Кубанские Новости
Общество

Конкуренция – это стимул к развитию

В эксклюзивном интервью "КН" министр курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края Христофор Константиниди расск

«Все включено» или кемпинг?

– Краснодарский край будет лидером среди направлений внутреннего туризма в летнем сезоне – 2017. Такой прогноз сделала Ассоциация туроператоров России. Вместе с тем, по информации той же АТОР, летом в разы вырастет число россиян, выбравших зарубежные направления, в первую очередь Турцию. Как в этих условиях будет организован летний отдых в Краснодарском крае, на что наши курорты сделают ставку?

– Объективно Турция – один из ключевых конкурентов Краснодарского края. Действительно, около 30 процентов раннего бронирования сегодня приходится на эту страну. Турция серьезно поддерживает свое курортное направление. Каждый чартер здесь субсидируется в размере 6 тысяч долларов, и, как известно, страна планирует принимать россиян без загранпаспортов. Мы понимаем, что очень недорогие путевки предлагаются в рамках раннего бронирования по системе «Все включено».

Курорты Краснодарского края тоже готовы предложить широкий выбор возможностей туризма и отдыха на любой вкус. Это и санаторно-курортное лечение, и пляжный отдых, и сельский туризм, и активные туристские маршруты, и познавательные экскурсии.

При этом у курортов Краснодарского края есть главное конкурентное преимущество – это безопасность. Кроме того, сегодня все наши курортные муниципалитеты и бизнес еще тщательнее, чем раньше, готовятся к летнему сезону. Выдержать конкуренцию мы сможем, только если предоставим качественные услуги и предложим самые разные виды туризма. К примеру, большой интерес в последнее время вызывает паломнический туризм. Не ослабевает внимание к постолимпийскому наследию. Больше 6 миллионов человек посетили Олимпийский парк за время, прошедшее после зимних Игр – 2014. У нас горный отдых удачно сочетается с морским пляжным. В сочинском горном кластере загрузка и в летние месяцы очень высокая. Деловой туризм активно развивается. Причем Краснодар, не являясь курортом, сегодня стал наряду с Сочи центром делового туризма.

– Губернатор края Вениамин Кондратьев на январском совещании с премьер-министром Дмитрием Медведевым в Сочи обратил внимание отельеров на то, что отдых в олимпийской столице и на других курортах края должен стать доступнее и «бизнесу необходимо быть более гибким». Какой ценовой политики будут придерживаться туроператоры и владельцы гостиниц в новом летнем сезоне?

– Закрытие популярных зарубежных направлений в какой-то мере спровоцировало увеличение спроса на наши курорты. И, конечно, на этом многие предприниматели играли, повышая стоимость проживания в гостиницах и, разумеется, свою прибыль. И не всегда, будем честными, цены соответствовали качеству и ассортименту предлагаемых услуг. Но сегодня этой ситуации нет. «Помогла» Турция. Поэтому если гостиницы хотят, чтобы их сезон был не провальным, то должны пересмотреть свою ценовую политику с учетом сложившейся ситуации.

– Все-таки желающим отдохнуть летом на Кубани необходимо заранее позаботиться о бронировании или можно еще успеть найти достойный вариант в высокий сезон? Что посоветуете?

– Я сам исходил всегда из принципа: раннее бронирование целесообразнее. Можно спланировать отпуск и заранее знать, куда ты приедешь и какие условия получишь. Потому что в пик сезона выбор уменьшится в разы, а в самых популярных местах будет стопроцентная загрузка. Уже сейчас прогнозируемая загрузка на летний период составляет 65 процентов.

Вообще, ожидаем, что летний турпоток как минимум на уровне прошлого года должен сохраниться. Может измениться структура спроса и произойти некоторое смещение к бюджетным путевкам и средствам размещения типа баз отдыха и кемпингов. Но отдыхать у нас люди не перестанут. В прошлом году разработаны и утверждены методические рекомендации по обустройству автокемпингов и специализированных автостоянок на территории Краснодарского края. Документом определены правила их обустройства, необходимые хозяйственно-бытовые условия, а также требования противопожарной безопасности. Так, кемпинг должен быть обеспечен питьевой водой и местом для приготовления пищи. Также рекомендовано создание необходимых условий для людей с ограниченными физическими возможностями. Ведется активная работа по классификации средств размещения. С 1 января 2017 года те средства размещения, которые не прошли эту процедуру, не имеют права предоставлять гостиничные услуги!

На сегодняшний день на Кубани готовятся принять отдыхающих более 4 тысяч средств размещения. Есть гостиницы по типу «Все включено». Их у нас уже 25.

Нет закона, нет и сбора?

– Утвержден ли окончательный размер курортного сбора и механизм, по которому будет взиматься этот налог?

– Чтобы говорить о курортном сборе, необходимо, чтобы был принят федеральный закон. Пока он все еще в стадии согласования. В проекте закона планка курортного сбора была до 100 рублей. Краснодарский край очень долго говорил о дифференциации этой суммы. В последней редакции была прописана эта возможность – варьировать сумму сбора в зависимости от сезона и других параметров. Потому что в межсезонье нам надо привлекать, а не отпугивать туриста. Предполагается, что курортный сбор станет неналоговым платежом, но механизмы его внедрения пока уточняются. В последней редакции проекта также предусмотрен ряд льготных категорий. Но, повторюсь, закон вступит в силу не ранее 2018 года. И тем, кто сейчас поедет отдыхать в Краснодарский край, не стоит по этому поводу беспокоиться.

Не соперник, а партнер

– Крым, я уверен, – наш стратегический партнер. Некоторая конкуренция и даже соперничество в данном случае – это стимул пересмотреть собственные условия работы и эффективность бизнеса. Если говорить о партнерстве, то эти отношения развиваются. В Краснодаре прошла презентация курортов Крыма, как раз к годовщине присоединения полуострова к России. Мы понимаем, что должен быть единый Черноморский кластер. Потому что межрегиональный турпродукт интереснее. Первые шаги в этом направлении делаются. С начала летнего сезона будет запущен шестидневный круиз по маршруту Сочи – Новороссийск – Ялта – Севастополь. Это привлечет внимание туристов и к Краснодарскому краю, и к Крыму. В конечном итоге, возможно, мы придем к тому, что появится единый бренд «Курорты юга России». Некий южный вариант «Золотого кольца».

Семен Семеныч!

– Какие туристские маршруты откроются этим летом и какие мероприятия в курортной сфере, направленные на привлечение туристов, предусмотрены в крае?

– Как я уже говорил, особенностью нашего края является олимпийский туризм. Отдыхающим предлагают посетить более 100 объектов аграрного туризма. Если раньше фермеры использовали это как дополнительный доход, то теперь многие оформляют как отдельный вид деятельности. И мы, кстати, в этой связи 20 апреля готовим в Краснодаре большую бесплатную бизнес-конференцию, на которую хотим пригласить тех, кто уже занимается аграрным туризмом, и тех, кто только хочет начать работать в этом направлении. Для них выступят эксперты и специалисты по маркетингу в санаторно-курортном направлении. Последние помогут грамотно «упаковать» этот турпродукт.

Есть событийные мероприятия, которые притягивают отдыхающих, к примеру, Арбузный фестиваль. В Туапсинском районе готовят праздник «Рыбалка у белой скалы», или «Клёвый фестиваль». Название еще не утверждено. Это совместная идея администраций края и Туапсинского района. Планируем, кроме самой рыбалки, организовать фудкорты и детские зоны. Край подготовил заявку, надеемся, что в рамках федеральной программы Ростуризм ее поддержит.

Если мы берем Азовское побережье, то это активный туризм – виндсерфинг, кайтсерфинг. Приезжают из-за границы, потому что там уникальные условия. Изюминок много, вопрос в том, как получить стопроцентный КПД от них. Еще не в полную силу используются возможности наших туробъектов и маршрутов.

– В крае объявлен региональный конкурс по брендингу курортных территорий. Каков его ожидаемый результат?

– В краевом министерстве курортов и туризма есть отдел, который координирует работу по брендингу курортов. Но силами одного ведомства эту задачу не реализовать. Поэтому сегодня мы ведем диалог с муниципалитетами. Первым в него включился Туапсинский район, потом подхватили идею Горячий Ключ, Анапа, Темрюкский район. Уже есть готовый базовый бренд «Курорты Краснодарского края». Теперь надо на эту «елку» нанизать красивые игрушки – курорты Туапсе, Анапы и так далее. И первые шаги в этом направлении уже делаются. Например, в Туапсинском районе разработанный бренд-бук будут использовать в этом летнем сезоне при производстве сувениров, наружной рекламы.

Кроме того, уровень безопасности и комфорт – то, о чем мы говорили в начале беседы, также должны стать брендом каждого муниципалитета и края в целом. Что касается конкурса по брендингу, интерес к нему большой. Сейчас к нам поступило больше 50 работ. Здесь задача – привлечь к этой работе. Не только тех, кто занимается туризмом непосредственно. Но даже просто неравнодушных местных жителей. Они могут рассказать о любимых местах и связанных с ними легендах, о которых мало кто знает. А легенды – лучший помощник в туризме. Они, как магнит, притягивают любознательных туристов.

– Сами, только честно, отдыхаете в Краснодарском крае? И, кстати, ваше имя Христофор как-то определило выбор профессии?

– Честно, выбираю наши курорты. Хотя, когда я перешел на это направление работы, отпуска у меня еще не было. Но если появится возможность, то предпочту отдых в Краснодарском крае. А что касается имени, Христофор начался намного раньше, чем Колумб. Значение имени древнее. Но в какой-то степени я действительно сегодня чувствую себя Колумбом, потому что так же, как вы и как наши туристы, открываю для себя новые грани кубанского туризма и изюминки наших курортов.

КСТАТИ

Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев отметил, что на турпоток в крае не повлияет открытие Турции и развитие крымского направления отдыха.

– Несмотря на открытие турецкого и активное развитие крымского направлений, мы рассчитываем принять на кубанских курортах не меньшее число туристов, чем в предыдущем году, – заверил глава региона.

Напомним, в 2016 году курорты Краснодарского края приняли порядка 15,8 млн. гостей. Это рекордный показатель для Кубани. В этом году для туристов будут доступны более 900 тысяч квадратных метров пляжей и около 4 тысяч средств размещения. Отдых по системе «Все включено» предложат 25 гостиничных комплексов, большая часть которых находятся в Сочи, Геленджике и Анапе.

Фото Анатолия ЛОБОВА