Кубанские Новости
Общество

Хутор-призрак

Исследовательская работа гимназистки Анастасии Козырь из Ленинградского района о судьбе расформированного в середине 20-го века

По нашей инициативе к 80-летию основания Краснодарского края здесь появится памятный камень в честь земляков-первопоселенцев

Жили люди

Историю исчезнувшего хутора Неяковского восьмиклассница Анастасия Козырь написала в рамках школьного исследовательского проекта. Как пояснили в гимназии станицы Ленинградской, где учится девочка, научные работы по разным направлениям здесь пишут все дети, а Настя удачно обратила внимание на малоизвестные страницы истории Краснодарского края.

Анастасия Козырь

– Таких населенных пунктов, как Неяковский, в крае было много. Со временем их расформировали как неперспективные, и память о них сохранилась в преданиях. Мы собрали и систематизировали информацию о первопоселенцах, их быте, большом вкладе в развитие территории, – объясняет уникальность работы своей ученицы руководитель проекта, замдиректора гимназии Татьяна Сафонова.

Как рассказывает сама Настя, о существовании хутора она услышала от своей бабушки, которая жила там. Девочке запомнились красивые легенды, что якобы поблизости, в реке Сосыка, которая была судоходной, затонул турецкий корабль с золотом, и заветной мечтой всех местных детей было поднять его со дна.

– Общаясь со старшими, я узнавала, как жили предки. По крупицам собирала историю. Понравилось работать с книгами, архивными документами, создавать собственную информацию, – девушка говорит, что в своем проекте опиралась не только на воспоминания старожилов, но и на книги, документы, географические карты конца XIX – XX веков.

Исследовательским проектом заинтересовались в Западном сельском поселении Ленинградского района, на землях которого находился хутор Неяковский. Глава местной администрации Татьяна Шевченко обращает внимание, что подобных материалов, посвященных как истории этого населенного пункта, так и других «хуторов-призраков», которые располагались по соседству, больше нет.

По мнению моих собеседников, ценность Настиной работы в том, что она посвящена истории, которая «лежит под ногами». Тем более это актуально в год 80-летия образования Краснодарского края, когда мы вспоминаем и чествуем людей, заложивших основу для развития Кубани.

Опустела без него земля

«А остались хоть какие-то следы от бывшего хутора?» – подсказывает мне профессиональное любопытство, и я предлагаю организовать поисковую экспедицию. Вместе с Настей Козырь, ее мамой и главой Западного сельского поселения Татьяной Шевченко отправляемся на поиски «степной Атлантиды».

– Настя действительно затронула близкую мне тему малых населенных пунктов. По-моему, хутора и поселки надо беречь, создавать условия для полноценной жизни, чтобы люди оставались здесь, – уже за рулем машины рассуждает о наболевшем Татьяна Шевченко.

Западное сельское поселение, которым она руководит, состоит всего из двух небольших хуторов. Когда-то здесь было много населенных пунктов, среди них исчезнувшие в 70-х годах прошлого века из-за своей «бесперспективности» хутора Неяковский, Матросы, Староверский и Бугры.

Сейчас на месте канувших в Лету хуторов поля местного сельхозпредприятия. Оказывается, и добраться туда на легковом автомобиле, особенно после дождя, непросто.

На помощь поисковой команде приходит уроженец хутора Неяковского, депутат районного совета Борис Мищенко. На его внедорожнике продолжаем колесить по окрестностям Западного сельского поселения:

– В каждом хуторском дворе стояли крытые соломой саманные хаты со специально низким входом, чтобы кланяться при входе в помещение. Фруктовые сады, летние печки, на которых готовилось варенье с дымком. Все хуторяне держали коров. Обязательно была лодка у берега реки, рыбацкие снасти… – по дороге вспоминает милый сердцу уклад жизни Борис Лукич.

По его словам, очень жаль, что в свое время советская власть не сохранила малые хутора. Вместе с ними канули в Лету традиции, обезлюдела кубанская степь, многие селяне потянулись в большие города.

Кто сохранит память?

Место, где когда-то находился хутор Неяковский, сравняли с землей. Теперь здесь вотчина крупного сельхозпредприятия. «Неужели не удастся найти хоть маленькую зацепку?» – переживаю за судьбу журналистского материала.

К моему счастью, Борис Мищенко предлагает показать место, где находилось хуторское кладбище. Среди распаханного поля виднеется зеленый островок. На нижней передаче машина пробирается к цели.

Чудом уцелевший под плугами тракторов холмик, на небольшом участке нетронутой земли одинокий могильный крест без имени. Остальная территория некогда большого кладбища распахана.

«Здесь буквально на костях первопоселенцев растет хлеб, потомки получают высокие урожаи, а память о тех, кто освоил эти земли, может кануть в Лету?» – представляю себе безрадостную картину.

Замечаю, как Настя Козырь в народном кубанском костюме, надетом по случаю фотосессии для краевой газеты, склоняется возле безымянной могилки. Девушка обрывает сухую траву, бережно надевает на крест свой нарядный венок из цветов.

И тут я подумал, что вот так же спокойно, без лишних разговоров эта скромная девушка с помощью неравнодушных взрослых делает большое дело – хранит память о людях, которые внесли большой вклад в становление и развитие Краснодарского края. А значит, у нашей Кубани прекрасное будущее, ведь для того, чтобы уверенно смотреть в завтра, надо знать, что было вчера.

P.S.

После совместной поисковой экспедиции депутат Совета Ленинградского района Борис Мищенко загорелся идеей установить на месте обнаруженного хуторского погоста памятный камень в честь своих предков – первопоселенцев исчезнувшего, но не забытого хутора Неяковского. Со своей стороны, «Кубанские новости» обещают оказать информационную поддержку этому начинанию, приуроченному к 80-летию образования Краснодарского края.

На фото: участники поисковой экспедиции (слева направо): глава Западного сельского поселения Татьяна Шевченко, Настя Козырь с мамой Еленой и уроженец хутора Неяковского Борис Мищенко.