Кубанские Новости
Экономика

Землю тем, кто на ней работает

Вячеслав Легкодух, полномочный представитель главы региона по взаимодействию с фермерами, в эксклюзивном интервью корреспонденту

Полномочный представитель главы региона по взаимодействию с фермерами появился
в Краснодарском крае в прошлом июле. Распоряжение на этот счет было подписано губернатором Кубани Вениамином Кондратьевым. Им стал Вячеслав Легкодух. В его компетенцию вошли вопросы непростых взаимоотношений крупных аграрных предприятий и фермеров, пайщиков и владельцев КФХ.

ПО ПРИНЦИПУ ОДНОГО ОКНА

– Вячеслав Александрович, ближайшие задачи администрации края и омбудсмена – нарастить производство продукции, максимально интегрироваться во все отрасли сельского хозяйства, устранить все проблемы, связанные с землей. Но это работа не одного дня. Что требует срочных решений?

– Земельные вопросы – на первом плане. Мы получили более 100 обращений. Большая часть связана с продлением аренды земли, выделением долей пайщиков из земель крупных хозяйств. Здесь столкнулись два мнения. Владельцы паев говорят об ущемлении их прав со стороны агрохолдингов. В то же время есть примеры, когда жалобы или обращения парализуют работу крупных компаний. Но нерешаемых проблем нет.

Что касается фермеров, то их вопросы в основном носят технический характер. У кого-то неправильно оформлены документы на земельную аренду. Кто-то межевал свои участки в начале 2000 годов, и сейчас они несколько не совпадают с нынешней системой координат. Это зачастую и является причиной приостановки продления договоров на аренду земли, но никак не причиной окончательного отказа. Фермеры воспринимают сложившуюся ситуацию по-разному и пишут обращения.

Недавно для ускорения решения земельных вопросов на рабочей группе по делам фермеров при губернаторе мы создали подгруппу, если так можно сказать, узкой направленности. В нее вошли вице-губернатор Кубани Сергей Усенко, специалисты департамента имущественных отношений, представители краевой АККОР и я как полномочный представитель губернатора. Мы сразу поставили цель – тщательно проанализировать каждое письмо, постараться сделать так, чтобы в ответ на свои обращения фермеры получали как можно меньше отказов. Можно найти выход практически из любой сложной ситуации.

Иногда спрашивают: зачем было нужно создавать еще одну структуру для рассмотрения обращений фермеров? В рабочую группу при губернаторе, организованную весной 2016 года, входили члены Общественной палаты, Общероссийского народного фронта, Ассоциации фермеров, юристы и, конечно, представители власти. Хороший состав, который может решать многие вопросы. В то же время при силовых структурах (прокуратура, МВД, следственный комитет) была создана вторая рабочая группа. Казалось бы, все верно, но это удлиняло путь решения проблем. Вот мы и пошли на этот шаг: стали работать по принципу «одного окна», что значительно ускорило и упростило систему рассмотрения обращений.

ЧЕЛОВЕК ИЩЕТ, ГДЕ ЛУЧШЕ

– Какая часть обращений связана именно с проблемами выделения земельных участков из общедолевой собственности?

– Примерно пятая часть. Есть одна деталь, на которой я хотел бы подробнее остановиться. Подавляющая часть обращений именно по вопросам выделения земельных участков из общедолевой собственности пришла всего из двух районов – Калининского и Лабинского.

Например, в Калининском районе, в хозяйствах «Красный Октябрь» и «Советская Кубань», спорные отношения возникли сразу у почти тысячи пайщиков. Люди не согласны с протоколами собраний, где без их ведома приняты решения о новых договорах аренды их земельных долей на 30 лет. Эти вопросы, как правило, возникают у холдинговых хозяйств, так как у фермеров практически нет таких проблем.

– Почему пайщики с фермерами, как правило, находят общий язык, а с агрохолдинговыми хозяйствами возникают сложности?

– Вот и я спрашиваю руководителей этих хозяйств: почему от вас бегут люди? Давайте вместе анализировать. Раз такое происходит, значит, есть на то свои причины. Мы в рабочей группе настроены так: если человек выводит свою землю из общедолевой собственности не для того, чтобы ее кому-то передать, а для организации своего бизнеса, чтобы прокормить свою семью, значит, надо ему помочь. А если пайщик со своей землей идет к другому предпринимателю, тогда вопрос напрямую адресуем руководителям хозяйств, не искать ли вам причину в себе?

Вернусь к ситуации в хозяйствах Калининского района, где происходит массовый выход пайщиков. Их земельная доля там составляет чуть более 3,5 гектара. В этом районе, как известно, все занимаются картошкой. Небольшой бизнес дает возможность прокормить семью. Так вот, у личных подсобных хозяйств земли для возделывания картофеля уже нет. Приходит пайщик в хозяйство и говорит директору, что не будет забирать весь свой пай. Нарежьте, мол, мне где-нибудь поближе к станице гектар земли – я буду картофелем заниматься, а вы мне, соответственно, на гектар уменьшите арендную плату, и я не буду больше ни на что претендовать. Казалось бы, разумный подход, который должен всех устроить. А ему знаете, что говорят? Да никаких проблем, нарежем. Только заплатите в кассу 30, а то и 40 тысяч рублей. И это по минимуму – вроде как с барского плеча.

– А чем это объясняется?

– Дескать, это те деньги, которые хозяйство потеряет, если ты заберешь свой гектар. Таких примеров масса. И здесь себя не обидят, и там еще заплати, получается, за свою же землю еще и заплати.

– Что в итоге?

– В итоге люди соглашаются на эти кабальные условия. И не придерешься. Хозяин – барин, получается.

– Надо думать, люди и в суды обращаются? Какой вы видите в этой ситуации свою задачу?

– Мы едем в районы и пытаемся решать вопросы на месте. Суды, как правило, на стороне пайщиков. Здесь есть одно «но». Ситуацию во многом усугубляет недоработка глав сельских поселений. Порой даже их недобросовестность. Именно главы сельских поселений наделены полномочиями по организации и контролю за проведением собраний пайщиков. Полномочия есть, а никакой ответственности за соблюдение проведения собраний и оформление протоколов они не несут. А там зачастую ошибка на ошибке, которые приводят к большим проблемам, заставляющим людей обращаться в суды.

ВСЕ УПИРАЕТСЯ В ЗАКОН

Пример по Лабинскому району. Более пяти лет назад многие пайщики вышли из предбанкротных хозяйств и отдали фермерам свои земельные паи. Причина простая. Им перестали платить арендную плату. Со временем положение стабилизировалось. Люди были довольны отношением фермеров к ним, выплачиваемой арендной платой. Но тут земли развалившихся хозяйств выкупил некий агрохолдинг. В эту историю попали в основном жители Синюхинского и Воздвиженского сельских поселений, станицы Упорной. А теперь в агрохолдинге говорят: посмотрим, как 3 года назад вы выделили из хозяйств свои земельные участки. И находят в протоколах собраний пайщиков, подписанных главами сельских поселений, массу ошибок. Суды, естественно, ломают все ранее принятые решения. И упрекнуть-то их не в чем. Свою землю пайщикам снова надо отдать, теперь уже в агрохолдинг. Образно говоря, все вернулось на 6 лет назад. А фермеры-то уже столько лет обрабатывают эти участки, вложили средства, накупили необходимой техники. Как быть в этой ситуации и кто должен отвечать?

– Действительно, кто? Надо думать, крайнего здесь не найти.

– Да, не найти. Мы проанализировали ситуацию и подготовили предложения по изменениям в земельном законодательстве. В Государственную Думу от администрации Краснодарского края направлено 10 законодательных инициатив, в том числе и по использованию земель сельскохозяйственного назначения. Мы предложили увеличить кворум собраний владельцев земельных паев с 25 до 50 процентов и только при такой явке принимать решения.

Администрации сельских поселений должны нести полную ответственность за проведение собраний участников долевой собственности и составление протоколов. Вплоть до уголовной. Мне удалось выступить в Госдуме, когда обсуждались наши предложения. Нам ответили, что уголовная ответственность – это очень сильно, но и дали понять, что определенная ответственность обязательно будет. То, что мы вошли в дебаты, говорит о том, что к нашим предложениям прислушались.

– А что насчет выделения земли фермерам без торгов? Уже есть такая законодательная норма?

– Такая норма в земельном законодательстве уже есть. Но она, если можно сказать, несколько размыта, трудно применима на практике. Мы выступили еще с одним предложением. Землю, находящуюся в госсобственности, предоставлять без торгов крестьянско-фермерским хозяйствам, сельхозорганизациям, образованным из КФХ, и сельхозкооперативам при условии, что они будут работать по приоритетным для данного региона направлениям. У нас, как известно, в приоритете животноводство, овощеводство, садоводство и виноградарство. Еще земля без торгов нужна для создания кормовой базы фермерским животноводческим хозяйствам. Составляй бизнес-планы и получай землю для работы по этим направлениям, но при условии, что эта земля свободна.

Подчеркну, эта статья не будет превращена в механизм отбора земли. Если предприниматель соблюдает земельное законодательство, не нарушает закон о плодородии земли, собирает высокие урожаи и платит достойную арендную плату, то, как говорится, Бог в помощь. И, наоборот, даже землю агрохолдингов, если у них нет в севообороте 10 процентов многолетних трав, как положено по закону Краснодарского края, могут изъять и перераспределить.

И еще. Хозяйства должны платить налоги там, где они работают, где находится их земля, а не там, где расположен их головной офис.

НЕЧЕГО ПЕРЕКЛАДЫВАТЬ С ОДНИХ ПЛЕЧ НА ДРУГИЕ

– Вячеслав Александрович, вы сказали, что постоянно выезжаете в районы, решаете проблемы на местах. А местные власти что? Со стороны наблюдают?

– И такое бывает. Порой приходится слышать, что в полномочия муниципальной исполнительной власти не входит решение земельных вопросов. Странная позиция. Где главы муниципалитетов при решении спорных земельных вопросов пытаются наладить диалог, там, как правило, находят выход из ситуаций, не доводя дело до суда. Опять вспомню Лабинский район. Ведь глава местного самоуправления Александр Садчиков разрулил-таки ситуацию с землей, о которой я рассказывал. И фермеры не обижены, и агрохолдинг не ущемлен. А кричать на весь край – проблема не решается, власть не помогает – это проще простого.

– Это вы про прошлогодний тракторный марш?

– И про него тоже. Кстати, многие активисты тракторного марша вошли в рабочую группу по вопросам фермеров при губернаторе.

– И в заключение разговора, Вячеслав Александрович, скажите, хотя бы тезисно: что удалось за это время сделать полномочному представителю губернатора Кубани по взаимодействию с фермерами?

– Главное – удалось достичь понимания того, что надо менять отношение к земельным вопросам. Этого требует сегодняшний день. Краевые власти это видят, а самое главное – уже действуют. Хочу сказать спасибо нашим депутатам от Краснодарского края, которые на своем уровне помогают нам в решении злободневных для Кубани земельных вопросов. В краевой собственности, как известно, находится около 500 тысяч гектаров земли. На владение этим достоянием заключено 2 тысячи договоров. Очень важно, чтобы они не «подвисли». Чтобы этого не случилось, и действует рабочая группа при губернаторе края по земельным вопросам.

Фото из открытых источников