Кубанские Новости
Культура

В память об Ирине Володко

В феврале будущего года исполнится 110 лет со дня рождения Ирины Николаевны Володко, одной из первых российских кинозвезд. Однак

Но все-таки Екатеринодар, где в элитной дворянской семье 16 февраля 1908 года появилась на свет малышка, ну просто ангел во плоти! Ее дед и отец происходили из старинного малороссийского рода конезаводчиков Кулишовых, традиционно поставлявших лошадей для российской армии. Считалось, что кулишовские кони отличаются не только скульптурной статью, но и резвостью, а главное – послушностью, что особенно ценилось в кавалерийских атаках. Куда надо, туда и поскачет.

И.Володко, детские годы

Детство Ирина провела на бескрайних степных выпасах, сочетая мальчишескую лихость с нарождающейся женственностью, которая очень рано стала угадываться редкой привлекательностью. Мимо загорелой, темноглазой и такой ладной девчонки никто не мог пройти равнодушно, особенно когда, сидя в седле, она лихо останавливала жестким поводом могучего жеребца.

После ранней смерти матери бабушка взяла на себя заботы о внучке. В Екатеринодаре Полина Александровна Карма была весьма заметным человеком и создавала свое благополучие исключительно известностью художника. Она и подтолкнула Ирину к тому же, первой рассмотрев в юной красавице гамму способностей, из которых к реализации предполагалось главное – живопись.

Это и определило будущее начинающей художницы, мастерство которой все-таки затмевала женская привлекательность. На первой же публичной выставке ее приветил ленинградский художник Владимир Володко. Роман был сколь бурным, столь и скорым, через неделю влюбленные объявили о помолвке, хотя невесте едва исполнилось 17 лет.

И. Володко, 1926 г.

В Питере в ту пору после октябрьского переворота уже возрождалась богемная жизнь, в которую муж так опрометчиво окунул юную жену. Работая художником в газете, Ирина одновременно училась танцу в самой известной студии, где, естественно, блистала. Этот блеск, сверкавший новыми и новыми гранями, естественным образом привлек и кинематографистов. Однажды на мужниных посиделках Ирину заметил очень известный в ту пору кинорежиссер Владимир Гардин, мучившийся поиском актрисы на роль Натальи Гончаровой, жены Пушкина, в фильме «Поэт и царь». К концу вечеринки он предложил эту роль Ирине Володко, несмотря на то, что актерского образования она не имела.

Однако ее появление на экране ошеломило публику не только в своей стране, но и за рубежом. Популярность Ирины Володко стала настолько сильной, что муж не выдержал. Куда он и делся – терпеливый и любящий? Ревность Владимира достигла таких децибел, что брак вскоре распался, оставив Ирине на всю жизнь фамилию мужа.

Но «брак» с кино у Володко только крепчал. Режиссеры стояли в очередь, чтобы заполучить красавицу в свою картину, которая особенно была хороша в костюмных фильмах. Ее друзьями становятся молодые и дерзкие, которых уже вел в лучезарное будущее Сергей Герасимов, нарождающийся корифей отечественного кино. В том ряду Тамара Макарова, Всеволод Санаев, юный Георгий Жженов, Николай Крючков, Петр Алейников, Борис Андреев. Все, кто создавал новый феномен в отечественной культуре – советское кино.

Ирина много снималась, правда, в дозвуковом кино, где встретила однажды своего нового мужа, известного кинооператора Юрия Екельчика. Но, несмотря на все связи, со временем предложений поступало все меньше и меньше, пока не иссякли вовсе. Критики стали утверждать, что Володко не соответствует требованиям времени, то есть кино, которое стало говорить.

Однако мой друг и крупный российский киновед Григорий Гиберт утверждает другое:

– В мире кино тогда восходила звезда Любови Орловой, в активе которой был не только талант, но и очень влиятельный в мире кино супруг – режиссер Григорий Александров. К сожалению, Люба не терпела рядом иных красавиц. Это все и решило…

Но кто может угадать, какими станут детали послекиношной жизни даже у самой яркой звезды? То, что она будет нелегкой, почти очевидно. Последняя треть жизни у Володко выглядела как расплата за ту блистательность и успешность, что сопровождали ее с рождения.

В 1969 году изрядно постаревшая Ирина Николаевна вдруг принимает неожиданное решение вернуться в родной город. Честно говоря, в Краснодаре ее мало кто ждет. Она не хочет стеснять родственников и снимает угол в старом доме, где все плохо: холодно, неуютно, убого. Подрабатывает натурщицей там, где когда-то училась, в краевом художественном училище. Никто ее не помнит, никто не знает, пожалуй, кроме того же Гиберта и еще нескольких любителей кино. Их просьбы как-то вникнуть в судьбу некогда прославленной актрисы наталкиваются на простодушное:

– Дорогие мои! Да у нас уже давно звуковое кино. Вы бы еще братьев Люмьер привели!

И. Володко, Дом ветеранов кино

Однажды в костюмерной драмтеатра ее встретил Дмитрий Павлович Вайль, в кубанском театральном искусстве воистину легендарный человек. Я его хорошо знал – невысокий, улыбчивый, кругленький, очень подвижный, он актером не был, а служил заместителем директора краевого драмтеатра. Дмитрий Павлович производил обманчивое впечатление этакого сценического добряка (хотя в жизни действительно был очень доброжелательным и искренним в любом качестве). Когда в День Победы я увидел его, увешанного боевыми наградами, среди которых были три ордена, в том числе, Славы, только развел руками, насколько они были неожиданны на его груди. Воайль никогда не кичился своим фронтовым прошлым, хотя прошел войну от первого и до последнего ее дня.

Так вот, Дмитрий Павлович, который был славен еще и тем, что вел у нас, на телевидении, передачу «Портрет по памяти» о деятелях кубанской сцены, узнав о грустной судьбе Ирины Володко, тут же написал статью в журнал «Советский экран», который немедленно ее опубликовал и тем самым приоткрыл тайну исчезновения из киношной среды некогда блистательной актрисы, радовавшей своим искусством ранние поколения советских кинозрителей.

Статья та попала на глаза друзьям молодости Ирины, все они народные артисты СССР, которые считали, что Володко уже нет в живых. Они сразу подняли «на уши» тех, кто в ту пору что-то решал, и добились, чтобы Ирине Николаевне предоставили в Москве отдельную квартиру в Доме ветеранов кино, где она прожила последние 12 лет. Звезда «великого немого» скончалась в 1989 году. Урну с прахом перевезли в Краснодар и захоронили рядом с родственницей на Славянском кладбище.

«Так завершился земной путь актрисы, которая заставляла плакать и смеяться, радоваться жизни и любить, как будто любишь и живешь в последний раз…» – пишет заслуженный работник культуры Кубани, член Союза писателей Украины Елена Сухачева. Но эти добрые слова, увы, не имели достойного продолжения. Родной город никогда не был по отношению к ней доброжелателен. Равнодушно поступил и к ее памяти. Сегодня на неухоженной могиле нашей замечательной землячки лежит только табличка с полустертой надписью.

Пользуясь этой публикацией, я хочу обратиться к Краснодарскому городскому управлению культуры и лично к ее руководителю, многоуважаемой мною Татьяне Николаевне Рубан, с просьбой (нет-нет, не пугайтесь, ни денег) организовать акцию по сбору средств, чтобы увековечить мемориальную память о талантливой актрисе, так долго украшавшей жизнь миллионов и миллионов людей. Считайте, что мой личный вклад там уже есть…