Кубанские Новости
Общество

Актер Александр Петров: «Никто не верил, что я поступлю без денег и связей»

Оторванные головы, хороводы девушек-утопленниц, обнаженные тела.... В Краснодаре состоялась премьера мистического детектива «Гоголь. Начало».


Это первая часть уникального проекта – сериала на большом экране. Вслед за «Началом» с интервалом в месяц в прокат выйдут еще три части: «Гоголь. Заколдованное место», «Гоголь. Вий» и «Гоголь. Страшная месть». Знаменитого писателя сыграл Александр Петров. То есть мальчик из сериалов «Полицейский с Рублевки», «Фарца», «Метод», «Закон каменных джунглей» отрастил усы, надел парик, картуз и стал… настоящим Гоголем!

В фильме он смотрится очень органично. Сюжет такой. 1829 год. Николай Васильевич служит судебным писарем в Санкт-Петербурге. Вместе с именитым следователем Яковом Гуро (его роль исполнил Олег Меньшиков) он отправляется расследовать загадочные убийства девушек в село Диканька Полтавской губернии.

О работе с Меньшиковым, мистике и семейных традициях корреспонденту «КН» рассказал Александр Петров, который представил фильм в краснодарском кинотеатре «МОНИТОР на Красной площади».

– Александр, читала, что один из ваших принципов в работе – не повторяться. Что нового вы нашли в роли Гоголя? Чем она вас зацепила?

Нестандартным подходом к большой литературе. Подход живой, смелый и даже хулиганский. Идею сериала придумал Александр Цекало.
Она в том, что писатель сам попадает в мир своих персонажей и сталкивается с Панночкой, кузнецом Вакулой и другими. Конечно, я захотел в этом поучаствовать. Хотя, наверное, учителя литературы нас будут ругать (улыбается).

– Действительно, мы с детства знаем и «Вечера на хуторе …», и «Вия». Но вот каким был в жизни Николай Васильевич – загадка. Кто он для вас?

– Человек без кожи. И любой ветерок или дождик причиняют ему огромную боль. Мне кажется, именно так – тонко, остро – Гоголь чувствовал мир. Приведу и такой пример. До театрального института (Александр окончил ГИТИС, курс Леонида Хейфеца. – Прим. авт.) я два года проучился на экономическом факультете родного Переславля-Залесского. Мне жутко там не нравилось, я прогуливал лекции, но одну штуку запомнил на всю жизнь. Преподаватель нарисовал на доске несколько точек и попросил нас, студентов, соединить их одной линией. Никто не смог, даже отличники! Оказывается, чтобы это получилось, надо было выйти за рамки доски. Так вот автор «Вия» в моем понимании – это человек за гранью обычности. Ему как будто Богом дано было чуть больше знать, видеть, чем всем остальным. Таким я и старался его сыграть.

– Сложно было перевоплотиться? Волосы отращивали или в кадре – парик?
– Расскажу по порядку. Во-первых, Николай Васильевич у всех ассоциируется с большим носом. Сначала пробовали сделать пластический грим. Выглядел он не очень, и от этой идеи отказались. Но все же с образом пришлось повозиться. Известно, что писатель имел бледный цвет лица, длинные волосы – ношение парика было неизбежно. На съемках из-за ветра и его, и мой сложный, стилизованный наряд приходилось поправлять перед каждым крупным планом. Поэтому вокруг меня постоянно находилось несколько ассистентов. Второе – усы. Как-то еще в начале съемок я пришел на площадку небритый, и решили попробовать оставить мою «растительность», а не приклеивать искусственные усы. Так появилась возможность снимать крупные планы и не бояться, что зрители рассмотрят неточности. Их оставили. Но, как только съемки закончились, я все тут же сбрил (улыбается) – не мое. Кстати, сложный грим был не только у меня. Артиста Артема Ткаченко пришлось «состаривать», а Таисии Вилковой – наращивать волосы.

– Фильм о сверхъестественном. Мистика на съемочной площадке имела место?
– Был один случай, правда, не на съемках, а после. Когда режиссер Егор Баранов монтировал фильм «Гоголь. Вий», поднялся жуткий ураган. Он доделал работу, вышел из здания, идет к машине, а на ней – упавшее дерево… Ну а на съемках, как ни странно, было очень весело. Я, кстати, заметил такой парадокс. Когда трудишься в комедийном жанре, на площадке – гробовая тишина. Снимаешься в драме – сплошной хохот. С Яном Цапником, Женей Стычкиным вообще невозможно находиться в кадре – юмористы еще те. Всегда серьезен был лишь режиссер. И как он нас вытерпел?
– А как вам работалось с Олегом Меньшиковым – художественным руководителем театра, где вы играете?
Мы уже снимались с ним в фильме «Притяжение». Находиться с Олегом Евгеньевичем на одной съемочной площадке – одно удовольствие. Мы, кстати, решили перенести наш тандем и на театральную сцену.

– Правда, что «Гоголь. Начало» уже получил две серьезные награды на кинофестивалях за границей?

– Да, лента завоевала главный приз на конкурсе в Лос-Анджелесе. Для сравнения, там ранее побеждала такая картина, как «Чужой» Ридли Скотта. Еще один приз она получила на фестивале в штате Огайо, в США. Фестивальная судьба кинокартины продолжится. И осенью ее представят еще и в Каннах.

– Ваши родители посмотрели фильм?

Пока нет. Вы знаете, у нас есть традиция. Я приезжаю в родной город Переславль-Залесский, мы с папой и мамой покупаем билеты и идем на премьеру фильма с моим участием. С поп-корном, как обычные зрители. А потом в домашней обстановке его обсуждаем. Обязательно постараюсь и в этот раз к ним приехать.

– Как вообще родители отнеслись к тому, что вы бросили экономический факультет и вдруг решили отправиться в Москву поступать в театральный институт?

– Они всегда давали мне свободу в выборе. А когда узнали, очень сильно удивились, конечно, ведь я не из актерской семьи. Учился на экономическом, играл в футбол. И тут на тебе – кино, театр! Вообще, для жителя Переславля-Залесского стать артистом – все равно что полететь в космос. Так же нереально (улыбается). Никто не верил, что я поступлю без денег и связей в ГИТИС с конкурсом 500 человек на место! У родителей и сейчас, мне кажется, есть какое-то ощущение неверия в происходящее. Недавно приезжал домой, и мы вместе ездили в торговый центр в Ярославль. На мне – кепка и очки. Я ей: «Мам, мы тогда просто не уйдем отсюда».

– Многие актеры мечтают воплотить на сцене Гамлета. Вам пока нет и тридцати, но вы его уже сыграли. Что дальше?

– Вообще, такого не было, чтобы я сидел и мечтал о Гамлете или каком-то другом персонаже. Мне интересны разные роли. Что дальше? Новые проекты. Прямо сейчас работаем над следующим сезоном «Полицейского с Рублевки». Параллельно снимаюсь у режиссера Жоры Крыжовникова в комедии "Звоните Ди Каприо". В планах - вторая часть "Притяжения" и картины, о которых пока нельзя говорить.


Фото Юрия ХОДЗИЦКОГО, и кадры из фильма