Кубанские Новости
Культура

Мистические основы коррупции

Если человек, наделенный властью, хочет получить взятку, он похож на персонажа комедии. Но это особая комедия – черная. Дело не в зависимости от денег. Да и желание залезть в чужой карман здесь не главное. Коррупционер – часть адской схемы, предполагающей ваши страдания, вполне возможную смерть. Коррупция – пространство уничтожения: взяточник («да-а-а-й!») самого Господа Бога превращает в гротескную, полную двусмысленности силу. Нечистый начальник – этот пакостник и хозяин в одном лице – взрывает бытие: все путается в мировой иерархии, на месте смысла и порядка утверждается цинизм.

Думаю, так мыслил Александр Сухово-Кобылин. Он жил долго, 85 лет. Был знатным, богатым, любвеобильным. Был талантливым и дерзким. Потомкам памятны два ключевых события его судьбы. Во-первых, едва не случившаяся каторга. В 1850 году при невыясненных обстоятельствах погибла гражданская жена Луиза Симон-Деманш. Следствие длилось семь лет. Александр Васильевич попадал под обвинение, задерживался, обретал свободу, приближался к тюрьме. Убийца не найден. Тогда и сейчас есть оппоненты Сухово-Кобылина, уверенные, что главный виновник – это сам русский писатель. Вроде бы ему одному, уставшему от француженки, было выгодно исчезновение.

Сцена из спектакля "Свадьба Кречинского" театра им. Пушкина (Москва), в постановке Василия Ванина.

Во-вторых, случившееся под влиянием следствия творчество. Арестованный Сухово-Кобылин развлекал себя выдуманными сюжетами, которые сложились в одно из самых тяжелых (формально – в жанре комедии) произведений русской литературы. Трилогия – «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина» - посвящена процессам, связанным с исчезновением… Исчезновением чего? В первом произведении так и не состоялась свадьба. Дело, обозначенное в заглавии второго текста, обернулось бездельем, отсутствием у юридических лиц желания вершить праведный суд. В третьей части не умирает Тарелкин. Это не значит, что нет смерти. Еще как есть! Только она касается не отдельного субъекта. Распространяется на весь мир, превращает его в тюрьму, где всем заправляют вурдалаки – впрочем, идейные, с понятиями и соответствующей риторикой.

Талант Сухово-Кобылина соотносим с гоголевским. Комедия – с потенциалом мрачной драмы. Социальное сигналит о мистических дырах. В смешных речах открывается абсурд. За коварством отдельных лиц и злыми поворотами юридической системы видна дьявольская рожа. Конкретная эпоха приобретает должную условность, начиная обозначать разные российские времена.

«Свадьба Кречинского» - первая и самая известная комедия Сухово-Кобылина. Москва, в доме богатого помещика Муромского дочь Лидочка - невеста. Много чувств, еще больше наивности. И такое сильное ожидание любви, что первый мужчина, который окажет внимание и будет похож на героя, приобретет статус желанного жениха. Отцу – на беду, мошенникам - на радость.

Кречинский – не самый молодой в мире человек, ему под сорок. Мишель выдает себя за другого. За успешного, богатого, полного нежных чувств к невесте, за которой и приданое виднеется, и не столь уж далеко наследство. Не без грациозности исполняя роль победителя жизни, Кречинский вне идеала. Циник, стратег в области коварства и расчета. Весь в долгах, одержим манией – карточной игрой. Везение возможно, расплата неизбежна. Кредиторы идут по следу. Если в доме Муромского в Кречинском видят мужчину с талантами, то в иных местах уже готовы побить. В доме Муромского не знают, что женщины, карты и кутежи – главное пространство Кречинского. Если Лидочка станет женой игрока, она быстро останется без денег, любви и счастья.

«Мишель, я хочу, чтоб вы меня ужасно любили», - признается хорошая, совсем не защищенная девушка. Кречинский кивает, он все поставил на выгодный брак. Только так можно расплатиться с долгами и начать по-настоящему большую игру. Лидочка видит Кречинского влюбленным. Мы наблюдаем за мрачной аферой.

Сцена из спектакля "Дело" Ленинградского театра им. Ленсовета, 1955 г.

Герою катастрофически не хватает времени. Позитивный имидж вот-вот рассыплется, а ведь надо продержаться несколько дней или даже часов. Лидочка все сильнее желает быть супругой Кречинского, а кредиторы все настойчивее охотятся за шкурой своего должника. Кречинскому так хочется денег, что рационалист предстает Цезарем, Наполеоном и «великим богатырем». Раньше требовались войны, государственные планы, желание тотальной борьбы со злом. Теперь все упростилось. Сухово-Кобылину удалось показать, как жажда наживы, финансового комфорта приобретает черты мании, становится мистическим чувством, когда любой договор с адом к месту… Лишь бы заполучить… Правда, нет никаких гарантий, что победитель начнет спокойное существование. Он – игрок!

Кречинский нашел правильный ход. Придумал повод, взял у невесты бриллиант, провернул сделку в ломбарде, тут же подменил драгоценный камень пустышкой, явился в дом Муромских уверенным в себе женихом… Как близок результат! Муромские будут одурачены, деньги появятся немыслимые… Лишь в последний момент добру в лице друга семьи Муромских удалось доказать, что Кречинский – преступник. Свадьба не состоялась.

Теперь – «Дело». За шесть лет семья Муромских пришла в упадок. Лидочка замуж не вышла. Отец постарел, весь измотан. Смерть не за горами, потому что интересуются им судейские чиновники. Уже и деньги кончаются, а они все интересуются. И по-настоящему интересуются. Могут посадить и полностью обанкротить.

За что? Устойчивой победы добра над злом в этом мире ожидать не стоит. В соединении случайности и корысти заинтересованных лиц так все повернулось, что не преступный Кречинский на первом плане, а обманутая им семья. Следствие заподозрило, что Лидочка была в сговоре с Кречинским, состояла с ним в связи, возможно, и незаконного ребенка от жениха заимела. А где теперь ребенок? А как доказать, что девушка и ее отец невиновны? Осудить легко! Используются все ресурсы – намеки и предположения, неудачные фразы дворовых людей, наглая ложь тех, кто готов на сделку с судейской машиной. Преступник – тот, на которого укажет чиновник.

В первой драме Сухово-Кобылина была уверенность, что нет на свете никого опаснее Кречинского. В «Деле» появляются другие персонажи, на фоне которых Кречинский – человек-душа. Одинокий обманщик может быть побежден. Но как выиграть у бюрократической системы, у судебной машины? Она – к этому ведет Сухово-Кобылин – антихрист, властным учреждением ставший дьявол.

Честный человек обречен! Новые фарисеи – Варравин, Тарелкин, тьма мелких бесов с фамилиями-ярлыками – всегда готовы распять очередного Христа, проведя его по кругам бюрократического ада. Ты можешь не дать денег – будешь осужден за несовершенное преступление. Ты может дать – будешь осужден за коррупционный сюжет. Они всегда правы. Ты всего лишь безликая жертва. Смерть твоя близкая, позор невинной дочери, крушение семьи запрограммированы в системе, которую Сухово-Кобылин ощущает, как личного врага. До конца дней писатель будет повторять, что его спасли большие деньги и очень серьезные связи. А что делать тем, кто без них?

У Муромского состояние есть. Точнее, было. Он не знает, как, кому, сколько дать. Не ведает, как проверить, куда ушли рубли, какую реальность построили, способствуют спасению или нет. Нет у Муромского железной хватки бывалого человека, зато есть растерянность. Она сильно мешает, провоцируя судей на равнодушие к несчастному, к его угасанию. «Антихрист народился», - комментирует власть «юристов» опытный простец Иван Сидоров. «Перестаньте честной головой бесчестному туловищу кланяться», - призывает отца Лидочка. Муромский – тот, кого мелкие бесы загоняли по углам безнадежности. Обобран, доведен до апоплексического удара, умерщвлен.

Долго обо всех мытарствах пишет Сухово-Кобылин, словно посыпая раны солью, тыкая читателя в мертвечину официальной власти. Временами читать становится невозможно. Хочется закрыть драму и закрыться! Пострадавший от юридической системы Сухово-Кобылин считает, что настоящая литература начинается, когда автор чувствует свой выход из комфортной

литературности.

Сцена из спектакля "Смерть Тарелкина" Московского драматического театра «Сопричастность»

Знает ли Христа русский чиновник XIX века? Ответ Сухово-Кобылина неутешителен: с дьяволом чиновник общается, Бога забыл навсегда. «Смерть Тарелкина» - кладбищенский карнавал, фарс в аду. Хотел обедневший Тарелкин обмануть Варравина, шантажировать его похищенными бумагами. Надо грамотно использовать кончину Силы Силыча Копылова, взять его документы, объявить умершим самого себя, исчезнуть от кредиторов, а потом водить за нос Варравина, требуя с него деньги, деньги, деньги… С одной стороны, ворвавшиеся в текст «оборотни» и «вурдалаки» всего лишь часть судейской игры, позволяющей более талантливым негодяям победить негодяев менее талантливых. С другой стороны, за формальным отсутствием инобытия – самая мрачная мистика. Ад для Сухово-Кобылина не в специальном присутствии бесов. Ад – в нравственном отсутствии Бога.

«Свидетельское показание имею, что чиновники эти не померли, - никогда, а самым жесточайшим образом засосаны насмерть… Я-я-я теперь такого мнения, что все наше отечество – это целая стая волков, змей и зайцев, которые вдруг обратились в людей, и я всякого подозреваю; а потому следует постановить правилом – всякого подвергать аресту», - так эффективно работает сознание мелкого жулика Расплюева. Он стал квартальным надзирателем. Готов этот управленец персональный бред сделать государственной системой. Есть у Расплюева видимые и невидимые опоры в сознании заинтересованных лиц. Они следуют двум инстинктам – брать и судить.