Кубанские Новости
Общество

"Тесла" : тест-драйв по-сочински

Правительство страны сегодня всячески подталкивает к покупке электромобиля: освобождает от транспортного налога, разрешает бесплатно парковаться, заправляться, даже по полосе для общественного транспорта разъезжать. На Кубани развивается сеть специальных зарядных станций, соответствующий документ был подписан на Российском инвестиционном форуме в Сочи в феврале этого года.

– Тот тренд и направление, которые задал руководитель правительства России Дмитрий Медведев, в Краснодарском крае не остались без внимания, – сказал руководитель регионального департамента инвестиций и малого и среднего предпринимательства Василий Швец на открытии первой электрозаправки в Краснодаре. Напомним, она появилась на пересечении улиц Красная и Буденного. – Электромобили – это новое направление для страны, но, уверен, за ними будущее. В крае мы также планируем определить так называемые зеленые зоны, где перемещаться можно будет только на экологически чистом транспорте.

Сейчас на Кубани зарегистрировано порядка 50 таких машин. Многие к ним относятся скептически, потому что не до конца понимают, что собой представляет ноу-хау. В основном думают, это маленькие машинки, способные перемещаться только на небольшие расстояния, разъезжать в парках, служить патрульной машиной для сотрудников полиции. «КН» встретились с обладателем знаменитой «Теслы», сочинцем Евгением Кузьменко. Эта встреча перевернула наше представление об электрокарах.

Рев мотора приелся с годами

Когда я впервые увидела модель S P85+, от удивления чуть не подавилась воздухом: стильная, с просторным салоном, бесшумная и при этом со спортивным характером. До ста километров в час она разгоняется за 4,4 секунды.

– И этой машине уже 5 лет, – знакомит нас со своей «красоткой» Евгений. – Представляете, как долго в мире люди ей удивляются, наслаждаются, пользуются. Новые модели так вообще будоражат сознание: на P 100D разгон составляет 2,1 секунды. Для сравнения, самый дорогой автомобиль «Бугатти Верон», который стоит миллион евро, делает это за 2,9. Машины очень умные, например, моя может заранее открывать ворота при подъезде к дому, запоминает неровности на дороге и уже при следующей встрече с ямой автоматически поднимает подвеску. Все управление через дисплей, пользоваться им, как тем же айфоном, ведь всю эту технику разрабатывают в Кремниевой долине. Например, если у вас перегорела лампочка в фаре, упало давление в шинах, машина автоматически об этом сигнализирует с помощью экрана.

О приобретении «Теслы» Евгений мечтал давно, но еще три года назад машина стоила баснословных денег. Дождавшись выхода новых моделей и спада цен, он выкупил ее у москвича за 4 миллиона рублей.

– Мы много машин испытали, одно время с братом собирали раритетные модели. Но когда товарищ дал прокатиться на «Тесле», понял, что такого ни от одной машины не ощущал: руки затряслись, дыхание замерло. Это совсем другой автомобиль: не сравнить ни с чем по ходовым качествам, динамике, он рвет сознание, понимание о машинах. Это космический корабль!

Мы сидим с Евгением в салоне авто, скрывшись от адской сочинской жары, машина включена, работает кондиционер, но привычной вибрации двигателя нет. Пора проверить ее в ходу.

– Нужно обязательно пристегнуть ремни, эта машина «помешана» на безопасности, – предупреждает владелец авто. И когда Евгений демонстрирует первый разгон, становится понятно, почему. Набор скорости не описать словами – тебя просто вжимает в кресло, словно при катании на американских горках. Но при этом машина ведет себя плавно, тихо и практически бесшумно.

– И это мы только, как говорится, чихнули на педаль газа, – добавляет довольный мужчина. У этой машины ограничение 260 км/ч. Но расскажу такой секрет – не всегда хочется «наваливать» на педаль, газу даешь только в том случае, если кто-то пытается с тобой посоревноваться. Вот он едет рядом, рычит, все деньги засунул в непонятную машину, которая пшикает, фыркает, под капотом 900 лошадей. А ты ему просто доказываешь, что он все это зря делал. Да, здесь нет привычного рева мотора, от которого многие фанатеют, но, считаю, эти звуки уже приелись с годами. Ежедневно я езжу очень экономично, плавно, спокойно, потому что наслаждаюсь процессом. И еще эта машина, благодаря различным диаграммам, подстегивает экономить электроэнергию, чтобы больше на ней проехать. Это игрушка, которая не надоедает.

Евгений вновь разгоняется и отпускает педаль газа – машина автоматически начинает тормозить.

– Тормозит она двигателем. В это время у нее заряжается аккумулятор, то есть происходит рекуперация, как у генератора.

Как в любой машине, и здесь есть свои «скелеты» – на первых моделях слабым местом стали контакторы в основной батарее.

– Мы ожидали этого ремонта, так как перед покупкой общались со многими «теславодами», – говорит Евгений. – Сейчас поставили модифицированные контакторы, починка обошлась в 300 тысяч рублей. При этом сами запчасти стоили 30 тысяч, самое дорогое – это их замена. Ведь у нас нет ни сервисов, ни специалистов. Нам пришлось вызывать человека из Москвы, арендовать помещение на целый день. Мы снимали полностью батарею – она весит около 700 кг, в одном месте ее вскрыли, перепаяли, загерметизировали и установили обратно. В принципе, ничего страшного нет, ремонтировать бензиновый двигатель сложнее. Общий вес авто порядка 2,5 тонны, но это не проблема благодаря мощной батарее, машина быстро реагирует, как будто вы просто включаете свет в комнате.

Изучив, как все устроено в электромобиле, Евгений с братом планируют в ближайшем будущем открыть первый сервис в Краснодарском крае по ремонту таких машин. Опыт работы с электротранспортом у него есть – несколько лет назад они создали свою сеть по выпуску электровелосипедов и самокатов. Парень – давний поклонник главного идейного вдохновителя «Теслы» Илона Маска.

– Эта машина внесла в мою жизнь много нового и даже того, чего мы не ожидали, – добавляет Евгений. – Все всегда хотят сфотографироваться с авто, задают миллион вопросов. Это, может быть, ее единственный недостаток, хотя, может, и, наоборот, плюс – ведь благодаря «Тесле» появилось много друзей по всей стране.

На зарядку становись!

– Заряжаем машину мы бесплатно на заправках «Роснефть» – к Олимпиаде на них установили заправочные электростанции. Вечером ставлю ее на зарядку, а утром она уже полная. Мало того, несмотря на то, что в ней 420 лошадей, она не облагается транспортным налогом, – улыбаясь, рассказывает Евгений. – В ней не надо менять масло. Единственное, как в обычной машине, есть аккумулятор бортовой сети, который питает все внешние элементы: фары, кондиционер, панель, освещение и т. д. В целом на бензине и техобслуживании мы сэкономили уже порядка 300 тысяч рублей.

Заряжать машину приходится раз в три – четыре дня.

– В основной батарее много различных микросхем, которые следят за долями ватт в батарее, за каждым градусом, полуградусом температуры. Там такие комфортные условия, что «Тесла» смело дает 8 лет гарантии на аккумулятор. Мощности хватает на 400 километров, но, когда она разряжается, на самом деле остается еще 50 процентов заряда. Она никогда не разряжается полностью. Программа все контролирует и не дает батарее умереть раньше времени.

Можно зарядить и через обычную розетку, но тогда процесс «заправки» длится в два раза дольше.

– Когда мы везли машину из Москвы, приходилось просить подзарядиться в отелях, на мойках, СТО. Некоторые думали, что мы шутим, и говорили, мол, а не проще ли вам залить в нее бензин?!

Чтобы посмотреть, как происходит заряд, едем на ближайшую заправку. Машину там встречают, как голливудскую звезду на красной ковровой дорожке. Сначала при виде ее прохожие замирают, затем достают телефоны и начинают фотографировать, только придя в себя, подходят к владельцу и задают вопросы. Евгений уже как опытный экскурсовод с удовольствием на них отвечает. И, конечно же, все хотят заглянуть под капот. Но там ждет большой сюрприз – впереди машины обычный багажник. Сам двигатель спрятан на задней оси между колесами, а аккумулятор находится в днище кузова.

Что ж, «Тесла» – действительно космическая машина, которая пока из-за своего ценника для многих остается заоблачной мечтой. Но несколько лет назад и персональные компьютеры казались недостижимой целью. А кто знал, что каждый сможет ходить со своим телефоном? К тому же есть ряд марок машин, которые выпускают бюджетные электромобили, например, «Ниссан Лиф», «Эл Лада». И это не фантастика, а ближайшее будущее, которое станет одним из «спасательных кругов» для экологии всей планеты.

Фото Станислава ПАВЛОВА