Кубанские Новости
Общество

Сор из избы    

В Краснодарском крае ежегодно 5 миллионов тонн мусора вывозится на полигоны и свалки, большинство из которых незаконны.

В Год экологии борьба за чистоту природы невероятно обострилась. А тема цивилизованного обращения с ТКО (твердыми коммунальными отходами) заняла в этом тренде достойное место. Ее поднимают везде, в том числе на федеральном уровне, так как проблема остро стоит практически во всех регионах России. Однако, ситуация с мусором остается критической.

По данным Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея сегодня на Кубани действуют 203 свалки, куда коммунальщики свозят отходы. Лицензированы, то есть абсолютно законны, всего 15 объектов. Санкционированными свалками считаются 62. А 127 полностью нелегальны. То есть стандарты безопасного обращения с отходами в большинстве случаев не выдерживаются.

Дан приказ

Мощностей лицензированных свалок явно недостаточно для нужд края, и отходы везут на объекты, которые заведомо не готовы их принимать. Проблему заметили не вчера. Первые попытки приведения свалок в порядок предприняли на Кубани в 2004 году, когда губернатор подписал постановление «О неотложных мерах по выводу из кризиса предприятий ЖКХ Краснодарского края». В нем имелся целый перечень мероприятий: от землеотвода до лицензирования свалок. Коммунальщики уверены: если бы это постановление выполнялось, сегодня мы не имели бы такой проблемы. Но не срослось.

В 2008 году приняли Закон «Об утверждении краевой целевой программы «Обращение с твердыми бытовыми отходами на территории Краснодарского края» на 2009 – 2013 годы». В нем предусматривалось строительство лицензированной свалки в каждом районе. Однако средства выделили только на межмуниципальный полигон в Тихорецке. Кстати, он пока не действует, хотя должен был начать работать еще в 2013 году. Такая же ситуация с Белореченским полигоном, где во время олимпийского строительства размещали отходы из Сочи. Но потом, ввиду того, что объект не введен в эксплуатацию, его закрыли.

– Есть прошлогоднее постановление губернатора края № 747, в котором четко определены меры, способные решить проблему, но его выполнение оставляет желать лучшего, – комментирует ситуацию начальник отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Евгений Порфирьев. – Например, мы утвердили схему, подготовленную краевым министерством ТЭК и ЖКХ, согласно которой с 1 января 2017 года на Кубани должно остаться только 74 свалки. Естественно, лицензированные. Остальные необходимо ликвидировать. Схема не выполнена. Сегодня мы имеем только полтора десятка законных объектов. А старые свалки как были, так и остались. Хотя по несанкционированным свалкам есть решения судов, предписывающие их ликвидировать.

Где деньги, Зин? И время?

За разъяснением ситуации мы обратились в пресс-службу министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края. Нам сообщили, что схемой определены 74 объекта размещения твердых коммунальных отходов, которые надо обустроить и лицензировать до 2020 года. Остальные незаконные свалки должны быть ликвидированы владельцами земли, на которой они находятся. Как правило, это земли сельскохозяйственного назначения или земли населенных мест – то есть затраты ложатся на местные власти. Но ликвидация свалок (т. е. вывоз незаконно размещенных отходов и приведение земельного участка в изначальное состояние) требует значительных финансовых средств, которых у муниципалитетов зачастую нет.

С лицензированием объектов размещения ТКО тоже не все просто. Требования к документам, необходимым для получения лицензий, настолько серьезны, что администрации муниципалитетов не всегда могут их обеспечить.

Например, полигон ТКО должен иметь проектную документацию на строительство с положительными заключениями государственных экспертиз. Что невозможно в принципе, если свалку начали эксплуатировать еще до вступления в силу этих норм. И таких случаев большинство. Ведь, к сожалению, раньше вопросами грамотной организации объектов размещения ТКО практически никто не занимался.

Еще одно требование закона – свалка может размещаться только на землях категории «Земли промышленности, транспорта и иного назначения». Перевод участка в соответствующий статус требует значительных усилий, времени и опять же затрат.

То есть в один момент кардинально изменить ситуацию невозможно. В этом году планируется лицензировать 19 объектов. Задача сложная, но для того чтобы вывести наконец-то отрасль в правовое поле, ее необходимо выполнить.

Роль личности

Мы уже привыкли к тому, что все проблемы решают деньги. Однако есть примеры, которые могут существенно изменить это убеждение.

Евгений Порфирьев приводит в качестве доказательства ситуацию в Темрюкском районе. До недавнего времени там была самая типичная свалка – несанкционированная. Но стоило местной администрации вплотную заняться этим вопросом, все получилось. За несколько месяцев оформили землю под свалкой, получили лицензию, и теперь объект работает на законных основаниях.

Еще один пример из Северского района. В 2015-м там убрали сразу три свалки. Небольшие – до гектара, но ведь всего за год! По словам специалиста краевого Росприроднадзора, процедура обошлась местному бюджету примерно в 200 тысяч рублей – сумма немалая, но вполне подъемная для района.

Противоположных случаев гораздо больше. Вот один из наиболее показательных: год назад с администрации Крымского городского поселения за незаконную свалку в черте города взыскали 2,5 млн. рублей. Только после наказания свалка была ликвидирована, и, по подсчетам все тех же природоохранных специалистов, процедура обошлась не более чем в 100 тысяч рублей.

Получается, там, где глава муниципалитета заинтересован в ликвидации незаконных свалок, проблема решается? Да, денег не хватает. Но позиция природоохранных структур заключается в том, чтобы свалка была убрана еще до того, как придется применять санкции к нарушителям. А штрафы и платежи за ущерб природе, который наносят незаконные свалки, тоже ложатся на бюджет. Но некоторые ответственные лица предпочитают не замечать требований в надежде, что ситуация сама рассосется. Не рассасывается...

Очевидно – нереально

И все же без серьезных финансовых вливаний проблему быстро не устранить. Но действительно ли денег нет? Коммунальщики и борцы за чистоту природы утверждают, что они имеются. Речь о плате за негативное воздействие на окружающую среду, в народе – «негативка». Этот фискальный сбор платят предприятия. По данным краевого Росприроднадзора, ежегодно совокупная сумма платежа составляет порядка миллиарда рублей. Уникальность сбора заключается в том, что 55 процентов остается у муниципалитета, 40 процентов идет в краевую казну и только 5 процентов отправляются в федеральный бюджет. Средства огромные, но есть одно «но» – в законе не предусмотрено целевое расходование платы за «негативку». То есть муниципалитет может тратить деньги по своему усмотрению. Понятно, что средства попросту растворяются в местных бюджетах и идут куда угодно, только не на уборку свалок.

– Я проводил исследование и выяснил, что из «негативки» в среднем тратится на природоохранную деятельность не более 5 процентов. Есть районы, где эта цифра больше, а есть и такие, где на природоохранные мероприятия не выделяют ни рубля. Уверен, что принятие закона о целевом расходовании средств, полученных от сбора за негативное влияние на окружающую среду, с четким перечнем статей, на что можно их тратить, поможет существенно улучшить экологическую ситуацию в стране и нашем крае, в частности, – говорит Евгений Порфирьев.

Выход видится в изменении законодательства. Почему бы краевым депутатам, например, не предложить ввести целевое расходование средств, полученных от платы за негативное воздействие на природу? Понятно, что только этим проблему свалок и все экологические задачи нам не решить. Но ведь с чего-то начинать надо.

За 1 гектар несанкционированной свалки грозит штраф 100 – 250 тысяч рублей. А возмещение ущерба, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды, на этой же площади может достигать 10 – 30 млн. рублей.

ВОПРОС ТЕРМИНОЛОГИИ

ЛИЦЕНЗИРОВАННЫЕ СВАЛКИ – это объекты, имеющие все документы, положительные заключения технических и экологических экспертиз, поэтому их отрицательное влияние на окружающую среду минимизировано. Такие свалки расположены на хуторе Копанском (Краснодар), в Славянске-на-Кубани, в урочище Щелбы (Новороссийск), на южной окраине станицы Каневской, в Староминском, Красноармейском, Ленинградском, Белореченском, Абинском, Темрюкском, Кавказском, Павловском районах, на хуторе Калинина неподалеку от Апшеронска, в Тимашевске и в Ейске.

САНКЦИОНИРОВАННЫЕ СВАЛКИ имеют только землеотводные документы, но нет никаких экспертных заключений. Следовательно, никто не может сказать, соблюдаются ли на этих объектах щадящие для природы технологии или нет.

НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫЕ СВАЛКИ – нет никаких документов, не проводились экспертизы. По сути, они полностью незаконны и подлежат ликвидации.

На фото: Незаконная свалка неподалеку от станицы Новодмитриевской Северского района. По словам жителей близлежащих домов, днем сюда отходы не возят. Настоящая мусорная жизнь начинается с наступлением темноты.

Фото Михаила СТУПИНА