Кубанские Новости
Общество

«Наша цель не больше штрафов, а меньше аварийности»

Лето – горячая пора для сотрудников ГИБДД?

– Откровенно говоря, да. С мая по сентябрь начинает расти аварийность. На 4 – 5 теплых месяцев приходится около 70 процентов дорожно-транспортных происшествий, оформление которых занимает много времени. Все потому, что увеличивается поток машин в десятки раз. К примеру, по трассе Краснодар –Джубга в сутки проходит около 45 – 50 тысяч транспортных средств. Хотя эта дорога даже после реконструкции рассчитана максимум на 20. Приходится регулировать движение вручную, как транспортных потоков, так и пешеходов.

Помимо этого резко увеличивается число сопровождений организованных автобусных колонн с детьми.

– Хлопот добавляют и мотоциклисты….

– После пешеходов они самые незащищенные участники дорожного движения. Аварийность с участием мототранспорта на Кубани увеличивается с апреля. В прошлом году больше всего ДТП произошло в июле – 126 случаев, 20 человек погибли, в августе –129, погибли 17, в сентябре – 100 аварий, к сожалению, тоже не обошлось без погибших.

Зачастую мотоциклисты попадают в аварии в состоянии опьянения, многие не имеют права управления мототранспортом. Самая распространенная причина – превышение скорости.

– К тому же водители мопедов и мотоциклов часто ездят без прав.

– Такие факты, как правило, распространены на территории сельских поселений и на улично-дорожной сети некрупных муниципальных образований. Некоторые жители края до сих пор не знают, что для управления мотоциклом и мопедом сегодня необходимо получить водительское удостоверение с категориями «А» и «М» соответственно, а раньше каждый мог сесть за руль.

Поменять привычный уклад жизни непросто даже с помощью репрессивных административных методов. Но ведь все эти меры направлены на снижение смертности, травматизма на дорогах: 30 процентов успеха снижение аварийности – пропаганда, все остальное – надзорный блок. Помогает и административное наказание: штраф за езду без водительского удостоверения от 5 до 15 тысяч рублей, транспортное средство задерживается и помещается на специализированную стоянку. Это многих останавливает.

Беспокоят и велосипедисты. Им права не нужны, ездят как захотят: по встречной полосе, по обочине, тротуару. Как их остановить?

Остановить можно, только применяя правовые нормы. В ПДД четко сказано, что все велосипедисты делятся на три возрастные категории: до 7 лет обязаны ездить только по тротуарам, от 7 до 10 – по тротуарам и велосипедным дорожкам, свыше 14 – могут передвигаться в метре от проезжей части, по велосипедным дорожкам и при их отсутствии по тротуарам. То есть законом не запрещено, а в ряде случаев и предписывается двигаться по тротуарам. И даже при создании велосипедных дорожек некоторые возрастные категории велосипедистов по-прежнему будут передвигаться по тротуарам. А создание дорожек – забота органов местной власти.

– Сегодня наказать нарушителя можно с помощью видео и фото. Для этого надо отправить все доказательства на сайт Госавтоинспекции. Как часто пользуются этим порталом кубанцы? Популярно ли стукачество среди водителей?

Это не стукачество, это нормальная гражданская позиция каждого человека, который себя уважает. Примерьте на себя следующую ситуацию! Вас, законопослушного гражданина, который платит налоги, возит детей в специальных креслах, обгоняет по обочине некий нетерпеливый водитель. Все с дороги летит: грязь, пыль… Ребятня этим дышит. Через 10 метров он пытается вклиниться в полосу, снижается скорость общего потока. Это хамство и неуважение к другим участникам движения, а в ряде случаев и прямая угроза жизни и здоровью других людей! Естественно, вы возмущены. Но вы обычный водитель и не обладаете административным ресурсом, не можете его наказать. Общество нашло выход. Поддерживать порядок – это прерогатива не только органов власти, но и любого гражданина.

– Как новый инструмент работает?

– Кубанцы активно пользуются этой возможностью. В 2016 году в УГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю поступила информация о более чем 2,5 тысячи административных правонарушений. В текущем году таких фактов уже более 1200. В основном привлекаем по незаконной стоянке, парковке. Есть видео, когда пешеходов не пропускают. Но с правовой точки зрения доказывать нарушения тяжело и занимает много времени. Не всегда мы имеем возможность привлечь нарушителя к ответственности. Те, кто отправляет сообщения, не указывают полные контактные данные и впоследствии не выходят на связь. А нам для привлечения к ответственности нарушителя необходима доказательная база, в том числе и письменные объяснения гражданина – свидетеля совершения правонарушения.

– Почему нельзя поставить наряд там, где автомобилисты постоянно ездят по обочинам?

– Летом, к примеру, на весь миллионный Краснодар, выходит всего 189 сотрудников ДПС, то есть единовременно, с учетом сменности работы, на территории города несут службу около 90 – 100 инспекторов. Напоминаю, что мы прошли сокращения. При этом ГИБДД продолжает заниматься сопровождением детей, ручным регулированием и оформлять ДТП, а в крайцентре их 120 – 170 аварий в сутки. Как такой численностью все эти вопросы закрыть? И закрываем. Нагрузка на инспекторский состав громадная.

В ряде районов края в сутки выходят на службу 3 – 4 наряда ДПС. Это 6 – 8 сотрудников. При таком положении физически невозможно контролировать все места возможных нарушений.

– Камеры…

– Прошлым летом мы целенаправленно ставили передвижные камеры на участке М-4 «Дон» и работали по нарушениям движения по обочинам. В этом году мы продолжим эту работу. И считаю, что наказывать за такую езду надо сильнее – не пятью тысячами рублей. Люди не понимают, что обочина – это одно из самых опаснейших мест на дороге. Если там щебень, гравий, при выезде на большой скорости машину разворачивает. Были случаи, когда камни с обочины отскакивали на пассажиров и пешеходов, несколько из них закончились летальным исходом.

– Помогают ли камеры видеофиксации контролировать скоростной режим и хоть как-то воспитывать гонщиков?

Безусловно! В крае установлено 715 аппаратно-программных комплексов автоматической фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения, из них 584 «Арена» – радарный метод, 100 «Автоураган-ВСМ» – безрадарный метод. Имеется 30 передвижных комплексов, фиксирующих нарушения ПДД РФ. Кроме этого, 8 передвижных комплексов в четырех городах края фиксируют нарушения правил остановки, стоянки транспортных средств. Ежедневно комплексы «фотографируют» от 10 до 20 тысяч нарушений. Только в текущем году привлечено к ответственности более 1,2 миллиона любителей быстрой езды.

– Что говорит статистика – штрафники из года в год те же?

В крае около 230 тысяч водителей имеют не более 3 штрафов. А вот любители быстрой езды, как правило, из года в год одни и те же. И нарушают они не по одному, два раза. Согласно нашему анализу есть порядка 10 тысяч водителей, которые в общей сумме имеют более 260 тысяч нарушений скоростного режима. И самая действенная мера их воспитания – неотвратимость наказания.

– Это как?

– Еженедельно совместно со службой судебных приставов ведется выявление тех, кто нарушил правила дорожного движения 10 и более раз и при этом не оплатил штрафы. С помощью тех же камер точечно выявляем нарушителей из потока, останавливаем и принимаем меры по погашению задолженности. За последнюю совместную операцию с судебными приставами изъято полтора десятка автомобилей. Действенные меры или нет, судите сами. Но, например, в Сочи, при одинаковом количестве камер в 2014 году был зафиксирован почти миллион нарушений, а уже в 2016-м – всего 482 850, то есть нарушать стали меньше.

Может, водители антирадарами запаслись?

– Возможно. Местные теперь знают, где стоят камеры, соответственно, снижают скорость. Транзитники тоже особо не гоняют, им известно, что на Кубани быстрая езда может стоить хорошего отдыха. А наша основная задача – снижение тяжести последствий ДТП и аварийности. И в этом случае камеры выполняют свою профилактическую роль.

– Почему так скептически относитесь к антирадарам?

– Мы проводили эксперимент. На трассе Краснодар – Ейск разместили вместо камер пустышки. Но радары у всех пищали, водители снижали скорость. К тому же сейчас у нас используется 100 камер нового поколения – радары их не берут. Поймите, наша цель не получить больше штрафов, мы за то, чтобы снизить аварийность. Камеры в этом плане оправдали себя, поэтому мы будем делать все, чтобы их стало больше. С 2017 года администрацией Краснодарского края планируется ежегодно переводить в безрадарные по сотне аппаратно-программных комплексов. Кроме того, мы планируем внедрить опыт ГИБДД Республики Татарстан по использованию системы фиксации средней скорости на участке дороги. Это позволит контролировать превышение скорости не в месте установки камеры, а на протяженном участке улично-дорожной сети. Предполагается установка таких комплексов в местах высокой концентрации ДТП, преимущественно в зонах активного движения пешеходов. Многие пеняют на эти методы только потому, что им приходиться платить штраф. Но не думают, что, возможно, благодаря видеофиксации они в какой-то момент остались живы: увидели прибор, снизили скорость и не вышли в лобовое столкновение.

Воспитывает ли наших водителей система оплаты штрафов? Сегодня ведь можно оплатить его с 50-процентной скидкой.

– Да, хорошая система. Все-таки мы не фискальный орган. Больше надзорный. На оформлении штрафа наказание не заканчивается. Неотвратимость наказания должна реализовываться, независимо ни от какого объема. Сейчас 60 процентов и более кубанцев пользуются скидкой. Такое положение дел однозначно положительно влияет на повышении количества оплаченных штрафов. В 2016 году их взыскиваемость оставляла 74 процента, в текущем уже составляет 83,6 процента.

– В прошлом году очень часто поднимался вопрос о качестве обучения в автошколах. Удалось ли там навести порядок?

– На Кубани сегодня работает 218 автошкол, 2016-м их было 215. За 5 месяцев текущего года на территории края «молодыми водителями», чей стаж не превышает 3-х лет, совершено 188 ДТП, в которых 9 человек погибли и 264 – получили ранения. По сравнению с предыдущим годом идет резкое снижение. А значит, школы стали более профессиональными. Мы продолжаем вести с ними работу: проверяем автодромы, утверждаем программу обучения, если она нас не устраивает – не согласовываем. Строже принимаем экзамены. С первого раза сдает только около 40 процентов курсантов. При этом осуществляем видео- и аудио- контроль как за действиями нашего инспектора, так и за манипуляциями экзаменуемого.

– В крае свое поведение изменили водители и общественного транспорта: пассажирам не хамят, останавливаются в назначенном месте. Ваша работа?

– Это совместная работа всех заинтересованных структур. Работа с сотрудниками ведется на базе транспортного предприятия, осуществляющего пассажирские перевозки. Автоинспекторы проводят проверки на линии в рамках мероприятий «Автобус», «Такси». В текущем году сотрудники подразделений ГИБДД края проверили более 44 тысяч автобусов. Пресечено 11 266 нарушений. У перевозчиков ведь задача больше пассажиров в салон посадить и как-нибудь их довезти. У нас задача – сделать пассажирские перевозки безопасными. «Бизнесмены» ставят дополнительные места, заваривают двери, запасные выходы. Это категорически запрещено. При возгорании или при переворачивании транспортного средства людей надо эвакуировать в считанные секунды. Раньше операцию «Автобус» мы проводили раз в год. Сейчас – четыре. Да, водители возмущаются, самое обидное, претензии предъявляют и пассажиры, которые из-за проверок теряют несколько минут, но при этом не задумываются, что наши действия направлены на сохранение их жизни и здоровья. Вот если бы еще и пассажиры активно участвовали в профилактике, было бы вообще замечательно!

– Как самим пассажирам понять, сколько в автобусе должно быть человек?

– В салоне автобуса указана информация, сколько сидячих мест, а сколько стоячих. Любой пассажир при нарушении нормы может записать все на видео и отправить в Госавтоинспекцию. Приложить свои координаты, что он готов выступить свидетелем. Иногда даже достаточно обсуждений и порицающих комментариев в интернете, чтобы определенные лица сделали выводы.

– Сотрудники ГИБДД часто попадают в «добрую» сводку новостей – спасают детей в водоемах, принимают роды…

– Да, например, совсем недавно инспектор дорожно-патрульной службы ОР ДПС ГИБДД ОМВД по Динскому району старший лейтенант полиции Денис Сивоконенко спас утопающего ребенка. Зимой еще один наш сотрудник вытащил мальчишку из-подо льда в Краснодаре. В Славянске-на-Кубани наряд ДПС спас тонущую девушку из Протоки. В крае наши ребята уже акушерами стали – три раза роды принимали. В Сочи, кстати, одного малыша даже назвали в честь инспектора Егором. Часто помогают водителям в тяжелых ситуациях, но не обо всех фактах мы знаем. А на ДТП зачастую наши сотрудники вынуждены оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

– Какие курсы подготовки проходят ваши сотрудники?

– Перед началом службы сотрудники ГИБДД обучаются в центре первоначальной подготовки МВД, где одной из дисциплин является оказание первой доврачебной помощи. Ежегодно на базе ГБУЗ «Региональный центр медицины катастроф» проводятся курсы повышения квалификации. Конечно, акушерству никто не учит. По случаю в Сочи инспекторы, пока ехала «скорая», консультировались с врачами по телефону. Для них это тоже шок – после случившегося даже не помнят, чем пуповину резали. Несколько наших инспекторов, которые несут дежурство на автодорогах, ведущих к Азово-Черноморскому побережью, в прошлом году прошли курсы сурдопереводчиков, чтобы в полной мере общаться и оказывать помощь водителям с ограниченными возможностями. Кстати, чтобы не потерять навыки жестового языка, мы направляем инспекторов проводить занятия с детьми из коррекционных школ для глухонемых и слабослышащих.

Помимо этого, есть требования к физической и спецподготовке. За весь период службы сотрудники находятся в состоянии постоянного обучения – это система боевой и служебной подготовки.

Фото Михаила СТУПИНА