезжаете, и мы справляемся с этим и с этим…»

У меня есть правило: я не учу дочь жить. Договорились сразу, когда нужно, она спрашивает моего совета. А когда хочет решить что-то сама, я только скажу: «Браво, девочка…»

– А кто вас назвал одним из самых русских, с легкой руки Пушкина, имен?

– Родители, и, представьте, именно в честь пушкинской Татьяны. А старшую сестру назвали по Лермонтову – Бэла. Но я, скорее, та Татьяна, которая дала имя Татьяниному дню. Я безумно люблю зиму, студенчество, молодость. Хочу остаться навсегда такой.

– Ваш рецепт молодости?

– Это состояние души. И, пожалуй, генетика. Моя мама прожила 97 лет, у нее не было ни одной морщинки. Она была светлым и тонко чувствующим жизнь человеком. Большую часть жизни провела за пишущей машинкой – пальцы по клавишам, глаза в текст, а успевала замечать вокруг так много. Идет на работу в 5 утра, пораньше, чтобы успеть побольше. Возвращается и рассказывает: «Я иду и слышу… щелк-щелк. А это почки каштанов открываются». Теперь я иду по этой улице, смотрю на каштаны, вспоминаю маму, ее незатейливые радости. Вот они эти почки, потом клейкие листочки… Она это видела. Ей это Бог дал, и она передала это мне.

– А что вы пожелаете всем женщинам?

– Желаю быть в ладу с собой. Не сдавайтесь. Не надо, просыпаясь, думать – жизнь тяжелая, пенсия или зарплата маленькая, цены поднимаются. Можно попыхтеть, поплакать в уголок, а дальше встряхнуться и сказать – какая чепуха. Ты просыпаешься, выглядываешь в окно, а там – солнышко, выходишь на улицу, а навстречу идут люди и улыбаются… Разве это не счастье? Счастье в мелочах! Цените каждое мгновенье! Улыбайтесь! Любите и будьте любимы!

Фото Михаила СТУПИНА