Кубанские Новости
Общество

Глава Госавтоинспекции Михаил Черников: «Палочной» системы у нас нет

Начальник ГАИ — о противодействии коррупции, борьбе с автохамами и профилактике дорожного травматизма.

Кто виноват в агрессивном общении между инспекторами ГИБДД и водителями, почему растет статистика гибели на дорогах детей и кто лучше управляет автомобилем — мужчины или женщины? Об этом рассказал начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-майор полиции Михаил Черников.

— Михаил Юрьевич, недавно СМИ сообщали о якобы прогнозируемом Госавтоинспекцией росте аварийности и дорожного травматизма после 2018 года. С чем связаны такие изменения и можно ли верить этим сообщениям?

— Нами в совместной работе со многими ведомствами подготовлен проект стратегии безопасности дорожного движения до 2023 года. Учитывается ряд факторов, влияющих на демографию и экономический рост, и исходя из этих данных может наблюдаться транспортный и социальный риск, увеличение погибших и пострадавших в ДТП. Это может произойти, если государство не примет необходимых мер для предотвращения ситуации. На этом этапе параллельно реализуется федеральная целевая программа по повышению безопасности дорожного движения до 2020 года, где учитываются прогнозы указанной стратегии. Это позволит не допустить увеличение уровня аварийности на дорогах.

За период работы программы с 2006 года количество погибших на дорогах снизилось с 37 тыс. до чуть более 20 тыс. в год. В этом году снижение составило почти 10%. Это свидетельствует об эффективности реализуемых программ.

— Как реформа подготовки водителей повлияла на статистику ДТП с участием начинающих автомобилистов со стажем вождения менее двух лет?

— До проведения реформы статистика ДТП с участием неопытных водителей была крайне тревожной. Начинающий водитель не всегда мог правильно оценивать дорожную ситуацию и принимать правильное решение. За последние годы ситуация начала меняться в лучшую сторону. Только в этом году количество ДТП с участием таких водителей снизилось на 18%.

— Среди автомобилистов, как правило, мужчин, бытует мнение, что женщина по определению управляет машиной хуже представителей сильного пола. А каковы данные аварийности по вине мужчин и женщин?

— Утверждать, что женщина водит автомобиль хуже мужчины, можно было несколько десятков лет назад, когда представительницы прекрасного пола массово садились за руль. Сейчас разделять автомобилистов по полу некорректно, да и принципы обучения изменились. Женщинам всегда было проще сдавать теорию, но они не всегда могли справиться с экзаменом на автодроме и в городе. После того как изменился принцип преподавания в школах, мы заметили, что девушки теперь не только блестяще могут сдавать теоретическую часть, но научились управлять автомобилем. И психология у них другая, поэтому водят более аккуратно, чтобы обеспечить безопасность окружающих.

— В прошлом году в правилах дорожного движения появилось понятие «опасное вождение», которое касается так называемых автохамов. Много ли сегодня на дорогах таких водителей и что делают сотрудники Госавтоинспекции для предотвращения совершения ими правонарушений?

— В Госдуме РФ в первом чтении рассмотрен законопроект о привлечении к ответственности водителей за опасное вождение. Предусматривается штраф в размере 5 тыс. рублей. Это в дальнейшем позволит изменить ситуацию с агрессивным поведением водителей на дорогах.

Некоторые депутаты вышли с инициативой, что опасное вождение нужно рассматривать как хулиганские действия, подпадающие уже под уголовную ответственность. Реализацию идеи увидим в законопроекте, будем обсуждать с населением и в дальнейшем примем все возможные меры, чтобы агрессия на дорогах была минимизирована.

Сейчас бывают случаи гибели людей в результате опасного вождения, мы рассматриваем каждое ДТП в совокупности происходящего на дороге. Случаи опасного вождения, к сожалению, есть. Применение административного и уголовного наказания в совокупности с профилактической работой позволит их избежать.

— Много ли сегодня автохамов на дорогах?

— Не скажу, что много: сегодня можно их выявлять. Каждое видео, снятое нашими гражданами, в том числе видеофиксаторами и видеорегистраторами в транспортных средствах, размещенное в соцсетях, передают нам. Автохамов стало меньше, но при этом усилился общественный резонанс, который вызывают подобные факты.

— Как Госавтоинспекция борется с нарушителями, которые, используя чужие номерные знаки, совершают противоправные действия на дорогах? Превышают скорость, а квитанции на уплату штрафа потом приходят добропорядочным гражданам.

— Поверьте, избежать наказания им всё равно не удастся. Мы прилагаем максимум усилий, чтобы развить фотовидеофиксацию аналитического уровня. Государственный регистрационный знак привязан не к какому-то типу транспортного средства, а к его цвету. Программа автоматически выявляет, когда госрегзнак не соответствует регистрационным данным, указанным в документах. После чего проводится работа по поимке таких водителей, которые умышленно меняют номера, чтобы избежать ответственности.

За подложные государственные регистрационные знаки предусмотрено лишение права управления — без альтернатив. А за подложные документы — уголовная статья.

— Много фактов использования чужих номеров сейчас выявляется?

— Их немного, но они есть. Это единичные случаи. В целом у нас законопослушные водители. Бывает, что номера закрывают листочками. Таких случаев немало. Государственные регистрационные знаки снимают на местах стоянки, парковки, чтобы не привлекли к ответственности за нарушение. Такие факты сегодня отслеживаются и в рамках антитеррористических мероприятий. Будем бороться, чтобы необоснованно припаркованные транспортные средства доставлялись на соответствующую площадку, а водителей привлекали к ответственности.

— Планируется ли ужесточение мер за такие нарушения?

— Нет, они и так серьезные.

— Уже не первый год Госавтоинспекция использует систему скрытого патрулирования. В каких ситуациях эффективен такой метод и как вы сами оцениваете нововведение?

— Скрытое патрулирование в большей степени направлено на наиболее опасные нарушения, выезд на полосу встречного движения. Нельзя поставить камеры на каждом аварийном участке, поэтому применяется скрытное наблюдение, когда на транспортном средстве установлена записывающая аппаратура. Позже нарушителю предъявляют запись и в дальнейшем привлекают его к ответственности.

Хотелось бы подчеркнуть: никакой системы выявлений нарушений правил дорожного движения у сотрудников нет. Сегодня способы и методы выявления аварийно опасных нарушений нацелены в первую очередь на то, чтобы организовать законопослушное движение.

— Можно ли сказать, что сегодня система фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения эффективно работает по всей стране?

— Довольно длительное время реализуется весь комплекс мер, чтобы внедрить фиксацию нарушения ПДД без участия инспектора во всех субъектах. Сегодня только Чукотка не имеет такой системы фотовидеофиксаций из-за климатических условий региона. В остальных субъектах везде уже такие комплексы развернуты. В Крыму, в Севастополе появились первые системы видеофиксации. Они установлены в тех местах, где чаще всего совершаются аварии.

Пилотные проекты — это Москва, Казань, Московская область, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Ленинградская область, где на средства бюджета смогли развернуть такую систему. Она нацелена на снижение аварийности на дорогах. В перечисленных регионах самый низкий уровень аварийности по тяжести последствий. В Москве он практически в три раза ниже, чем в среднем по России, и в дальнейшем систему планируют развивать.

Сегодня в стране работает более 7,5 тыс. комплексов систем автоматической фото-видеофиксации, установлено 2,5 тыс. переносных камер, работающих в автоматическом режиме. До конца года планируется установить еще 2,5 тыс. таких комплексов.

— Сотрудники Госавтоинспекции также применяют носимые средства фото- и видеофиксации. Для чего это нужно? Какие нарушения фиксируются в первую очередь?

— Такие средства размещаются на форменном обмундировании инспектора, есть также фиксация внутри автомобиля и видеорегистратор, который снимает то, что происходит снаружи. Это нужно для фиксации самого нарушения ПДД. Регистратор у инспектора — это превентивная мера в борьбе с коррупцией во время общения с участником дорожного движения. Законодательство дает возможность при отсутствии понятых использовать видеорегистрацию при проведении освидетельствования, прикладывая видеосъемку к административному материалу, который направляется в суд.

— Какие меры применяются для снижения уровня коррупции среди сотрудников?

— В первом чтении Госдумой принят законопроект о регистрации транспортных средств в части присвоения государственных регистрационных знаков. Это очень больная тема, где мы постоянно видим проблемы. Принятие этого закона позволит владельцу самостоятельно выбирать себе регистрационный знак.

На экзаменах в автошколах используются комплексы видеофиксации, где невозможно какие-то изменения внести в ответы того или иного кандидата в водители. В первую очередь надо создать такие условия для сотрудников, при которых коррупция невозможна.

На дороге одна из составных частей — это соблюдение режима труда и отдыха. Мы сегодня с научно-исследовательским центром прорабатываем вопросы, касающиеся нагрузки на инспектора и ее влияния на агрессию к водителю и на коррупционную составляющую.

— Вы могли бы сейчас обратиться к нашим читателям с рекомендациями, что делать, когда их на дороге останавливает сотрудник Госавтоинспекции?

— Рекомендация одна: двигаться, соблюдая правила дорожного движения, и не воспринимать инспектора агрессивно. Сегодня инспектор нацелен на то, чтобы убрать пьяного водителя с дороги, обезопасить пешехода или найти угнанный автомобиль.

При этом могу с уверенность сказать, что неправомерные действия со стороны инспекторов не носят массовый характер, такие случаи единичны.

Я думаю, что каждый водитель должен относиться к общению с инспектором позитивно. Мы приложим все усилия, чтобы инспектор понимал проблемы водителей в потоке транспортных средств. Каждая остановка — это задержка, необходимо оперативно проверить, досмотреть и отпустить. И пожелать счастливого пути, для того чтобы он двигался безопасно и комфортно, ни в коем случае агрессивно не проявляя себя в общении.

— Несмотря на все применяемые меры со стороны Госавтоинспекции и других ведомств, по-прежнему остается высоким уровень детского травматизма на дорогах. На ваш взгляд, что еще можно предпринять, чтобы эти цифры снизились? И какова здесь роль родителей, школы, общественности?

— К сожалению, сегодня дети у нас больше всего получают телесные повреждения и гибнут, находясь в транспортном средстве, управляемом взрослым человеком. Самое главное — удерживающие устройства для детей, соблюдение скоростного режима. Когда ребятишки находятся в автомобилях, ни в коем случае нельзя превышать скорость, что почему-то часто делают наши водители при знаке ограничения скорости.

Мы выходим с предложением, чтобы наши педагоги, начиная школьный урок, акцентировали внимание детей так: «Спасибо, что вы сегодня грамотно пришли в школу. Спасибо за то, что вы сегодня, соблюдая ПДД, уйдете из школы и безопасно придете домой». Чуть-чуть акцентировать внимание на том, что происходит у нас на дорогах. За восемь месяцев произошло более 10 тыс. дорожно-транспортных происшествий с участием детей — это серьезная цифра. 500 ребятишек погибли.

— Можно разделить гибель детей непосредственно в автомобиле, по вине кого-то из родителей или перевозчика, и гибель детей по неосторожности, когда они выбегают, например, за мячом на проезжую часть?

— Поведение детей как раз сегодня меняется в лучшую сторону. Мы отмечаем снижение аварийности с участием детей в качестве пешеходов или водителей велосипедов, мопедов. Поведение именно ребенка на дороге становится осознанным. К тому же увеличилось количество пешеходных переходов. Дети это видят и максимально придерживаются правил. Сегодня случаи игры на проезжей части, где идет поток транспортных средств, единичны.

— Есть еще какие-то программы защиты пешеходов — самых незащищенных участников движения, развертывание дополнительных пешеходных переходов, наземных и подземных?

— Сегодня водители, как мы видим, уступают дорогу пешеходам там, где они переходят по пешеходному переходу. Пешеход должен убедиться в своей безопасности, даже если он переходит по пешеходному переходу. Зачастую водитель не может понять действий пешехода: собирается он переходить дорогу, не собирается. Я всегда предлагаю поднять руку и показать этим водителю, что он собирается переходить дорогу, в том числе на пешеходных переходах. Думаю, это позволит минимизировать аварийность и конфликты между пешеходом и водителем.

— Часто сегодня штрафуют пешеходов?

— Подход в части привлечения к ответственности пешеходов больше моральный, чем материальный. Я предлагаю всегда инспектору ДПС в качестве профилактики дать ему прочесть раздел «Обязанности пешеходов».

— Михаил Юрьевич, другая незащищенная категория участников дорожного движения — это велосипедисты. Когда я училась в школе, еще в советской школе, нам рассказывали, что велосипедист должен ехать вместе с потоком, по направлению потока. В Москве я часто вижу обратную ситуацию, когда он едет навстречу. У нас что-то в правилах изменилось или это такие злостные нарушители, которых тоже можно и нужно привлекать?

— Считается, что ему так вроде безопаснее ехать, что он видит транспортные средства и его видят. Это заблуждение. Двигаться нужно в транспортном потоке не более метра от края проезжей части или же по специально выделенным полосам. Во многих городах такие специальные выделенные полосы делаются. Это дает возможность чаще применять в передвижении двухколесное транспортное средство.

— Вернемся к автомобилистам. Вы упомянули сегодня про выезд на встречную полосу. И зачастую такие маневры заканчиваются трагедией. Какие меры принимает Госавтоинспекция для предотвращения таких ситуаций?

— Самое эффективное — это разделение транспортных потоков. Одно из самых удобных и эффективных сооружений — канатные ограждения. Они не требуют специально выделенной полосы в отличие от других сооружений. Водитель видит геометрию дороги, проезжую часть, и в такой ситуации выезд на встречную полосу минимизирован.

Законодатели будут прилагать максимальные усилия, чтобы предусмотреть требования к типам ограждений, которые можно применять для разделения транспортных потоков с наименьшими финансовыми затратами. У нас огромнейшая страна, везде разделить транспортный поток ограждением невозможно. Поэтому надо изыскивать экономически выгодные решения.

— Установка таких ограждений уже ведется? Деньги на это находят?

— Да, эта программа реализуется уже в ряде субъектов. И там нулевые показатели аварийности в части выезда на полосу встречного движения. Есть еще один фактор: водители засыпают за рулем. Выезд на полосу встречного движения чаще происходит в ночное время, когда водитель заснул. Опрос проводили буквально недавно: «Засыпали вы хоть один раз за рулем?» Больше половины респондентов ответили, что хоть один раз засыпали. Поэтому сейчас разрабатывается ряд мер для устранения такой причины ДТП.

— Сегодня в интернете можно наблюдать увеличение интереса общественности к проблемам безопасности дорожного движения. Госавтоинспекция делает какие-то шаги навстречу таким активистам?

— Конечно. У нас в Москве действует мобильное приложение «Народный инспектор». Сейчас как раз его реализацию рассматривает правительство Российской Федерации.

Это приложение позволяет сегодня любому участнику дорожного движения, увидев неправильно припаркованное транспортное средство, заснять его, передать информацию и привлечь к ответственности правонарушителя.

Это те же самые блогеры. Мы сегодня имеем очень позитивный эффект от того, что они неравнодушны и направляют нам информацию, и мы зачастую принимаем управленческие решения. Мы всегда открыты и с радостью принимаем ту информацию, которая к нам поступает.

— Михаил Юрьевич, в завершение нашей беседы хотела бы предложить вам ответить на какие-то вопросы, которые я вам не задала, сказать то, что вы бы хотели донести до широкой аудитории.

— Я старался комплексно всё объяснить. Административному регламенту деятельности сотрудников дорожно-патрульной службы мы отдельно уделим время и разъясним все его пункты, когда он будет принят и вступит в силу. После этого участники дорожного движения не будут думать о существовании у нас конкретной системы или плана по сбору штрафов.

Еще раз акцентирую внимание: нет такого. Не говорю уже о каких-либо «палочных» системах показателей службы. Наша главная задача — убрать всех пьяных водителей, свести на нет дорожное хамство, тем самым сделав наши дороги комфортными и безопасными.