Кубанские Новости
Культура

Дарю тебе любовь!

Это было весной 1973 года, на дневном спектакле в Краснодарском театре оперетты, в то время одном из самых успешных и уважаемых театральных коллективов России. Выпускница Саратовской государственной консерватории Людмила Чайкина играла свою первую здесь роль – Лалу в «Проделках Бебирли» Р. Гаджиева. Она буквально выпорхнула из левой кулисы, в красном брючном костюмчике, по моде того времени, с зонтиком – молодая, прелестная, с голосом полетным и свежим, которым умело управляла. Всех в труппе и в зале сразу привлек к дебютантке именно комплекс ее данных, в которых на первом месте была, конечно, вокальная школа. Оставалось наработать сценический, собственно актерский опыт, которому в консерваториях, как правило, не учат.

Но это оказалось поправимым – в театре начиналась новая, активная жизнь и работы было много. Особенно молодым солистам, только что принятым сюда. На них возлагалась особая миссия обновления Краснодарской труппы, очень сильной в актерском отношении. Людмила Чайкина застала весь цвет мастеров старшего поколения: Любовь Рогову, Евгению Белоусову, Нелли Роман, Наталью Цагину, Клару Крахмалеву, Тамару и Владимира Гениных, Мартына Лусиняна, Бориса Варнавского.

В коллективной памяти того поколения и их мастерстве запечатлелись черты жанра оперетты, редкого по красоте искусства, не напрасно любимого зрителем. Молодая солистка очень разумно распорядилась и собственным возможностями и тем, что встретилось ей в начале пути в Краснодаре. Она очень быстро входила в репертуар. За дебютной ролью Лалы последовала Виолетта – героиня «Фиалки Монмартра». Ее появления в этой партии ждали. Она начала учить ее, присоединившись к труппе летом, на гастролях. Но вскоре ушла в декретный отпуск и поэтому чуть отложила свой выход в оперетте Кальмана.

Конечно, не было никаких сомнений, что в театр пришла замечательная вокалистка, и ее способности здесь раскроются. Партии в классической оперетте практически сразу перешли к ней: Маня и Марица («Марица»), Саффи («Цыганский барон»), Зорика («Цыганская любовь»). Хотя первые годы ее работы были все же связаны с современными постановками: Энни («Донна Люция, или Здрасьте, я ваша тетя»), Сона («Скандал в Авлабаре»), Степанида («Любовь и никаких чертей»), Наташа («Пусть гитара играет»), Леся («Дарю тебе любовь»), Ирэн Моллой («Хэлло, Долли!»).

Может быть в этом и была своя логика – после современного репертуара вернуться к классике на новом уровне актерского опыта и наработанного мастерства. В конце 1970-х годов она выступила в знаковых ролях Сильвы («Королева чардаша), Ганны Главари («Веселая вдова»), Одетты Дэримонд («Баядера»), Теодоры Вердье («Мистер Х»), позже Розалинде («Летучая мышь») и Ирини («Цыган-премьер»). Героиня по положению в труппе стала таковой по праву. На нее ставились спектакли, она была лицом Краснодарского театра оперетты, ей быстро присвоили почетное звание «Заслуженная артистка России», она сыграла еще десятки ролей… Словом, судьба Людмилы Васильевны Чайкиной была решена и ни у кого не вызывала сомнений.

Как – вдруг, в начале 1992 г. пронесся слух, в который не сразу можно было поверить, хотя вскоре пришлось. Она решила завершить карьеру по личным мотивам – она вышла замуж! Все, разумеется, поздравляли ее. Но зачем же покидать сцену в расцвете сил? Это было невероятно. И тем не менее, случилось как в одном из ее спектаклей, называвшемся «Дарю тебе любовь». Все решила ее встреча с Михаилом Сергеевичем Тимченко, потомственным казаком, ведущим свою родословную от основателей Кубанского Сергиевского куреня, историка, писателя, поэта, публикации и книги которого позволили увидеть прошлое и показать его современнику. Героиня оперетты Людмила Чайкина стала героиней жизни только одного мужчины.

Еще долго не могли примириться коллеги и поклонники Людмилы Васильевны с этим поворотом в ее судьбе. Но – что поделаешь. Она преподала некий урок всем: права любви и личной жизни женщины не менее значимы в ее судьбе, чем актерская карьера. И слова ее героинь о любви, которые она часто произносила со сцены, чего-то должны стоить и в жизни. Вернее, всего.

Да, так бывает. Правда редко. И тем исключительней ее случай. Мы по-прежнему помним ее роли, ее облик. И мы по-прежнему восхищаемся тем, как смело и решительно она совладала с собственной Судьбой.

Браво!