Кубанские Новости
Общество

ТЕТИС: был океан - будет парк          

В эксклюзивном интервью "КН" Тимур Татьянченко, председатель общественной туристской геолого-экологической организации «Тетис»

В двадцати километрах от Горячего Ключа расположен поселок Транспортный. Приютился он в гористой местности, поросшей лесом. В народе места эти называют Кубанской Швейцарией – за девственную красоту природы и удивительно чистый воздух. Здесь и рождается геопарк «Тетис» - любимое детище Тимура Татьянченко – уроженца города Шахты Ростовской области, горного инженера по образованию, связавшего свою профессиональную деятельность с регионами Северного Кавказа: Ингушетией, Карачаево-Черкессией, Северной Осетией- Аланией, Адыгеей и Краснодарским краем. С 2006 года живет в Горячем Ключе. С 2008-го занимается созданием геопарка «Тетис».

В поселке Транспортном на выделенном участке в лесном массиве вырос за минувшее время целый лагерь, включающий музей Северо-Западного Кавказа, где собраны бесценные по геологическим меркам минералы и окаменелости древних животных; конференц-зал, где проводят встречи юные геологи и ученые-палеонтологи; административные и хозяйственные постройки; арка, открывающая вход в парк; стела, посвященная геологам, и многое другое. Территория лагеря обустроена и облагорожена руками самих членов общества. Татьянченко поясняет:

- Как общественная организация, мы занимаем такую позицию: ни государство, ни какие-то предприятия не должны отвечать за нас финансово. И если мы что-то придумаем, то и реализовывать это должны сами. А коль денег на наем подрядных организаций для выполнение намеченного нет, то сапоги на ноги, лопаты в руки и - вперед.

Тимур Татьянченко (в центре)

Ну, а чем живете? – спрашиваю у Тимура Георгиевича. - За какие средства все это строится?

- За счет бизнеса. Занимаемся обработкой камня в Питере, Мостовском и Лабинском районах. Производим декоративную камнерезную продукцию, но это именно частный бизнес членов нашей организации, за счет которого есть возможность содержать полностью дотационный объект. За это и строимся, и существуем. А если кто-то и возьмется нам помогать, то только на добровольных началах. Причем, помощь ведь может выглядеть по-разному. Вот, например, проводим мы Всероссийский открытый геологический фестиваль «Тэтис», и администрация Горячего Ключа оказывает нам помощь в виде организации торжественного концерта на церемонии открытия. В пересчете на рубли это весомое содействие. И за эту помощь мы искренне благодарны! Я считаю так: люди сами помогут, когда оценят твои дела.

- Тимур Георгиевич, как же возникла идея геопарка и что это такое, в чем его отличие от обычного парка?

- Это была идея на уровне мечты. Поселившись в Горячем Ключе, я начал заниматься со школьниками геологией. В 2007 году сборная команда Республики Адыгея и Краснодарского края под моим руководством приняла участие во Всероссийской открытой полевой олимпиаде юных геологов в г. Красноярске. Вернувшись из поездки, вдохновленные участием в масштабном событии, в 2008 году мы сами проводили первую олимпиаду юных геологов Южного Федерального округа. Построили, как водится, палаточный городок, встретили гостей - команды юных геологов из Томска, Архангельска, Дедовска Московской области, прошли геологический маршрут, отработали соревновательную программу. И вроде бы все прошло как надо, участники и гости разъехались по домам довольные, а меня вызвали в администрацию города и… отчитали за партизанщину. Сказали: хочешь серьезно заниматься с детьми по линии просвещения - подбирай земельный участок под обустройство базы для юных геологов. И поскольку уже жила идея геопарка, мы и обратились с просьбой о предоставлении земельного участка под его строительство и развитие на его базе площадки юных геологов Краснодарского края и Республики Адыгея.

Теперь - что это такое. Прежде всего, геологический парк - это объект туриндустрии и социально-интеллектуального развития, который тесно сплетен с науками о Земле, будь то биология или геология. На территории геопарка находится значительное количество объектов культурного наследия, то есть уделяется внимание всем аспектам развития жизни на Земле в рамках данной территории.

В экспедиции

Зачастую геопарки развиваются на территориях угасающего недропользования. Вот и поселок Транспортный, где расположена наша база, так же, как и соседний поселок Кутаис и город Хадыженск, находящиеся на одной линии, образовывались вслед за развитием нефтегазового комплекса Кубани. Сегодня объемы добычи в этих районах сокращаются или прекращаются вовсе, месторождения закрываются, и поселки, и люди, живущие в них, остаются не у дел. Нефтяники едут ближе к Уренгою, в Надым, в другие места – туда, где есть для них работа. А люди в годах сниматься с насиженных мест уже не решаются. Но работы для них здесь нет. Как и для молодежи. Происходит обнищание и опустение региона. Начинаются грабежи природных ресурсов – уничтожение краснокнижных первоцветов для продажи, порча кизильников, диких груш и яблонь, несанкционированные рубки леса. И перспектив у населения особых нет. Естественно, близкие к нулю здесь и налогоотчисления. Чахлые инвестиции, которые сюда просачиваются, проблему не решают.

- И что же кардинального предлагает геопарк?

- Геологический парк «Тетис» в том формате, в котором он существует сегодня, проблему решить, разумеется, не в состоянии - объект сам является дотационным, даже экскурсии на его базе мы проводим на безвозмездной основе. А если смотреть шире, то необходима выработка единой стратегии развития территорий. Ведь мы говорим сегодня не только о проблемах в Горячеключевском районе, аналогичные проблемы существуют и в Крымском, Абинском, Северском, Апшеронском и Туапсинском районах края.

Проведенный в феврале семинар дал возможность обратиться к Министерству природных ресурсов края с предложением о разработке стратегии развития геопарка «Кубань» с предполагаемой территорией в 7,5 тысячи квадратных километров. Он будет начинаться с Крымска и заканчиваться Апшеронском. Над этим мы работаем. Дело ведь еще и в том, что существуют требования ЮНЕСКО к геопаркам, и там много составляющих: площадь территории, количество населения на ней, экологические, геологические, стилистические, образовательные и прочие факторы. При наличии всех этих факторов геопарку может быть предоставлен статус Глобального геопарка ЮНЕСКО. Это значимый и статусный шаг. Разумеется, деньги при этом не начнут падать с неба и предстоит много дел, но тем не менее работа по развитию территории упростится. Возьмите Пример тому Кавказский биосферный заповедник - это вполне состоятельное в финансовом отношении предприятие. Геопарк - практически то же самое, только без такого количества жестких ограничительных мер на ведение хозяйственно-экономической деятельности, а в некоторых случаях и наоборот - самостоятельно поощряющий развитие того или иного вида деятельности.

В 2009 году, когда начал организовываться наш «Тетис», в мире насчитывалось уже 64 геопарка в 19 странах. К 2015 году -129 геопарков в 33 странах. За 2016 год данных пока нет. Больше всего - порядка 30 - в последние годы создано в Китае. В нашей стране геопарков ЮНЕСКО нет, и это печально.

Мы предлагаем создать сначала региональный геопарк, он должен просуществовать один год, осуществляя деятельность, свойственную геопарку, т.е. там должно развиваться некое недропользование, обязательно должна проводиться научная и просветительская деятельность, проводиться экскурсии для студентов и школьников, должны развиваться народные промыслы. И все это с максимальным задействованием местного населения. Сюда же может быть привлечен и агротуризм.

К сожалению, российский опыт создания геопарков практически отсутствует. Официально признанных, т.е. просто закрепленных за территорией, пока два - у нас и в Республике Алтай. Но работа в этом направлении ведется уже в Ленинградской области, Дагестане и Республике Башкортостан.

- Значит, говорить о геопарке «Тетис» у нас пока рановато?

- Ну почему же, геопарк существует, на его базе проводится полный комплекс мероприятий, свойственных для больших, глобальных геопарков, но, как говорится, в миниатюре. Учитывая площадь нашего геопарка «Тетис», мы не можем вести речь о придании ему статуса геопарка ЮНЕСКО, но мы и не движемся на данной площадке в этом направлении. В остальном же полностью соответствуем современному пониманию термина геопарк.

В музее

Надо понимать, что наша территория — это не база отдыха или санаторий. Вы не увидите здесь болтающейся праздной толпы, которая приехала на шашлыки. Мы органически этого не приемлем. Строим и развиваем территорию, преследуя все-таки культурно-интеллектуальные цели. Здесь проходят фестивали (кстати, геологические фестивали родились тоже у нас), научные семинары и конференции, на нашей базе проводится учеба юных геологов из сборной команды Краснодарского края и Республики Адыгея – детско-юношеская геологическая партия «Кавказит», к нам приезжают любители геологии из разных регионов страны. С мая текущего года мы начинаем прием экскурсионных групп ребят из Всероссийского детского центра «Орленок», разумеется, также на безвозмездной основе. Организуем для них экскурсию по музею, викторину – как контрольный срез полученных знаний, для ребят помладше - игру в палео-песочнице. У нас работают весенние, летние и осенние лагеря, где дети, увлеченные науками о Земле, получают дополнительные знания.

Действительно, я видел сегодня юношей и девушек, увлеченно спорящих на занятиях клуба юных экологов, осмысленно, со знанием предмета отвечающих на вопросы экскурсовода у стендов музея. Меня поразил и сам музей, в котором собрано огромное количество природных реликвий из разных уголков нашей страны и зарубежья. Это и метеориты, и отпечатки на камнях живых организмов и растительности, существовавших на земле миллионы лет назад, и документальные свидетельства существования на месте наших прекрасных полей и гор огромного океана Тетис, ушедшего затем и разделившегося на Черное, Каспийское и Средиземное моря. Это и огромное количество самых разных минералов, свидетельствующих о богатстве подземных кладовых Отечества нашего. Узнал я и о том, что многие экспонаты музея найдены юными геологами, уже знающими толк в камнях.

- На одном из стендов я увидел редкий экспонат – отпечаток на камне небольшой по размеру рыбы, обитавшей, видимо, в Сарматском море и названной Hyporhamphus tatjanchenkoi. Ваша находка, Тимур Георгиевич?

- Да, мне с доктором биологических наук Александром Федоровичем Банниковым посчастливилось найти камень с отпечатком не описанной ранее рыбы, и теперь одна часть этого камня выставлена в нашем музее, а противопечаток – в Палеонтологическом музее им. А.Ю. Орлова (ПИН РАН) с указанием места расположения оригинала: Геологический музей Северо-Западного Кавказа им. В.Л. Егояна.

– Вы со своими юными геологами так трепетно относитесь к камням, будто знаете какую-то неведомую нам тайну. Скажите по секрету: о чем говорят камни и о чем молчат?

- Никаких секретов здесь нет, мы с нашими ребятами считаем камни предметом профессиональных знаний, фактическими носителями геологической информации. Утрата любой составляющей геологического образца по сути безвозвратна. Отсюда и такое бережное отношение. Разумеется, мы получаем из образцов минералов и горных пород геологическую информацию, но происходит это в результате комплекса исследовательских работ, с применением доступных нам на сегодняшний день технических средств и накопленной в результате работ предшественников научных сведений. Но это уже, как говорится, совсем другая история.

СПРАВКА "КН"

Тетис существовал около миллиарда лет (850 до 5 млн лет назад), разделяя древние континенты Гондвану и Лавразию, а также их производные. Поскольку за это время наблюдался дрейф континентов, то Тетис постоянно менял свою конфигурацию.

От широкого экваториального океана Старого Света он превращался то в западный залив Тихого Океана, то в атланто-индийскую протоку, пока не распался на ряд морей в том числе Сарматское море (от Паннонского моря до Аральского) c островами Крым и Кавказ 13—10 млн лет назад.

Сарматское море характеризуется изоляцией от мирового океана и прогрессирующим опреснением. Около 10 млн. лет назад Сарматское море восстанавливает связь с мировым океаном в районе пролива Босфор. Этот период получил название Меотического моря, которое представляло собой Черное и Каспийское море, связанное северокавказской протокой. 6 млн лет назад Чёрное и Каспийское море разделились.

Распад морей отчасти связывают с вздыманием Кавказа, отчасти с понижением уровня Средиземного моря. 5—4 млн лет назад уровень Черного моря вновь повысился и оно вновь слилось с Каспием в Акчагыльское море, которое эволюционирует в Апшеронское море и охватывает Черноморье, Каспий, Арал и заливает территории Туркмении и нижнего Поволжья. Фактически Сарматское море существовало и 500—300 тыс. лет назад.