Кубанские Новости
Общество

Сергей АЛТУХОВ: «Пора переходить от ручного управления к системе»

На языке преференций

– Пару лет назад губернатор сказал, что на Кубани не развит промышленный сектор. У этой проблемы долгая история, и в одночасье ее не исправить, но какие решения уже есть?

– Краснодарский край ищет новые точки роста в экономике. Конечно, у нас аграрный, туристический, логистический регион, но в данный момент необходимо диверсифицировать экономику, чтобы пополнить бюджет, в том числе и доходами из тех отраслей, которые действительно пока не так развиты, как хотелось бы. Промышленность как раз и является одной из отраслей, у которых на Кубани огромный потенциал. Поэтому на нее сделан серьезный акцент.

В 2016 году мы начали реализовывать программу развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности. Это краевая программа, которая вместе с федеральными институтами призвана поддерживать промышленные предприятия региона. Но уже сейчас понятно, что ее объема недостаточно. Так как бюджет на мероприятия программы был заложен сравнительно небольшой, то воспользоваться ею смогли, к сожалению, всего 7 предприятий. Поэтому решено в 2017 году расширить ее бюджет с 14 до 100 миллионов рублей.

Плюс в этой программе введены новые меры поддержки. Раздать деньги легко, но вложить их так, чтобы и промотивировать производства, и получить затем максимальную отдачу для бюджета Краснодарского края, – дело очень серьезное. Поэтому то, какими именно должны быть инструменты поддержки, мы анализировали и обсуждали вместе с самими промышленниками.

– Какие инструменты в итоге появились?

– Во-первых, компенсация процентных ставок по кредитам на перевооружение производственных фондов. Во-вторых, не секрет, что сейчас по-прежнему тяжело и дорого подключаться к электро-, газосетям – вообще в коммунальной инфраструктуре. Поэтому мы ввели определенный механизм, позволяющий нашим промышленникам компенсировать затраты на техническое присоединение к инфраструктуре.

Мы приняли порядок включения в программу, порядок компенсации таких затрат, но от промышленных предприятий идет такой огромный поток заявок, что и объема финансирования, определенного на 2017 год, также будет недостаточно. Потому, соответственно, на следующий год, если все будет в порядке с бюджетным наполнением, постараемся дополнительно расширить еще и эту часть.

Могу сказать о дальнейших планах. В начале 2017 года принято постановление о порядке заключения специнвестконтрактов.

Кстати, на федеральном уровне такой инструмент, как специнвестконтракты, уже показал свою состоятельность. Первый в России специнвестконтракт был подписан с компанией КЛААС, работающей в нашем регионе. Фирме стало еще выгоднее и интереснее работать в России.

Соответствующую систему специнвестконтрактов теперь мы реализуем у себя на региональном уровне. Почему зачастую промышленные предприятия открываются не в Краснодарском крае? В то время как у нас и логистика лучше, и есть очень большой спрос на территории Южного федерального округа. Дело в условиях, преференциях для инвесторов, которые будут вкладываться в промышленность.

Пока мы гарантируем, что в течение действия специнвестконтракта условия для этого предприятия не будут меняться в худшую сторону. Но детально работаем над тем, какие преференции от края сможем предоставлять. Планируем вместе с депутатами Законодательного Собрания края проработать механизм по налоговому стимулированию резидентов специнвестконтрактов. В целом задача такая: сделать условия для развития промышленного производства на территории края максимально привлекательными.

Мы уже определили порядок, по которому промышленное предприятие может заключить с Краснодарским краем такой региональный специнвестконтракт. Сейчас принимаем заявки. Думаю, что уже до конца года появятся реальные примеры такого сотрудничества.

Также мы задумываемся над созданием регионального фонда развития промышленности. Это также механизм, востребованность и эффективность которого доказана на федеральном уровне. Конечно, в российском министерстве промышленности и торговли есть программа, которая тоже компенсирует часть затрат по разным отраслям – станкостроение, машиностроение, сельхозмашиностроение. Но фонд развития промышленности – это специализированный институт для промышленных предприятий, предоставляющий доступные деньги. До 300 миллионов под 5 процентов на срок до 5 лет. Таких банковских ставок сейчас нет. И, конечно, промышленники позитивно оценили создание подобного фонда на федеральном уровне. Сейчас в нем порядка 20 миллиардов рублей. Заявок при этом поступает на 400 миллиардов. Зачастую фонду в масштабе страны сложно сориентироваться, какой проект поддержать. Поэтому большее внимание и доверие оказывается тем инвестпроектам, которые уже поддерживает и софинансирует региональная власть. Для фонда это своего рода гарантия, что деньги будут вложены грамотно, с отдачей.

Буквально месяц назад Федеральный фонд развития промышленности предоставил первому предприятию Краснодарского края – дочерней структуре новороссийского «Брис-Босфора» – займ в 299 миллионов рублей на реализацию нового проекта по производству кожаной обуви на территории города. Сейчас в федеральном фонде порядка десяти заявок от предприятий нашего региона. Конечно, там требуется собрать серьезный пакет документов. Но вместе с департаментом промышленной политики мы работаем над тем, чтобы эти заявки были максимально удовлетворены. Я уверен, что через пару-тройку месяцев такие федеральные займы получат и другие наши предприятия.

В связи с этим мы намерены создать краевой фонд, который вместе с федеральным будет предоставлять аналогичные условия для наших промышленников. И дополнительно предоставлять подобные условия от краевых властей для небольших промышленников. Если уж мы делаем фокус на развитии промышленности, то необходимы и соответствующие механизмы, нацеленные на то, чтобы деньги хлынули в эту отрасль. Над их созданием работает большая команда профессионалов: краевой департамент промышленной политики, депутаты Законодательного Собрания, муниципалитеты.

Обычные законы экономики

– Как этот титанический труд выражается в статистике?

– Промышленность в нашем крае развивается темпами, сильно опережающими общероссийские. В 2016 году рост промпроизводства в крае составил 4,1 процента, в то время как общероссийский – 1,1 процента. То есть мы растем почти в 4 раза быстрее. Но и по сравнению с 2016-м в этом году мы уже выросли на 2,8 процента. Притом что в начале года несколько крупных предприятий в нашем регионе испытывали трудности. Например, не работал дерево-перерабатывающий комплекс «Апшеронск». Но сейчас производство возобновлено, и в ближайшее время его темпы будут все выше.

У нас очень амбициозная цель – 5 процентов по индексу промпроизводства. Я думаю, что если мы реализуем все запланированное, то она вполне реалистична. Статистика говорит как раз о том, что инструменты, которые применяются в крае, позволяют нам добиваться высоких результатов.

– Какие вызовы стоят сейчас перед промышленностью нашего края?

– К сожалению, некоторым предприятиям действительно приходится нелегко. Например, в отрасли строительных материалов, производители которых в связи со спадом, произошедшим в 2016 году в строительстве, ощутили определенные трудности. Но нет худа без добра: это заставило их задуматься о необходимости перевооружения промышленных и производственных фондов – чтобы быть конкурентоспособнее. Если у тебя современное оборудование, позволяющее с минимальной себестоимостью производить продукцию, то ты можешь позволить себе логистику в дальние регионы, а возможно и другие страны, для того, чтобы продать свой товар. Это обычные законы экономики.

Простой пример. Сейчас не лучшие времена у кубанских кирпичных заводов. Их достаточно, но загружены они, как правило, на 50 процентов. Это говорит о том, что рынок уже не потребляет кирпич, который они производят. Появились более качественные производители. В частности, огромное количество кирпича и плитки к нам «приезжает» из соседней Ростовской области. Кто мешает здесь и сейчас начать производить современный качественный кирпич, облицовочный, разных цветов и вытеснить с нашего рынка производителей из других субъектов и других стран? Нет задачи импортозаместить каждый продукт. Но необходимо наладить такие производства и создать такие условия для своих промышленников, чтобы не оставить возможности конкурировать на нашем поле производителям из других стран. Как получается, что к нам везут цемент из Турции? У них хватает дельты по ценообразованию, чтобы привести его сюда по воде, растаможить, начать продавать и даже возить в другие субъекты. Значит, либо себестоимость у них сильно низкая, либо в стране жесткая политика в области продвижения своих товаров на рынки других стран.

Есть проблемы и другого характера. Нельзя не считаться с конъюнктурой самого рынка. Опять пример из Новороссийска. Здешний вагоноремонтный завод долго испытывал трудности в загрузке предприятия. Сейчас в России просто нет такого рынка по ремонту вагонов – это реалии жизни. Наоборот, все усилия, в том числе и правительственные, направлены на создание новых и даже инновационных вагонов. В результате в стране осталось только три завода, которые возьмут на себя все 100 процентов заказов по вагоноремонту. На остальных площадках люди получили уведомления о сокращении.

Нам же удалось договориться с инвестором, которым выступил Новороссийский морской торговый порт. Он сейчас выкупил вагоноремонтный завод и реализует там новый инвестиционный проект стоимостью 4 – 5 миллиардов рублей, который даст не менее 400 рабочих мест. Да, там сохранится определенный парк локомотивов, останется какой-то небольшой центр компетенции именно по железнодорожному машиностроению, но как такового ремонта не будет – он просто не нужен.

Зато одновременно у нас в крае развивается вагоностроение. В Армавире, в Тихорецке. Армавирский завод тяжелого машиностроения наладил сейчас выпуск инновационных вагонов, получив поддержку от федерального минпромторга. Количество вагонов, выпускаемых здесь, растет от года к году. Получается, что, с одной стороны, из-за объективного отсутствия рынка мы перезагрузили одно предприятие. С другой стороны, поддерживаем строительство новых вагонов – значит, в Краснодарском крае развивается центр компетенции по железнодорожному машиностроению.

Голосует инвестор

Какие производства незаслуженно слабо представлены в крае?

– Перспективу производства всегда должен оценивать инвестор. Он голосует своим рублем, оценивает риски.

Если говорить о перспективных направлениях, то, конечно, они связаны с нашими традиционно развитыми отраслями. Например, то же строительство, объем которого в нашем крае огромен: мы каждый год входим в лидирующую тройку в стране по объему квадратных метров. У нас выпускается большое количество кирпича, гипсокартона, цемент, металлопрофиль. Но инвесторы открывают новые производства, в том числе и в 2016 году. Например, Абинский металлургический завод находится на федеральной автодороге на пути к порту и может принимать большое количество лома.

Вместе с еще одним инвестором этим предприятием было организовано сначала производство из лома арматуры, затем проволоки-катанки для строительства. После они сориентировались: если 98 – 99 процентов метизных изделий в нашу страну сейчас ввозятся из Китая и Тайваня, кто мешает из катанки начать производить те же шурупы? В прошлом году они уже начали строительство цеха оцинковки, следующий шаг – производство метизных крепежных изделий.

В Динском районе началось производство поликарбоната. Здесь инвестор также сориентировался: ближайшее подобное производство – в Казани. Кто мешает здесь, на юге, где жара и все делают навесы из поликарбоната, не организовать такое предприятие?

Или возьмем сельское хозяйство. У нас, конечно, есть мощный завод КЛААС по производству комбайнов (кстати, 64 процента комплектующих производится в России), но ведь существует и огромный потенциал по другим составляющим сельскохозяйственного машиностроения. Сейчас в крае уже порядка 20 предприятий по сельхозмашиностроению, которые делают плуги, сеялки и т. д. Этот сектор, связанный непосредственно с нашим аграрным краем, развивается очень серьезно.

Удобрения. Да, у нас есть Белореченский завод по производству удобрений, но он дает не весь спектр удобрений, которые используют наши же фермеры. В Санкт-Петербурге мы подписали инвестиционное соглашение, предусматривающее строительство в Белореченске завода жидких удобрений. Ожидаем, что к концу этого года первый завод уже появится.

Не секрет, что в нашем сельском хозяйстве не хватает семян. Также на форуме в Санкт-Петербурге мы подписали с немецкой компанией KWS соглашение о строительстве завода, инвестиции в который составят порядка 25 миллиардов рублей, – это мощное производство, которое будет обеспечивать всю Россию и даже экспортировать часть семян. Затем, в зависимости от потребностей рынка, можно будет говорить уже не о производстве семян, а об их генетике – именно здесь, на Кубани.

Вот и ответ на вопрос, в какие производства выгодно вкладывать. В смежные, с уже хорошо развитыми отраслями.

Но я не стал бы останавливаться здесь только на промышленных производствах. У нас есть ряд сфер услуг, которые не развиты, но чрезвычайно перспективны. Это касается и информационных технологий (IT). Мы видим, что наши кубанские компании разрабатывают программное обеспечение для Европы, США. Для зарубежных стран это выгодно – наши программисты умные и как рабочая сила – недороги. При этом есть примеры, когда европейские, американские предприятия имеют центр разработки у нас в Краснодарском крае. Нам надо еще доработать концепцию развития информационных технологий (IT). Она входит в стратегию развития Кубани до 2030 года, которую мы сейчас создаем вместе с «Леонтьевским центром». Это очень перспективное направление. Но необходима соответствующая законодательная база, в том числе и краевая. Возможно, понадобятся средства на строительство IT-парков – время заставит это сделать. Невозможно перезагрузить или открыть новую отрасль по щелчку пальцев.

Размер не имеет значения

– Для построения настоящей диверсифицированной экономики региону необходимы инвестиции не только в промышленность. Что представляет сегодня собой инвестиционный портфель края в целом?

– Большая работа в этом направлении проведена в 2016 году. Практически в 1,5 раза мы увеличили количество реализуемых инвестиционных проектов: если в начале года их было 200, то в конце стало уже 305. Это результаты серьезной работы на Сочинском экономическом форуме в 2016 – 2017 годах. Сейчас мы не гонимся за замками из песка, а выверяем каждый инвестпроект, пытаемся дать ему максимальную поддержку. Анализ показал, что в предыдущие годы большое количество инвестиционных соглашений просто расторгалось – так как никто просто не следил за тем, как они реализуются и делается ли что-то вообще. Сейчас необходим контроль за каждым инвестпроектом, мощный и эффективный мониторинг своей работы. Ведь больших государственных вложений, таких как в Олимпиаду, уже нет. И неизвестно, будет ли еще какой-нибудь столь же масштабный проект после завершения строительства Крымского моста. Какая альтернатива? Привлечение частных инвестиций. А значит, нужны четкие механизмы для работы с ними.

Мы ввели институт инвеступолномоченных, закрепили проекты за муниципальными образованиями и создаем портал, где инвесторы смогут следить за результатом исполнения своих проектов на каждой стадии. Это дорожная карта, где виден набор определенных действий, календарный план их исполнений и статус, на какой стадии выполнения находится проект и кто отвечает за реализацию конкретного действия. Эта дорожная карта составляется и подписывается вместе с инвестором.

Зачастую такой пошаговый план позволяет не просто держать процесс под контролем, но и запараллелить некоторые процессы. Например, строящуюся в Новороссийске вторую очередь торгового центра «Красная площадь» (сумма инвестиций больше 2 миллиардов рублей) по соглашению изначально планировалось сдать в середине 2018 года. Но, ориентируясь на дорожную карту, инвестор смог оптимизировать свой график. Теперь мы ожидаем, что комплекс откроется уже в декабре. Значит, в городе на полгода раньше появится порядка тысячи рабочих мест.

В 2016 году в крае появилось около 100 новых инвестиционных проектов с объемом вложений от 100 до 500 миллионов рублей, и они продолжают появляться. Это новые производства и диверсификация экономики, к которой мы стремимся. На самом деле не важно, большой проект или маленький, – на 100 миллионов рублей или на миллиард, на 30 рабочих мест или 300. Это производство. И чем больше будет предприятий на территории нашего края, тем более устойчивым к внешним кризисным явлениям будет наша экономика.

Упростить и усилить

– Отвечает ли сегодняшняя нормативная база интересам бизнеса? Какие поправки вы предложили бы в законы?

– Во многом, конечно, отвечает. Но и много вопросов поступает от бизнеса. Экономика меняется, и закон, принятый в 90-м году, наверное, уже нуждается в изменениях, дополнениях. Здесь мы можем апеллировать к изменениям определенных норм федерального законодательства, и мы это делаем – выходим с инициативой о том, чтобы внести изменения, если сталкиваемся с правовой неопределенностью. Наша задача такая: чтобы в экономику шел максимальный приток инвестиций и денежных средств, необходимо максимально упростить все процедуры. Сейчас в первую очередь речь идет о выдаче разрешения на строительство, регистрации прав собственности, подключениях к коммуникациям. Кстати, сетевые естественные монополии сами предлагают упростить ряд краевых законодательных норм, чтобы укорить процесс подключения к электросетям.

Мы видим позитивные отклики на такие инициативы со стороны бизнеса. Есть вопросы к налоговому законодательству. Почему, например, за три года налоговых каникул в крае из 300 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса ими воспользовались лишь около десятка? Значит, закон где-то несовершенен, и его надо доработать. Сейчас мы сделаем такой анализ и выйдем с соответствующей инициативой, которую рассмотрим вместе с депутатами Законодательного Собрания края и бизнесом. Я убежден, что только в коммуникации со всеми структурами – налоговой службой, министерством финансов, департаментом инвестиций, депутатами, бизнесом – возможно вырабатывать именно те законы, которые будут помогать развиваться тому или иному направлению.

– Вы выдвигаетесь в Законодательное Собрание края по партийному списку «Единой России». С чем связано такое решение перейти из исполнительной власти в законодательную?

– Хороший вопрос после разговора об определенных результатах, инвестициях, проектах. Все, чего удалось добиться, – это результаты ручного управления. Мы в ручном режиме «тащим» инвестора, показываем ему потенциал. Но ручное управление – это не самый правильный инструмент. Самое грамотное управление – системное. Мы должны создать такую законодательную базу, такие институты, при которых и кубанскому, и российскому, и международному инвестору выгоднее всего будет реализовывать свою идею, размещать свое производство именно на Кубани. Но и с выгодой для Краснодарского края. Это непростая задача. И именно с этим связано мое решение. Хочу, чтобы институты развития бизнеса, промышленности, законодательная база края были усилены в том числе и с моей помощью.


ДОСЬЕ «КН»

Сергей Викторович АЛТУХОВ

Родился 23 февраля 1982 года в городе Орске Оренбургской области. Образование: Петрозаводский государственный университет, специальность «Автоматизированные системы обработки информации и управления», магистр.

Начал карьеру в компании МТС. С 2007 года работал в компании Microsoft (Республика Карелия).

С 2009 года проживает в Краснодаре. До 2013 года, работая в компании Microsoft, отвечал за развитие бизнеса с крупнейшими корпоративными клиентами по Южному федеральному округу. С 2013 года работал в компании SAP руководителем сектора товаров народного потребления.

В апреле 2015 года назначен и. о. вице-губернатора Краснодарского края, с мая – вице-губернатор.

Женат, трое детей.


Фото Юрия ХОДЗИЦКОГО