Кубанские Новости
Общество

«Я несу просвещение… »  

Дмитрий Маликов большинству россиян известен, прежде всего, как поп-звезда 90-х. Он и сам часто шутит с молодежью, что является кумиром их мам. Однако и у современных тинейджеров фамилия Маликов вызывает трепет и уважение. Потому что для многих из них именно он стал проводником в мир настоящей классической музыки, смог увлечь ею, показать, как она прекрасна. В том числе посредством театра.

На днях почти 2,5 тысячи юных краснодарцев узнали кумира 90-х как замечательного актера и композитора, побывав на его спектакле «Перевернуть игру». О роли театра в воспитании подростков и каким языком с ними вообще надо разговаривать, Дмитрий Маликов рассказал в интервью нашей газете.

«Я не драматический актер»

– Ваш последний проект, с которым вы и приехали в Краснодар, – спектакль «Перевернуть игру». Кажется, публика была в восторге. А вам все понравилось?

– И я, и все актеры получили огромное удовольствие от спектакля и реакции юных зрителей на него. Очень хороший и теплый был зал: заметил много детей, которые активно реагировали на все происходящее на сцене. Такой прием вселяет в тебя новую хорошую энергию.

– В спектакле вам удается построить диалог с юной девушкой-диджеем. Да и само действие понятно каждому юному театралу, сидящему в зале. Откуда вы знаете детский язык и как понимаете, какие инструменты надо использовать, чтобы достучаться до тинейджеров?

– То, что нас смотрят, слушают и понимают дети, – результат большой работы всей команды. Еще на стадии разработки идеи будущего проекта мы ставили своей целью оторвать ребят от гаджетов, чтобы хотя бы в течение полутора часов – именно столько длится спектакль – они не пялились в телефоны. А вечером, после возвращения домой, обязательно «прогуглили», что написали Моцарт, Бетховен, Бах и другие великие композиторы. И, кажется, нам это вполне удалось.

– На афише написано, что ваш спектакль «для молодых и тех, кто чувствует себя молодым». Получается, что взрослым нельзя на него приходить?

– Ну почему? Вот сейчас бабушки были с детьми и благодарили нашу команду, признаваясь, что спектакль и для них оказался интересным и полезным. А я им говорю: «Ну конечно, вы же выросли на моих песнях». (Улыбается.)

Но это я так шучу. А на самом деле «Перевернуть игру» – это семейный спектакль, не чисто детский. Он рассчитан на то, чтобы можно было прийти всей семьей и получить какие-то знания. Такой эдьютейнмент (перевод с англ. «edutainment» – образовательное развлечение или образование посредством развлечения. – Прим. ред.).

Сегодня, к сожалению, в нашей театральной жизни такого формата очень мало: либо совсем детские спектакли, либо мюзиклы, которые просто развлекают. А так чтобы они чему-то учили… такого нет.

Между тем за каждым композитором есть некая история, определенный месседж (послание. – Прим. ред.).

– Вы давно занялись театральной деятельностью?

– Нет. Это первая моя театральная постановка.

– Что привело вас на сцену?

– Просто мне нравится экспериментировать. К тому же я много лет занимаюсь музыкальным просвещением. Например, объехал 115 городов России с проектом «Уроки музыки» (проект представляет собой интерактивное шоу для детей и мастер-классы, в ходе которых юные музыканты могут даже сыграть с Дмитрием на одной сцене. – Прим. ред.). Знаете, я считаю, что это один из моих путей.

Я неплохой организатор, и у меня получается, как мне кажется, найти общий язык с молодым поколением. А взрослым людям это не так часто и просто удается сделать. Так что ставлю себе за это условный плюсик.

– Когда готовили постановку, сложно было? Что вы для себя почерпнули из спектакля?

– Откровенно говоря, было непросто. Мы ведь фактически делали театр с нуля, на коленках. У нас не было ни репетиционной базы, ни коллектива. Ничего. К тому же в процессе подготовки пришлось перелопатить очень много биографической литературы о композиторах.

Что касается второй части вопроса, то я приобрел актерский опыт. Пришлось специально выучить для этого спектакля какие-то произведения.

Знаете, я просто живу и получаю от жизни удовольствие. В том числе от труда. Я не строю из себя драматического артиста, стараюсь не заниматься не своим делом.

– Как ваша дочка оценила постановку? Ей, как подростку, понравилось?

– Да, она несколько раз смотрела спектакль. Ей понравилось. Правда, со временем стала говорить: «Папа, у тебя звучат старые миксы (современная клубная музыка. – Прим. ред.), пора менять». Стараюсь прислушиваться к ее мнению. Может, и правда пора менять музыку.

Секрет популярности

– Старшее поколение вас больше знает как певца, а современные дети видят в вас композитора и актера. Вас это не смущает?

– Я не знаю, как меня узнают дети. Скорее всего, по-разному. Например, мой последний клип «Спроси у своей мамы», который я сделал с молодежным блогером Юрием Хованским, собрал 13 миллионов просмотров в интернете всего за две недели. Его знают дети, молодежь. Там я пою и читаю рэп. Поэтому все относительно.

– А как вы сами считаете, кто вы больше – певец, музыкант, актер, композитор?

Задумчиво пожимает плечами.

– Знать бы… Сам не знаю. Я – все. Помните, как в спектакле говорил Иоганн Себастьян Бах: «Я есть орган!»

А если серьезно, то я не зацикливаюсь только на пении, я даю фортепианные концерты с оркестром, пою в ночных клубах, играю спектакли. Не так давно состоялась творческая встреча в Санкт-Петербургском политехническом университете с молодежью. Я стараюсь быть разносторонним человеком.

– В ваши ближайшие планы входит преподавательская деятельность?

Показывает рукой на зрительный зал.

– А это разве не преподавательская деятельность? Она уже есть. В том числе в рамках проекта «Уроки музыки». Кстати, с ним я также приезжал в Краснодар. Провел творческие встречи и мастер-классы с одаренными детьми. Мы вместе играли на одной сцене. Такие уроки музыки, по сути, и есть «уроки жизни» от Дмитрия Маликова. А совсем преподавательская деятельность – индивидуальная, в рамках небольшого кабинета, мне тяжеловата. Я привык к большим аудиториям (улыбается).

– Что вас связывает с Краснодаром и Краснодарским краем?

– У меня добрые отношения с руководством вашего края и лично губернатором. Здорово, что он уделяет много внимания культурному развитию детей и молодежи.

– Чем вас удивил наш город в этот раз?

– Теплом. В первую очередь в плане погоды: потому что, когда я уезжал, в Москве прошел снег, а в Санкт-Петербурге, откуда я непосредственно прилетел в Краснодар, – град. Ну и, как я уже сказал, порадовала теплая реакция зрителей на наш спектакль, игру актеров. Сюда хочется вернуться.

ДОСЬЕ "КН"

Дмитрий Маликов – композитор, пианист, продюсер, народный артист России.

Впервые советские телезрители увидели его в программе «Шире круг» в 1986 году с песней «Я пишу картину».

Эстрадная карьера Маликова стартовала в 1988 году – Дмитрий исполнил на празднике газеты «Московский комсомолец» сразу две песни, ставшие хитами, – «Лунный сон» и «Ты моей никогда не будешь».

Как киноактер Дмитрий Маликов прославился в 1993 году, когда на экраны вышел фильм «Увидеть Париж и умереть», в котором он исполнил главную роль.

В 2012 году Дмитрий начал образовательную деятельность, создав социально-образовательный проект для детей «Уроки музыки» в рамках которого дает мастер-классы по всей России.

Женат, воспитывает 17-летнюю дочь Стефанию.

Это все он!

Российским интернет-пользователям Дмитрий Маликов известен как автор хештэга #тяжеловато. Все началось с простого вопроса, заданного певцом в твиттере в 2015 году: «Как у вас дела вообще? Тяжеловато приходится? Или ничего?»

Дмитрий любит пошутить. Например, 25 мая 2017 года в твиттере поздравил дочку Стефанию с последним звонком и сам себе поставил задачу: «Надо спросить у ее мамы, кто ее кумир?)))».

Фото Анатолия ЛОБОВА