Кубанские Новости
Туризм

135 лет под водой

Ведь именно в Краснодарском крае был создан один из первых на Черном море Новороссийский отряд ЭПРОН (Экспедиция подводных работ

Ведь именно в нашем регионе был создан один из первых на Черном море Новороссийский отряд ЭПРОН (Экспедиция подводных работ особого назначения, авт.), положивший начало развитию современной водолазной службы страны. Его история отражена в экспозиции уникального и самого крупного в России морского музея, расположенного на территории геленджикского «Сафари-Парка».

«Железные люди»

Физическая выносливость, стрессоустойчивость, умение четко мыслить и мгновенно принимать решения в экстремальных ситуациях. Вот лишь немногие качества, которыми должен обладать водолаз. Эта профессия до сих пор считается одной из самых опасных и сложных. Водолазы обеспечивают боевую и гражданскую деятельность флота и портов, работают на строительстве и ремонте гидротехнических сооружений и подводных трубопроводов, в составе аварийно-спасательных отрядов, проводят научные исследования, добывают нефть и газ и освоили много других профессий. 5 мая они отмечают свой профессиональный праздник.

Водолазной службе России исполнилось 135 лет. В 1882 году по царскому указу в Кронштадте была создана первая в мире водолазная школа. До 1917 года она выпустила 2695 матросов и офицеров. Но, справедливости ради, стоит заметить, что водолазное искусство намного старше. В исторических источниках упоминаются древнегреческие ныряльщики, которые могли погружаться на глубину более 30 метров и задерживать дыхание дольше 5 минут. С развитием мореходного дела в состав корабельных команд все чаще стали включать людей, владеющих навыками такого погружения. С 1861 года водолазы были официально введены в штат военных кораблей 1 ранга Российского Императорского флота.

5 мая 1882 года в Кронштадте была основана первая в мире водолазная школа. А в 2002 году указом президента Владимира Путина 5 мая официально был закреплен как День водолаза в России

А настоящая революция в водолазном деле свершилась благодаря созданию в 1923 году легендарной Экспедиции подводных работ особого назначения. Поводом к этому послужили огромные потери, которые понесла наша страна в Первой мировой войне. Только на дне Черного море к тому времени покоились не меньше полусотни боевых кораблей и почти три сотни торговых судов. Оставить без внимания столько оружия и ценного груза советское правительство не могло. Так родился ЭПРОН. Причем один из первых его отрядов появился в Новороссийске.

Местные эпроновцы подняли большую часть кораблей и оборудования Черноморской эскадры, затопленной в 1918 году в Цемесской бухте. А в 1937 году водолаз отряда Иван Чертан установил мировой рекорд, опустившись на глубину 137 метров в обычном воздушном трехболтовом снаряжении.. Во время Великой Отечественной войны ЭПРОН преобразовали в Аварийно-спасательную службу ВМФ. Ценой своих жизней и здоровья водолазы рассекретили новейшие магнитно-акустические и оптические неконтактные немецкие мины. Разблокировали от минной опасности подходы порт Новороссийск, снабжавший войсками, боеприпасами, горючим и техникой сражающиеся Одессу и Севастополь. После войны на плечи водолазов легла нелёгкая задача разминирования портов и моря, подъём десятков затонувших судов, восстановление причалов. С активным участием водолазов, построены Новороссийский порт и нефтегавань Шесхарис.

Погружаемся!

Сегодня историю новороссийского ЭПРОНА можно проследить по экспонатам уникального морского музея в Геленджике. Коллекцию, связанную с водолазным делом, собрал главный специалист музея новороссийский ветеран водолазной службы Евгений Лаухин.

Евгений Лаухин, главный специалист музея

- Логично было бы такую экспозицию создать в месте, где все зарождалось и развивалось, - объяснил Евгений Михайлович, - но в Новороссийске власти в свое время для нее не нашли ни места, ни средств, ни спонсоров. Зато откликнулся «Сафари- Парк» в Геленджике. И сегодня посетители музея могут познакомиться с историей водолазного дела региона по документам, фотографиям, поднятым деталям судов и образцам оборудования и водолазного снаряжения.

Выставка истории водолазного дела в морском музее Геленджика сегодня насчитывает около 600 экспонатов. На сегодняшний день всего две таких экспозиции - одна в Геленджике, другая - в Кронштадте. Причем, последняя по количеству экспонатов уступает кубанской

Кстати, здесь собраны не только экспонаты, связанные с ЭПРОН. Прямо на входе гостей встречает манекен в черном кожаном комбинезоне, лаптях и с деревянным бочонком на голове. Это один из первых водолазных костюмов, придуманных еще во времена Петра I изобретателем Ефимом Никоновым. Он же считается прародителем отечественной подводной лодки. Хотя, конечно, больше субмарина Никонова, названная им «Потаенное судно», напоминала огромную бочку.

Не меньше внимания привлекают российские и импортные водолазные костюмы и снаряжение разных лет.

- Всего на данный момент 16 манекенов. Это легкие и тяжелые, спортивные, военные и гражданские, сухие и мокрые костюмы и различные аппараты дыхания. Один из последних экспонатов – современное тяжёлое водолазное снаряжение СВУ-5, весом больше 50 кг, - рассказывает Евгений Лаухин.

На сегодняшний день на выставке около 600 экспонатов, которые «погружают» посетителей в историю водолазного дела. Евгений Михайлович собирал их десять лет. Помогали водолазы и специализированные предприятия со всей России.

Ровесник края

Сам Евгений Лаухин не только собирает экспонаты, но и с удовольствием рассказывает о них посетителям. И это не заученные наизусть страницы энциклопедии. Евгений Михайлович знает, о чем говорит. Он водолаз со стажем в четверть века.

- В 1956 году я прошел первое водолазное обучение. Это был клуб ДОССАФ в Воронеже, сейчас на его базе работает водолазная школа, имеет неплохой водолазный музей. Кстати, именно она подарила нашему музею образец костюма Никонова. Затем в Новороссийске прошел водолазную школу ДОССАФ, работал в Сочинском экспедиционном отряде «Подводречстрой», в «Новороссийском управлении аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ». Три года безвыездно прокладывал подводные дюкера газопроводов на Ямале и Ямало-Ненецком АО. Через них исправно уже четверть века получает газ Россия и Европа. Затем снова вернулся на Кубань.

Чтобы обучить одного профессионального водолаза уходит 8-10 лет. Столько готовят и космонавтов к полетам на МКС. Кстати, тренировки невесомости космонавта и приобретения опыта будущих возможных приводнений не обходятся без водолазных погружений

На счету Евгения Михайловича около 3 тысяч часов под водой в легком и тяжелом снаряжении. Он участвовал в десятках операций.

- Самая тяжелая была, конечно, операция по ликвидации последствий катастрофы теплохода «Адмирал Нахимова». По сложности и объёму работ, по накалу страстей и количеству привлечённых сил и средств (одних водолазов 250 человек) это самая крупная операция России.

Также на всю жизнь мне запомнился случай, когда мы поднимали штурмовик Ил-2. В годы Великой Отечественной войны он был самой распространенной боевой моделью. Этот самолет был обнаружен в 1974 году, - вспоминает Евгений Михайлович. Обследовали до этого все дотошно. Он был левой плоскостью зарыт в песок, а правые бомболюки пустые. И мы посчитали, что он отбомбился. А когда начали поднимать, из левого бомболюка посыпались мелкие бомбы. Водолазы находились в непосредственной близости. Слава богу, никто не пострадал.

Водолазный специалист, бывший мичман ЧФ Воронов Анатолий Никитич, в музее есть его фото, умудрился даже одну бомбу поймать руками, как ребенка. Потом боеприпасы эти с предельной аккуратностью, вывезли подальше и взорвали в море. А штурмовик стал памятником на Малой земле в Новороссийске.

Евгений Михайлович Лаухин участвовал в сложнейших операциях, в том числе в ликвидации последствий катастрофы теплохода «Адмирал Нахимов» в 1986 году. Евгений Лаухин награжден медалями «За трудовую доблесть», «Ветеран труда», «За верность флоту» , «За верность Родине», «300 лет Российскому Флоту», многими юбилейными медалями

Кстати, Евгений Лаухин – ровесник нашего края. В этом году ему исполнится 80 лет. Но и сегодня ветеран-водолаз не сидит без дела. Кроме музея он активно занимается общественной работой, является председателем Совета организации «Водолазы Новороссийска», член Совета старшин Новороссийского Морского собрания.

- Музей водолазного дела организован. Но я считаю, что пока только частично выполнил долг перед своими товарищами и коллегами, в том числе теми, которых уже нет с нами. Теперь моя цель – установить памятник водолазам. Они его заслужили своими трудовыми и боевыми подвигами. Мы уже пять лет поднимаем эту тему. Очень надеюсь, что он, как и должно быть, наконец, появится в Новороссийске. Уже есть 6 эскизов будущей скульптуры, последний из них был одобрен на расширенном градостроительном совете. Осталось выделить участок, тогда дело сдвинется, и можно будет открыть счет для сбора средств на установку памятника.

Фото Юрия ХОДЗИЦКОГО