Кубанские Новости
Общество

Хан крестоносцу – не татарин

На бугурт!

Как и сотни лет назад, сегодня над Генуэзской крепостью развиваются штандарты рыцарских орденов. По древним мостовым неспешно прогуливаются крестоносцы в латах, вольные лучники и дамы в пышных платьях. Чуть поодаль шумит средневековый рынок. Здесь идет бойкая торговля, а из ремесленных мастерских то и дело раздаются удары кузнечного молота и шелест гончарного круга. Но вдруг размеренную жизнь крепости перебивает резкий звук труб герольдов, вслед за которым в ворота, потрясая оружием, врываются пираты и золотоордынцы. Рыцари дают отпор. Завязывается бой. Звенят мечи и топоры, летят стрелы и арбалетные болты, палят мушкеты и кулеврины. Все вокруг заволакивает белым дымом. Но вот защитники крепости уже теснят врага, а спустя полчаса, со всех сторон слышатся радостные крики победителей и стоны «раненных».


«Генуэзский Шлем» в Судаке входит в пятерку лучших рыцарских фестивалей СНГ и Восточной Европы. В этом году он прошел уже в 17-й раз. В нем приняли участие более 400 представителей клубов исторической реконструкции и исторического фехтования из России, Украины, Молдовы, Белоруссии и Кипра.


Крепостные стены на своем веку повидали немало таких сражений. В разные века ими владели генуэзцы, хазары, византийцы и половцы. К счастью, нынешний бой – постановочный. Его блестяще исполнили участники международного рыцарского фестиваля, который ежегодно проходит на территории Генуэзской крепости.

- Это стилизованный бугурт, то есть сражение. Мы отыграли сценарий «крестоносцы» против «бандитов», - рассказывает, тяжело дыша после боя татарский хан «Гермакс», в миру Максим Власов из Севастополя, - «бандиты» сегодня проиграли. Но ничего, мы еще возьмем свою дань! Шучу, конечно. На самом деле фестиваль у нас самый дружеский. В этой крепости итак в свое время было много кровопролитных сражений. Поэтому сегодня ее стены штурмуются исключительно во время постановочных боев, а дерутся все реконструкторы тупым оружием, чтобы не поранить друг друга. Зрелищность, кстати, от этого нисколько не теряется. Ведь все оружие у нас – это копии настоящих древних мечей и арбалетов, также как и костюмы. У меня - облачение наместника Золотой Орды в Крыму, которое я восстанавливал по архивным источникам и шил собственноручно.

Айвенго 21-го века

Сам каждую деталь костюма сделал и Вадим Адонкин из Евпатории. На фестивале он представляет «Айвенго» - оруженосца короля Ричада Львиное сердце и щеголяет в серебристой кольчуге, латах и красном плаще.


Генуэзская (Судакская) крепость – постоянное место проведения фестиваля. Крепость была построена генуэзцами как опорный пункт для своей колонии в северном Причерноморье и занимает площадь в 30 га. Располагается на Генуэзской скале – окаменевшем коралловом рифе. Сегодня крепость – это официальный музей-заповедник и объект культурного наследия федерального значения.


- Сейчас на мне легкая кольчуга, килограммов на восемь. Но есть еще тяжелый длинный костюм, он тянет на все восемнадцать. Представьте, сколько силы и выносливости требовалось рыцарям, чтобы рубить мечом и уворачиваться от ударов противникам в таких доспехах!

- А рыцари на самом деле были также учтивы и боролись за внимание прекрасных дам, как в книге Вальтера Скота? – интересуюсь у Вадима – «Айвенго».

- Конечно, все было не так радужно, как описывается в романе. Рыцарей во многом идеализировали. На самом деле немногие из них владели этикетом и манерами, да и крестовые походы – не что иное, как обыкновенный геноцид. Тем не менее, в этих боях многие рыцари показали себя героями, потому что верили, что совершают благое дело и сражаются за истинную веру. Такому бесстрашию нам неплохо бы поучиться.

Лук от всех недуг

- Махать мечом может каждый. А ты попробуй, попади в яблочко! - вмешивается в разговор питерец Александр Романов с ролевым именем «Норманн».

Мужчина играючи натягивает двенадцатикилограммовый лук и выпускает стрелу точно в мишень.

- Я сам делаю эти луки. Чтобы, к примеру, английский изготовить, уходит от одного до двух дней.

Кстати, Александр легко может обучить владению луком любого желающего. Уже после первого урока «Норманна» в цель попадает даже самый рассеянный.

- Все дело в правильной концентрации и постановке рук. Я и в жизни обучаю стрельбе. У меня в Санкт-Петербурге свой тир. Стрельба из лука – самый лояльный вид спорта. Он принимает всех, независимо от пола, возраста и комплекции, это лучшее лекарство от всех болезней, особенно от стресса,- уверен Александр, - моя мечта, чтобы стрельбу из лука включили в обязательную школьную программу. Это поможет детям повысить внимание и усидчивость на уроках.

А под платьем бубенцы

Если мужчины на фестивале облачились в костюмы крестоносцев, лучников и пиратов, то участницы выбрали наряды цыганок, селянок и средневековых красавиц. Мария Белокудренко из Феодосии сшила платье знатной дамы пятнадцатого века из Бургундии - Марички.

- Дамы были в то время прелесть. А какие затейницы, - улыбается Мария. -Они навешивали на себя до 500 бубенчиков. Простолюдины вокруг почтительно расходились, когда такая дама шла и звенела на всю округу. Такой вот способ привлечения внимания был. У меня, кстати, тоже есть бубенчики, - чуть поднимает подол платья девушка, - правда, всего шесть штук. Хотелось бы громче, но это прибавляет вес итак тяжелому костюму.

Исторический туризм

Фестиваль «Генуэзский шлем» в этом году провели уже в 17-й раз.

- Идея этого мероприятия родилась у симферопольского клуба исторической реконструкции. Его представители пришли с просьбой помочь организовать фестиваль в компанию «Союз Шоу». С тех пор мы каждый год совместно делаем это мероприятие. Фестиваль проходит в июле-августе. Ориентирован на высокий туристический поток. Сама модель фестиваля строится в двух плоскостях. Первая – внутренняя, куда вовлекаются непосредственно участники, приехавшие к нам. И вторая – стратегия по продвижению Судака и Крыма в целом как туристического региона, - рассказал председатель оргкомитета фестиваля Владимир Болтунов.


За 17 лет проведения фестиваля турпоток в Генуэзскую крепость вырос в три раза.


В этом году «Генуэзский шлем» собрал представителей более 32 клубов реконструкции и исторического фехтования из России, Белоруссии, Молдовы, Украины и Кипра.

- У нас уже сложились целые династии. Участники приезжают семьями с детьми и внуками. За время существования фестиваля мы в крепости отгуляли шесть свадеб. Что касается географии участников, постепенно на фестиваль стали возвращаться украинцы. В этом году приезжал сильный клуб из Одессы. Но все равно число украинцев не такое, как раньше. До присоединения Крыма к России порядка шестидесяти процентов участников были из Киева и Одессы. Кроме того, к нам почти перестало ехать дальнее зарубежье - прибалты, поляки, итальянцы, французы, канадцы. Сегодня география фестиваля – это, в основном, постсоветское пространство. Будем надеяться, что в будущем ситуация изменится, и гости из дальнего зарубежья к нам также вернутся.

Владимир Болтунов надеется, что на следующий фестиваль обязательно приедут и клубы из Краснодарского края.

- Юг России всегда был – активным участником «Генуэзского шлема». Я знаю, что на Кубани есть свои сильные клубы исторической реконструкции. Ждем их на наш фестиваль. И, конечно, ждем на следующий год кубанских туристов. Мы благодарны за то, что Крым теперь в составе России. Чем мы можем отплатить за это большое дело? Солнцем, морем и яркими впечатлениями. Так, что добро пожаловать в Генуэзскую крепость!


Фото: Юрия ХОДЗИЦКОГО, оргкомитета фестиваля «Генуэзский шлем»
Видео предоставлено оргкомитетом фестиваля «Генуэзский шлем»