Кубанские Новости
Культура

Периферийная удавка для «Киношока»

Отпраздновав в прошлом году свой 25-летний юбилей, «Киношок» претерпел в нынешнем определенные изменения. И эти преобразования п

Теперь вам никаких прибалтов и стран СНГ, на их место пришли Якутия, Бурятия, Карелия. По сути, фестиваль из международного формата перетек в региональный смотр. И сколько бы нас сегодня устроители «Киношока» ни убеждали в необходимости перезагрузки и в важности такого акта, ни для кого не секрет, что причина подобной метаморфозы очень проста. Скудное финансирование!

От такой нужды переформатируешься во что угодно. Лично мне очень жаль, если краснодарская земля потеряет «Киношок», ведь за многие годы мы видели немало интересных работ, было немало замечательных открытий, и кинофорум на самом деле являлся живым, красивым праздником.

Печально, но 26-й открытый российский фестиваль «Киношок» – теперь он так называется – прошел скромно, скучно, уныло. Я буду говорить об основном смотре, так как программу запараллелили таким образом, что из 5 конкурсов приходилось выбирать для просмотра что-то одно.

Главный показ состоял из 9 фильмов, которые судило жюри во главе с известным режиссером, народным артистом России Александром Прошкиным. Однако трудно не согласиться с одной из кинокритиков, воскликнувшей в сердцах на пресс-обсуждениях: «Я которые сутки сижу и смотрю… (скажем мягко) слабое кино», ведь та же Якутия, получившая «Золотую лозу» за ленту «Кэрэл – невидимая красота» Ильи Портнягина и Валентина Макарова, выглядит наивным ребенком, если сравнивать фильм с триумфаторами прошлых лет.

Помнится, в былые времена картины побеждали в серьезной схватке, ныне фон кинофестиваля явил такой угрюмый и беспомощный пейзаж, что ценность победы, конечно же, девальвируется. Возможно, в будущем отбор работ станет более продуманным. Хотя уровень регионального кино таков, что вряд ли позволит вырваться из этой периферийной удавки.

Более адекватными были награды кинопрессы и гильдии киноведов. Приз пишущих о кино журналистов в честь прекрасного и, к сожалению, ушедшего от нас несколько лет назад киноведа Ирины Шиловой достался фильму Айнура Аскарова «Из Уфы с любовью». Лента с великолепными видами башкирской столицы и любопытной любовной коллизией на самом деле выгодно выглядела в ряду якуто-карельского кинематографа своей внятной историей и замечательной картинкой. По праву комедия из Башкортостана получила и приз за лучший сценарий.

А фильм «Язычники» Леры Сурковой, не зря приглянулся гильдии киноведов, отдавших ему своего «Слона», так как это одна из самых профессиональных работ фестиваля, поднимающая еще и очень непростую проблему веры. К тому же Елена Нестерова и Виталия Еньшина увенчались лаврами как лучшие актрисы.

Награда за лучшую режиссуру также уехала в Якутию. Три режиссера, они же и актеры Денис Колонтай, Иван Качалин, Дмитрий Глазовский продемонстрировали нам очень странную, чудную (ударение на вторую у) картину. «Странник» – этакая претензия на фантасмагорический экзистенциальный ряд, но, в общем, довольно-таки неуклюжая попытка молвить слово о поиске высшего смысла.

За мужскую роль жюри отметило актера Дмитрия Власкина, сыгравшего в фильме Михаила Расходникова «Эластико». Оператор этой же ленты Федор Стручев получил приз им. А. Княжинского.

Якутский хоррор «Хара Дьай. Нечисть» Моисея Кобякова удостоился награды за музыку и специального диплома Большого жюри. Ужастик Республики Саха настолько забавен в своей прямолинейности, что им можно пугать лишь детей дошкольного возраста.

Но призы розданы, победители счастливы, зрители, которых было очень мало в зале «Мира кино», уходили в недоумении или вообще ретировались, не досидев до конца сеансов. Кстати, «Киношок» поменял место дислокации и теперь базируется не на Пионерском проспекте, а в одном из отелей прямо напротив рынка и автовокзала – таким образом, праздник кино стал ближе к народу во всех смыслах.

Анапа, конечно же, старалась как могла и оказывала всяческую помощь «Киношоку». Впрочем, фестиваль пока еще остается изюминкой нашего славного российского детского курорта. Что будет дальше, покажет следующий год.