Культура

Заслуженный деятель искусств Кубани Константин Николаевич Мохов руководит Краснодарским краевым театром кукол с 2004 года, и все это время он строит театр – театр, где зритель понимает, что с ним считаются, ведут разговор на равных, где дружеское, уважительное, партнерское отношение взято за основу.

Обладая хорошим вкусом и зорким глазом, Мохов полностью лишен местного колорита. Встретив его на улице и не зная, кто перед вами, вы обязательно отметите аккуратно-элегантный европейский стиль в манере одеваться и держаться. Помнится, таким был Рудольф Кушнарев, с которым Мохов работал и о котором всегда вспоминает с большим теплом и уважением.

Понятно, что встречают по одежке, а провожают по уму. Что касается второго, то и этого ему не занимать, более того, я бы Мохова отнес к интеллектуалам. На самом деле, с ним можно обсудить любую тему, будь то живопись, кино, опера, даже балет, и везде вас ждет самое неожиданное заключение, характеристика того или иного объекта либо события. Резкость суждений – да, есть такое, но она подтверждена массой прочитанного, проанализированного, увиденного, да и собственным опытом.

Сцена из спектакля "Черная курица"

А опыт у художественного руководителя театра огромный. Поднять театр практически с нуля – задача не просто трудоемкая, титаническая! Я помню краевые «куклы» того периода, когда новый руководитель принялся за дело. Описывать, что ему пришлось пройти, испытать, совсем не хочется. Было столько скверны, подлостей, грязи в виде анонимок, публикаций, судов, нелепых домыслов.

Но не спеша, осторожно, планомерно – правда, приходилось порой параллельно воевать на нескольких фронтах – создавалась команда, в которой сегодня нет ни одного лишнего человека, и каждый знает свое место и обязанности. Мохов даже умудрился переманить к себе специалистов из других регионов. Чего стоит только нынешний главный художник театра, заслуженный работник культуры России Елена Мацкевич. Сегодня она и соратник, нередко соавтор и просто творец, коих сегодня в театральном мире единицы.

Если сделать экскурс в прошлое, режиссер еще до предложения возглавить труппу поставил в театре удивительный по замыслу и масштабу спектакль «Оливер Твист» по Чарльзу Диккенсу. Меня тогда поразили прочтение и образность диккенсовского романа, вернее, то, как Мохову удалось слить воедино живое и неживое, то есть куклу и актера. Работа удивляла глубиной, пронзительностью и театральностью.

Кстати, художником спектакля была Елена Мацкевич. Тот «Оливер Твист», наверное, был переломной вехой в жизни как театра, так и самого постановщика. Как истинный Скорпион, Мохов невероятно скрупулезен, избирателен и дотошен в мелочах. Кто-то относит это к капризам, причудам, фокусам, но творческая натура не мешает ему оставаться человеком системы, четкой внутренней организации. Когда у тебя за спиной немалый коллектив, уж какие тут выкрутасы и блажь!

Создав авторский театр, при этом ни на йоту не отступая от репертуарного, Мохов смог добиться какой-то универсальности. Все его спектакли изумительно пластичны, музыкальны. Он много лет работает со своим верным другом, известным краснодарским композитором Валентином Деминым. Имея музыкальное образование, худрук, кроме того, наделен прекрасным слухом и чутьем.

Спектакль для взрослых «Игры сновидений», где музыка, пластика и слово оформились в единое полотно, несмотря на дивертисментную структуру, тому наглядный пример. Реальность, сон, мечты и воспоминания – все смешалось в один огромный судьбоносный шар.

Виталий Лобузенко, Анна Сезоненко и Александр Куча в спектакле "Король, дама, валет"

Константин Мохов – режиссер, который любит заглядывать в подсознание, в те уголки души, которые не очень принято выставлять напоказ. Его интересует область психологии, он исследует человеческую душу, словно книгу тайн. Ведь не зря им поставлен один из лучших спектаклей театра – «Тряпичная кукла» Уильяма Гибсона.

Сколько шума было по поводу этой работы, где осмелился сказать о смерти глазами ребенка как о неотвратимой субстанции. Сам Мохов детей воспринимает на равных, однако не забывая, что познание жизни у неокрепших душ идет с первым опытом любви, дружбы, предательства, то есть с постоянным стрессом, с которым не каждый человечек способен справиться в одиночку.

Репертуарную афишу театра сегодня украшает и замечательное сценическое полотно «Черная курица» по знаменитой повести Антония Погорельского о мальчике Алеше и его удивительном путешествии в подземное царство, в результате которого маленький герой обрел себя. У Мохова получился очень атмосферный, мистический, петербургский спектакль.

Петербург – любимый город режиссера. Несколько раз мы с ним неожиданно сталкивались на улицах Северной столицы, необычайно радуясь друг другу, и, естественно, заходили в кафе, и я наблюдал другого человека – степенного, мягкого и удивительно открытого.

Лишь ближний круг знает худрука таким. А актеры, которые в него входят, своего руководителя, наставника одновременно обожают и побаиваются. Он, в свою очередь, их считает самыми талантливыми и платит им искренней преданностью и любовью. Как-то при мне «доброжелатели» пробовали отпустить неуклюжую шутку в адрес его артистов: бедные «юмористы» были тут же пригвождены взглядом, словно к позорному столбу.

Свою труппу он холит, пестует, как родное дитя, а имея истинный педагогический дар, растит актеров-виртуозов. В последнем премьерном спектакле для взрослых «Король, дама, валет» по одноименному роману Владимира Набокова одного из главных героев играет совсем молодой артист Александр Куча.

Сцена из спектакля "Король, дама, валет"

Александр проживает своего Франца так, что поражаешься уровню и умению, в общем-то, дебютанта (это его первая большая роль), который всего лишь несколько лет назад закончил Краснодарский колледж культуры в станице Северской. А ведь партнерами были признанные мастера – заслуженная артистка Кубани Анна Сезоненко, Виталий Лобузенко, Вадим Гуриев. Безусловно, подобный успех – заслуга постановщика, умеющего видеть суть и вычленить главное.

Вообще, новый спектакль театра по Набокову масштабен, неоднозначен, весь построен на реминисценциях, аллюзиях, пластике, музыке. Здесь актеры живут в нескольких реальностях, а режиссерская партитура настолько жестко выстроена, что, не успев на полтона, можно просто выпасть из действа.

Темы чистилища и вокзала, одиночества и бездомности главные в спектакле, впрочем, как и у великого писателя. Кстати, тема выбора и бесприютности у Мохова постоянный мотив, что неудивительно. Эти «проклятые» вопросы свойственны художникам с философским взглядом на жизнь, искусство.

Хорошо владея пером, способный читать Шекспира на языке оригинала, поклонник и знаток мирового кинематографа, живописи, литературы, Константин Мохов еще и человек дела. Построить дом, создать мир, где все дышит театральностью, куда возвращаться всегда одно удовольствие, наверное, и есть смысл жизни. Я уже не говорю о великолепном репертуаре, мобильной умной труппе, о директоре театра Таире Рагимове, с которым они идеально работают многие годы, о команде профессионалов.

Все это – составляющие успешного театра, рожденного не вдруг, а возведенного благодаря личности, вокруг которой и выстраивается эта пусть маленькая, но вселенная. В данном случае вселенная Краснодарского краевого театра кукол.

31.10.17 14:50 – Александр Геннадьев  , просмотров: 779

Поделиться в социальных сетях: