Кубанские Новости
Общество

Всеволод Шиловский: Театр воспитывает, а кино подхватывает

Фестивали – доноры

- Всеволод Николаевич, вы не впервые приезжаете на Кубань и на кинофестиваль «Провинциальная Россия». А в этом году были председателем жюри конкурсной программы в Ейске. На ваш взгляд, нужны ли сегодня такие «домашние» фестивали?

- А где еще сегодня можно увидеть наши русские фильмы? В основном, на фестивалях. Я уже не первый год являюсь президентом кинофестиваля в Смоленске «Золотой феникс» и наблюдаю аншлаг в залах. Аналогичную картину увидел и в Ейске. Хотят русских артистов, настоящее русское кино. Продюсерский цех надолго задавил наши фильмы, нам постоянно подсовывают американскую продукцию. Но стоит напомнить, что еще во время Второй мировой войны наша страна Оскара получила за лучшую документальную ленту. А потом мы стали терять российское кино и зрителя. Поэтому сегодня фестивали, и столичные, и «домашние» провинциальные нужны, как кровь, как кислород. Это доноры, которые подпитывают русское кино и зрителя.

- Как вы относитесь к тому, что во многих современные российских лентах преобладают компьютерная графика и спецэффекты. Стоит вспомнить «Притяжение» Федора Бондарчука или «Защитники» Сарика Андреасяна?

- Да, наше кино, как и американское, грешит этим. Но картины типа «Притяжения» - это не фильмы для народа.

- А что для народа?

- Мелодрамы, комедии, добрые фильмы про нашу жизнь, про любовь. Пусть это будет фантазия – но не равнение на Голливуд с их Бэтменами и Суперменами.

- Хорошо, есть же и русские фильмы, которые, на первый взгляд, сделаны для народа. Взять хотя бы сериалы, где каждая домохозяйка становится женой миллионера или многодетная брошенная мать обретает счастье с новым мужем?

- Это все от недостатка хороших сценариев. Потому что основоположник любого фильма - сценарист, а уже потом режиссер, который подбирает актеров. Кстати, в советские годы многие известные сценаристы вышли из периферии, впрочем, как и актеры. За это я и люблю провинцию. Она дала нам Смоктуновских, Бондарчуков, Мордюковых. Сегодня также есть талантливые молодые актеры. Например, когда я снимал сериал «Полиция Хоккайдо» про то, как в Японии местные стражи порядка сотрудничают с русскими, я набрал неизвестных никому актеров. И я пошел в обычный театр на периферии, взял пять человек, и они сыграли блистательно.

Есть деньги, нет притяжения

- Вашу внучку Аглаю Шиловскую сегодня называют новой восходящей звездой российского экрана. Как вы к этому относитесь?

- У нее очень сложное будущее. Она неплохо выступала в шоу «Точь- в - точь». Но это забудется. А ролей достойных у нее в кино пока я не увидел. «Вурдалаки»? Но это фильм из разряда тех, о которых мы говорили выше. Да, красивая сексуальная девочка, но пока и все. Я очень хочу верить, что у нее будут роли. Ведь мало кого-то уметь пародировать. Артист формируется только на ролях хороших.

И, кстати, у каждого возраста должны быть такие роли. Но, к сожалению, сегодняшним продюсерам нужно схватить, использовать и выкинуть. Это трагедия нашего кино и бесхозного государства. Каждый год по 500 человек актеров театральные школы выпускают. В один из городов приехал, не буду называть его, говорю – правда, что у вас школа театральная есть? Мне – да, конечно, супер-школа. А сколько работу потом находят актеров? В ответ молчание. Да, они преступники! Я бы сделал паузу сегодня по приему в театральные школы. Чтобы возник сумасшедший дефицит актеров. И началась бы охота продюсеров за талантами, начали бы снова ценить актеров.

- О ваших ролях и перевоплощениях. В киношной среде даже присказка есть, если надо сыграть криминального авторитета, позовите Шиловского.

- И если адмирала Октябрьского, Наполеона, Жукова и Россини или алкоголика – это тоже ко мне. А секрет прост – школа художественного театра. Все киноартисты – прежде всего артисты театра. Евгений Евстигнеев, Иннокентий Смоктуновский, Олег Басилашвили – все вышли из театра. Театр воспитывает, а кино подхватывает.

- Если бы вам предложили выбрать – прожить без части театральной карьеры или без кино. Что бы вы выбрали?

- Меня бы не было. Ни без того, ни без другого. Я написал книгу, которая называется «Две жизни». Одна – это МХАТ, которому я отдал 30 лет. Когда он рухнул, меня подхватил кинематограф, буквально спас. Я начал сниматься в 42 года и снимаюсь до сих пор. Но молодых актеров, все равно, в первую очередь, учу театральному мастерству.

- Вы пережили, как человек, как актер, разные периоды в нашей стране. По какому-то ностальгируете?

- Не только ностальгирую, я с ума схожу по советскому «Ленфильму», Илье Авербаху, Сергею Микаэляну. А то, что мы сегодня видим, это зритель не будет пересматривать снова и снова. Потому что нет того самого магического притяжения. Только одно название у того же Бондарчука, а еще деньги и связи. И еще, считаю, нельзя замахиваться сегодня на фильмы, которые получили всемирную известность, как «А зори здесь тихие», «Анна Каренина», «Тихий Дон», «Ирония судьбы». Если вы талантливы, снимите свое. Вот моя точка зрения 79-летнего актера и человека.

Попасть в сердце

- Наблюдала, как девушки обступили вас на фестивале «Провинциальная Россия», хотели с вами селфи сделать. А часто вас узнают на улице, в обычной жизни?

- Я много перевоплощался. На экране я всегда разный. Расскажу случай, на днях мимо идет пара, и муж жене так громко говорит – «Вон, пошел мужик, на кого-то известного похожий! (смеется) То есть они подметили глаза, улыбку. Таким и должен быть актер – попасть в сердце к зрителю. Могут не вспомнить твоего имени, но обязательно повернуться на улице вслед.

- Что для вас значит признание?

- После роли Гриши в «Военно-полевом романе» Петра Тодоровского, я получил письмо от фронтовиков. В нем было всего несколько строк «Сынок, откуда ты нас так хорошо знаешь?». Выше этого для меня признания нет.

ДОСЬЕ «КН»

Всеволод Шиловский, Народный и Заслуженный артист РСФСР.

Родился 3 июня 1938 года в Москве.

Окончил Школу-студию МХАТ (1961, курс А. М. Карева).

В 1961- 1987 годах совмещал съемочную деятельность в кино с работой во МХАТе. С 1987 года сосредоточился на кинематографе.

Особенно запомнились телезрителям образы Всеволода Шиловского в фильмах Петра Тодоровского «Любимая женщина механика Гаврилова», «Военно-полевой роман» и «Интердевочка». Всеволод Шиловский сыграл во многих известных современных сериалах, в том числе в «Каменской» и «Марше Турецкого».

Кроме того, он является талантливым режиссером. Один из первых советских сериалов, вышедших на экраны, назывался «День за днём» и был снят Шиловским. В золотой фонд отечественного кинематографа вошли его картины «Блуждающие звёзды», «Приговор», «Люди и тени».

Всеволод Шиловский является руководителем актёрской мастерской во ВГИКе

В 2017-м году стал председателем жюри кинофестиваля «Провинциальная Россия в Ейске.

ФОТО: Юрия ХОДЗИЦКОГО