Кубанские Новости
Общество

«Это история про веру и надежду»

Евгений Миронов в эксклюзивном интервью "КН" рассказывает об отце, праздниках из детства, настоящих героях, а также о том, что

– Евгений, «Время первых» – первая российская кинолента о космосе, снятая в 3D. Наверняка в съемочном процессе были трудности…

– Да, еще 3 года назад такую картину снять было невозможно технически. И многое, конечно, нам было в новинку. Честно говоря, внештатные ситуации случались нон-стоп. Отсюда и сложности. К примеру, наша съемочная группа отправилась снимать под Пермь – туда, где космонавты Леонов и Беляев приземлились. Для пущей достоверности. Ага, приехали! Мороз, и камера 3D в таких условиях просто не работает! Но разобрались (улыбается). Или вот задача: как снять невесомость в очень маленькой кабинке ракеты? Над этим вопросом трудилась большая команда технологов, в том числе приглашенные из Голливуда!

– Как удалось ее решить?
Если вы смотрели фильм «Ярость» с Бредом Питтом, то наверняка помните, что все действие там происходит внутри танка. И под конец у меня было ощущение, что я этим танком сам могу управлять. А снял его, между прочим, российский оператор Роман Васьянов, я с ним работал еще в «Охоте на пиранью». Вот и мы добивались такого же эффекта присутствия. И придумали такую систему-«апельсин»: разделили макет корабля по «долькам». Камера влетала через одну долю, снимала драматическую сцену, вылетала через другую, а та, первая, уже была закрыта. А у вас, зрителей, полное ощущение, что вы находитесь с летчиками в ракете. Горжусь тем, что мы можем теперь снимать фильмы на высоком техническом уровне.

– А как вы создавали образ космонавта? Алексей Леонов – фигура культовая…

– В Берлине, Нью-Йорке и Лондоне провели соцопрос. Людям показывали портрет Юрия Гагарина и спрашивали – кто это? Из тысячи его узнали всего несколько человек. Боюсь, что и у нас в России ситуация не лучше. Мы мало знаем о своих героях. Я считал делом чести рассказать историю о таких удивительных людях, как Алексей Леонов. Да, он был первым, кто вышел в открытый космос. Но это, как оказалось, самое легкое. Надо было еще вернуться на корабль, а у него скафандр раздуло, и он еле протиснулся в шлюз. Надо посадить ракету – отказала автоматика, и им с Павлом Беляевым пришлось делать это вручную. Отклонились от курса, приземлились в тундре. Передатчик замерз, и их случайно засек радиолюбитель с Камчатки. Да он умереть мог раз пять!.. Для меня это история про веру и надежду. Когда Алексей Леонов посмотрел наш фильм, сказал: «Мне только сейчас стало страшно». Тогда, в марте 65-го, он просто выполнял свой долг.

– Евгений, в фильме всегда есть сцены, которые вырезают. Были здесь такие?

– Перед съемками я по нескольку часов беседовал с Алексеем Архиповичем. Мне хотелось понять, «как закаялась сталь». Хотелось, чтоб его образ был не «ходульным», а раскрылся полностью.

∗∗∗∗

Когда Алексей Леонов посмотрел наш фильм, сказал: «Мне только сейчас стало страшно». Тогда, в марте 65-го, он просто выполнял свой долг.

И меня поразил такой факт. Когда готовили первый полет в космос, ему сразу отказали – «ракета номер один» была рассчитана на летчика ростом не больше 170 см. А у Леонова – 172! Два сантиметра, а какая боль для человека! Мы сняли такую сцену, но она не вошла в окончательную версию.
Зато в картине есть другой эпизод. Он из детства космонавта. Пятилетним мальчишкой Алексей все допытывался у отца, где живет птичка – она вдруг выпорхнула откуда-то, когда они возвращались домой. Папа ответил: «Тебе надо, ты и узнай». Ночью маленький Алеша один пошел в тайгу, добрел до леса, и все-таки увидел, где обитает пташка. Она его напугала, он заблудился, но потом нашел дорогу. А утром рассказал отцу, что отыскал-таки пичугу. И мы это красиво, метафорически обыграли в киноленте. Так что у нас все честно.

– Ваш партнер по фильму – Константин Хабенский. Вы впервые с ним на съемочной площадке?

– Да, и мне кажется, мы даже по темпераментам и характерам совпали с нашими героями – Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым. Костя меня уравновешивал, помогал психологически и вообще я просто покорен его человеческими качествами.

– Вот мы все о героях. А для вас кто такой авторитет?

– Мои родители. Они посвятили свою жизнь нам с сестрой. В 6 лет у меня развилась болезнь Пертеса. Я был прикован к постели. Меня лечили в местной больнице, в Саратове. Но там прогнозы были неутешительные: врачи говорили, что передвигаться я, если и буду, то в инвалидной коляске. И папа случайно узнал, что мою болезнь могут вылечить в детском санатории Министерства обороны в Евпатории. Но вот попадали туда только дети военных. А мой отец – обычный водитель. Он не растерялся, раздобыл где-то военную форму, сфотографировался в ней, и… сфабриковал документы. Майора Миронова он сыграл отлично – меня взяли на лечение на год. А чтобы мама могла ко мне ездить, родители продали из дома все, что только можно. И вторая история - когда я стал учиться в школе-студии МХАТ на курсе у Олега Табакова. Мама с папой продали нашу квартиру и мыкались в 9-метровой комнате в московском общежитии вместе со мной... И я не знаю, смогу ли я быть таким же героем для своих детей.

– В детстве космонавтом мечтали стать?

– Конечно, тем более жили мы в военном городке Татищево-5 – там, где приземлился Юрий Гагарин! Но позже я решил, что легче все-таки быть актером. Потом понял, что ничуть (улыбается).

– Как к этому пришли?
– Актерство для меня – вроде космоса. Способ путешествовать не только в пространстве, но и во времени, то есть играть исторических персонажей… Вот сейчас, к примеру, исполняю роль Ленина у режиссера Владимира Хотиненко… Как дошел до «жизни такой»? Сначала делал в школе спектакли, потом было Саратовское театральное училище, студия МХАТ в столице. Олег Табаков ведь взял меня на второй курс с испытательным сроком: если продержусь, значит, придется отчислить кого-то другого. То есть я был чьим-то конкурентом, и это угнетало. Но выдержал! И когда после окончания вуза встал выбор – МХАТ или Театр-студия Табакова, пошел к учителю. Теперь у меня и свое детище – Театр наций. Руковожу им уже десять лет.

– Кстати, о юбилеях. Не так давно вы отметили 50-летие. Любите праздники?

– Как актер отмечает торжество?

– На сцене?

– Ну, конечно! В детстве – да, обожал все это волшебство, а сейчас… не люблю излишнего внимания к своей персоне.

– А в детстве?

– Отмечали весело очень. Особенно Новый год. Мы с родителями и друзьями устраивали целые карнавалы с песнями, танцами, конкурсами. Проиграл – должен выйти на улицу и вылить на себя ведро воды.

– Выливали?

– Нет, я выигрывал всегда!

КСТАТИ

Народный артист России Евгений Миронов встретился с губернатором края Вениамином Кондратьевым. Глава региона поблагодарил артиста и продюсера за фильм о нашей стране, о людях, которые сделали ее великой.

– Важно, чтобы его посмотрели как можно больше школьников и студентов. Таких фильмов – о великом прошлом страны, о наших победах – сегодня не хватает, – сказал Вениамин Иванович. И пообещал в ближайшее время посмотреть картину со своей семьей.

Фото Юрия ХОДЗИЦКОГО