Кубанские Новости
Культура

Когда не поскупишься на похвалу

Попасть туда не только признание высоких заслуг в развитии национального искусства, но и мечта любого художественного коллектива, особенно из регионов России.

У нас такой чести до недавнего времени был удостоен только Кубанский государственный казачий хор – бренд народного искусства мирового уровня.

Мы снимаем шляпу перед мэтром на все времена Виктором Гавриловичем Захарченко, казалось, непревзойденным в мастерстве лучшего хоровика страны. Но в том и сила мастеров, что они задают планку, в том числе в искусстве, показывая курс, по которому надо идти к подобным успехам. Правда, само по себе это еще ничего не решает, поскольку к желанию необходимо добавить талант, усердие и готовность к трудностям, о которых, как говорится, «ни в сказке сказать, ни пером описать».

То, что недавно транслировало по всей стране Общественное российское телевидение (ОРТ), иначе как чудом назвать нельзя. Я говорю о выступлении коллектива Краснодарской краевой филармонии им. Г. Пономаренко. Чудо прежде всего в том, что это первая филармония в стране, удостоенная чести выйти на главную сцену страны, да еще не с одним концертом.

Тем более удивительно, что традиционно местная филармония задумывалась скорее как учреждение, призванное силами местных артистов организовывать концертную деятельность по культурному обслуживанию трудящихся масс, чаще всего в глубинке. Например, как в фильме «Свадьба в Малиновке», где местный вещун дед Авдей, вспоминает, как к ним в деревню приезжала «фиралмония».

∗∗

Сегодня Краснодарская филармония – зрелищное предприятие, куда не стыдно пригласить даже звезд мирового уровня, как, например, дирижера Валерия Гергиева и знаменитую оперную певицу Анну Нетребко

∗∗

Такую краснодарскую филармонию я хорошо помню, которая если чем-то и отличалась, то острыми проблемами внутреннего свойства, что в конечном итоге и привело ее если не к полному краху, то к чему-то близкому. Так продолжалось до тех пор, пока к руководству не пришла Вероника Журавлева-Пономаренко.

Честно говоря, было немало сомнений пор этому поводу. Ну, народная артистка, ну, известная певица, к тому же супруга Григория Федоровича Пономаренко… Наконец, молодая, красивая женщина… Но там ведь не все мужчины справлялись.

Эти сомнения продолжались до тех пор, пока хроническая ветхость помещения, без всякого результата годами поглощавшая огромное количество государственных средств, вдруг исчезла без всякого следа, превратившись в театральный дворец, где не осталось ни единого забытого угла.

Сегодня Краснодарская филармония – зрелищное предприятие, куда не стыдно пригласить даже звезд мирового уровня, как, например, дирижера Валерия Гергиева и знаменитую оперную певицу Анну Нетребко.

Но главное достоинство все-таки в том, что меньше всего ожидалось, – это качество собственного художественного продукта. Выступление в Кремле лично меня не просто удивило – ошеломило, поскольку я знаю, что заполнить необъятную кремлевскую сцену концертом такого воздействия, чтобы шеститысячный зал заставить реветь от восторга, удавалось только избранным. Кубанцы это преодолели в полной мере.

Но мало кто задумывается, особенно зрители, какой мерой усилий Краснодарская филармония шла к этому успеху. Надо было не просто пересмотреть всю художественную политику заведения и переломить привычную провинциальную рутину. Необходимо было в привычно-классические формы хорового пения внести буквально революционные изменения, уйти от хоровой статики, наполнить гигантскую сцену таким красочным движением, такой звуковой яркостью, что дух захватывает, превращая зрелище в блистательный карнавал.

Вероника Пономаренко, безусловно, опираясь на казачьи традиции, смело ушла от привычного, особенно во внешности: бород, усов, насупленных лиц. Ясноглазые казаки и казачки танцевали так, что порой казалось – многотысячный зал вот-вот и сам пустится в голосистый перепляс. И при этом действии все еще и поют. Да как!

∗∗

Ясноглазые казаки и казачки танцевали так, что порой казалось – многотысячный зал вот-вот и сам пустится в голосистый перепляс. И при этом действии все еще и поют. Да как!

∗∗

Удивительно и другое. Заполнить гигантское зеркало кремлевской сцены очень не просто, особенно чтобы декорационный фон шел в едином контексте с действием, особенно когда оно многолюдно, многолико и многомерно, при этом в точном соответствии с ритмом пения, танцев и музыки.

Достичь этой гармонии могут только большие мастера. А если еще учесть, что Краснодарская филармония, вопреки всем филармоническим канонам, выставила в Кремль коллектив такой крупности и численности, что если с чем-то и можно его сравнить, то только с Государственным ансамблем песни и пляски СССР моисеевских времен, который сегодня, увы, переживает нелегкие времена.

Важно подчеркнуть и то, что Вероника Журавлева-Пономаренко использовала и весь свой опыт, приобретенный в Кубанском казачьем хоре, где стала народной артисткой РСФСР. Достижение немалое, но и его было бы недостаточно, чтобы, прямо скажем, из заштатной филармонии создать творческий коллектив национального уровня, который с такой же силой, как в Кремле, способен сегодня покорить любые, самые престижные концертные подмостки.

Вот это надо признать, особенно нам, скуповатым на похвалу, где тезис «нет пророков в своем Отечестве» по-прежнему имеет место быть. Нашим творцам, несомненно значимым и уважаемым, если чему-то надо научиться, так это радоваться за других, особенно когда основания для этого присутствуют в полной мере. Скажем честно, на кубанском небосводе взошло новое и ослепительно яркое творческое явление.