Культура

Во второй половине октября в Краснодаре открылось четырнадцать выставок IХ Международного фестиваля фотографии Photovisa. Директор иностранных программ «Фотовизы» Маша Гольдман рассказала «Кубанским новостям», что смотреть на фестивале, где показывать и продавать свои снимки и насколько строго судят фотохудожников за «няшные» фото.

- За семь дней «Фотовиза» открыла 14 выставок, а еще была мультимедиа-программа, 10 лекций и портфолио-ревю, на котором фотографы показывали свои работы экспертам. Такое количество событий могло бы поразить, но мы привыкли, это девятая «Фотовиза». Как все прошло?

- Еще не прошло, выставки работают. В плане контента, который удалось привезти в этом году, я очень довольна. В плане отклика в соцсетях и СМИ - он есть, люди шумят. И портфолио-ревю вышло интересным, причем в этом году было много участников не из Краснодара. У меня за столом, например, из пятерых записавшихся трое были из Петербурга. И очень хорошие авторы. Всего на портфолио-ревю отобрали 24 участника (их работы смотрели 12 ревьюеров), и иногородних заявок было больше, чем краснодарских. Что с одной стороны радует, а с другой печалит: значит, местная аудитория не использует возможности, которые у нее есть.

- Может быть, просто уже много раз использовала?

- Да, возможно, и так. Мы проводим портфолио-ревю с 2010 года. Я общалась с фотографом Гийомом Юбером, который в третий раз приезжает в Краснодар из Франции, в этом году он участвовал в качестве ревьюера и был сражен тем, насколько хорошо подготовлена околофотовизная публика к смотру - и по подаче работ, и по отношению к творчеству. А ему есть с чем сравнивать, в том числе у себя во Франции.

Маша Гольдман проводит портфолио-ревю. Фото: Татьяна Жихарева

- В чем выражается эта подготовленность?

- В том, что автор знает, как напечатать и представить свои фотографии, что стоит показывать, и показывает не разрозненные картинки, а доносит смыслы, объединенные в проект.

- «Няшные» фотографии приносят?

- Без этого не бывает. Но если люди готовы слушать и слышать, то все окей, можно с этого начинать. Ко мне, например, в этом году записалась девушка, которая снимает милых малышей в детском саду, но она ищет свой путь в творчестве и, мне кажется, его и найдет, несмотря на сентиментальную тему.

- Какие выставки этой «Фотовизы» самые интересные, задевающие, на твой взгляд?

- Во-первых, две выставки в «Одном театре» (в коридоре и в буфете) обязательны к просмотру. Это Андерс Петерсен - всемирно известный шведский фотограф-документалист, нам он знаком по обложке известного альбома Тома Вэйтса Rain Dogs 1985 года. Фотография с этой обложки - как раз в серии «Кафе «Лемитц», представленной сейчас в Краснодаре и отпечатанной под личным контролем автора. И там же - выставка московского автора Ильи Иванкина «Ресентимент», у которого это первая персональная выставка, но который размещается по соседству с Петерсеном вполне оправданно. Этого автора нужно долго рассматривать - и вы встретите там неожиданные детали. Большой формат, благородная печать, техника коллажа в аналоговой фотографии впечатляют, но главное, что форма идеально дополняет драматичное содержание работ.

Обложка известного альбома Тома Вэйтса Rain Dogs, 1985 год

- Во-вторых?

Во-вторых, Йозеф Куделка - живая легенда чешской фотографии, но на выставке в Краснодаре он совсем не похож на того Куделку, которого знает мир. Мы видим работы, сделанные в театре, куда Йозеф пришел снимать молодым автором - до появления его иконических фотографий с цыганами и танками в Праге. Он пришел в культовый на тот момент чешский театр, и режиссер Отомар Крейча на тот момент перестал признавать кого-либо из фотографов, кроме Куделки. Таким было начало пути знаменитого мастера. Смотреть его надо в галерее «Ларина» на Рашпилевской - эта галерея впервые выставляет фотографию и начинает ни много ни мало с оригинальных отпечатков Куделки, выставка называется «Чехов в Праге».

В галерее «Глюк», которая, предупреждаю, работает только по вечерам, с 18.30 до «последнего посетителя», можно посмотреть трогательную выставку краснодарского автора Ульяны Костюковой, отобранную по результатам портфолио-ревю краснодарского фестиваля театральной фотографии.

А в недавно открытый арт-центр «Бронзовая лошадь» надо идти на Андрея Чежина, которого все помнят по «Фотовизе» 2012 года. Это современный классик из Петербурга, которого у нас помнят в том числе по его особым очкам с кнопкой. Ручная печать, особенная техника. Среди портретов городов, которые висят сейчас в «Бронзовой лошади», есть и портрет Краснодара. В «Бронзовой лошади», кстати, есть счетчик посетителей, и теперь мы точно знаем, что на открытии выставки Андрея Чежина было 210 человек.

- Какая публика в Краснодаре ходит на фотовыставки? Что ты о ней поняла за 9 лет?

- Наш зритель - это ищущий персонаж, но очень аккуратно ступающий на территорию нового. В этом году я была приятно удивлена в день открытия фестиваля на выставке «Мастера советской фотографии» в музее Коваленко: во-первых, случились личные встречи с теми, кого я давно не видела, но они тоже интересуются фотографией и считают важным идти на фотовыставку, во-вторых, ощущался очень бомондный дух, благодаря какому-то новому людскому вливанию. Аудитория с течением лет меняется. Некоторых лиц не хватает, но приходят другие. И волонтерская команда «Фотовизы» с каждым годом обновляется. «Старенькие» приводят новеньких, кто-то прощается с нами, другие знакомятся.

Фото Андерса Петерсена

- Судя по фото с планерок и монтажей у команды «Фотовизы» с каждым годом все более женское лицо.

- В этом году, кстати, пришло три новых молодых человека в команду. Но вообще, да, девочек больше. Да и фотографами все чаще становится женщины - осваивают поле, где раньше господствовали мужчины.

- Это международный тренд?

- Я не слежу за статистикой. И есть ли на эту тему замеры? Могу сказать, что в Хьюстоне на крупнейшем фестивале фотографии Fotofest среди десятков участников портфолио-ревю где-то 50 на 50 мужчин и женщин. Интересно и то, что на Западе в профессиональной фотографии занято много людей зрелого возраста. А у нас в основном молодежь. Есть, конечно, исключения, такие как Евгений Викторович Шишкин, чья персоналка сейчас висит в музее Коваленко на втором этаже, но в основном молодежь. И вполне себе состоявшиеся люди приходят на портфолио-ревю и учатся, ищут обратную связь. У нас обогащаться знаниями считается уместным для молодых людей. А если человек полагает, что состоялся и чего-то достиг, то он готов скорее учить, чем учиться.

- А как авторам помогает в карьере портфолио-ревю?

- Каждый приходит за своим. Кому-то нужен толчок в творчестве. Кто-то ищет возможность показать свои работы куратору, получить приглашение в резиденцию или на выставку. Гийом Юбер, например, говорил мне, что портфолио-ревю изменило его жизнь. Его привел туда в Париже друг, Гийом показал свои работы Евгению Березнеру и Ирине Чмыревой (руководитель и арт-директор «Фотовизы» - ред.), показал и забыл, а через несколько месяцев получил письмо: приезжай в Россию с выставкой. И после этого он стал участвовать в выставках по всему миру.

Фото Игоря Гаврилова

Но! Нужно очень хорошо выбирать, к кому идешь на ревю. Вот к Игорю Гаврилову, выставка документальной фотографии которого«Я видел это» сейчас открыта в выставочном зале Новороссийского исторического музея, по его же признанию, стоит идти только тем, кто снимает нечто близкое лично Игорю. Только тогда сессия с ним может оказаться неоценимо полезной.

- Не все ревьюеры готовы работать с коммерческими фотографами. Верно?

- Главное идти к своему эксперту. И фэшн съемка, и интерьерная, и объектная - все имеет право на жизнь, и любому фотографу важна связь с экспертами, чтобы он ни снимал. Например, если бы среди ревьюеров «Фотовизы» этого года снова был Дмитрий Агеев, основатель краснодарской школы творческой фотографии, он мог бы дать много дельных советов, в том числе и «коммерческим» местным фотографам. А заодно рассказал бы, как в 2014 победил в престижном международном конкурсе Hasselblad Masters Awards.

- Каталог с лучшими снимками журнала «Gео» и National Geographic является ориентиром в фотографии для многих зрителей. Как настроить внутреннюю оптику на восприятие более сложной, интеллектуальной, менее иллюстративной фотографии, чем красочные снимки из путешествий?

- Отсутствие насмотренности у зрителя - это проблема любого вида искусства: и кино, и театра. Даже люди из художественной среды выбирают одно направление, в нем варятся и из него не выходят, язык другого вида искусства для них может быть непонятен. Но иногда все меняется! Через встречи, посещение выставок, через самообразование люди учатся воспринимать фотографию. Издания «100 лучших фото» всегда будут. Эта фотография тоже нужна, и прекрасно, что у тревел-фото есть аудитория. Другое дело, что относить к фотографии как к виду искусства. Да, у каждого свое представление. Но если много смотреть, слушать и общаться, расширяется кругозор и ты видишь: вот пейзаж и вот пейзаж - в одном случае открытка, иллюстрация, а во втором - метафора.

У нас регион довольно консервативный. Несколько раз на фестивале этого года я слышала: выставка «Мастера советской фотографии» - это превосходно, а инфракрасная фотография Василия Васильца этажом выше - этого мы не понимаем.

Фото Василия Васильца

Причем, я слышала это и от молодых людей. Советское фото большинству понятно и близко. И действительно, выставка советской фотографии из собрания галереи братьев Люмьер, которую представляет «Фотовиза»-2017 – отлично передает дух минувшей эпохи, но это не означает, что ее нужно воспринимать как единственно верное направление в фотографии. На мой взгляд, мероприятие получилось. И по отзывам широкой публики выставка эта вызвала огромный интерес.

- От публики, которая наоборот ждет чего-то свежего, была и критика: неинтересная развеска - все в один ряд. Что ты думаешь о кураторской работе на «Фотовизе» этого года?

- Я думаю, что нужно подняться на второй этаж музея Коваленко и посмотреть, как развешаны работы там - а это делали те же самые кураторы. А потом стоит пойти в «Один театр» и посмотреть, как смонтирована выставка Ильи Иванкина: ты идешь по коридору, поднимаешь глаза, и на тебя выплывают картинки. Фотографии возникают там, где ты их не ждешь, и сам автор признался, что благодаря этому работы звучат иначе. Оригинальные кураторские ходы должны быть уместны. А если мы говорим о черно-белой фотографии советских лет на первом этаже художественного музея, то там классический подход абсолютно оправдан.

- Авторы почтут за честь выставиться на фестивале, но все мы встроены в экономическую реальность и каждый надеется и продать свои работы. Продаются ли работы фотохудожников в России?

- Есть ли сейчас в нашей стране арт-рынок художественной фотографии? В начале 1990-х наблюдался всплеск, но с тех пор чаще звучит мысль, что этот рынок не активен. А в Краснодаре мы вообще о нем не говорим. «Фотовиза» надеется делать (и уже делала в предыдущие годы) целевые благотворительные аукционы. Но это все-таки сложно в реалиях нашего города. Участие в фестивале идет в плюс портфолио и связям автора, но на продажи в Краснодаре они пока не рассчитывают. Некоторые приглашенные художники или их представители передают свои работы нашему художественному музею. Но это не приносит денег, люди дарят работы в историю.

- Твой прогноз: фотографии удастся стать более понятным и более продаваемым искусством в Краснодаре?

- Судя по тому, как здесь проходили аукционы современного искусства Most, все-таки какой-то арт-рынок есть. Да, это происходит редко, но происходит. Фотография – часть искусства, она живет по тем же правилам.

- К вам аукционисты не обращались в поисках авторов?

Фото Светланы Пожарской

- В 2012 году, опять же в Хьюстоне, темой фестиваля была современная российская фотография. Кураторами программы с российской стороны выступили руководитель и арт-директор «Фотовизы» - Евгений Березнер и Ирина Чмырева. Тогда в рамках «ФотоФеста» прошел крупный аукцион. Было много громких имен. Из краснодарских (к тому времени уже экс-краснодарских) авторов была представлена работа Марго Овчаренко. Я дважды присутствовала на аукционах в Хьюстоне и понимаю, что коллекционеры охотно покупают фотографию, в том числе российскую, которая до этого, естественно, была представлена на выставках.

- Человек приобрел фотоаппарат и думает, как его окупить. Что же ему посоветовать?

- Мы можем также поговорить о человеке, который купил гармонь и хочет продавать свои диски. Наличие фотоаппарата не говорит о том, что фотографии будут продаваться. А если серьезно: людям, которые состоялись или чувствуют свой творческий потенциал, нужны связи: эксперты, кураторы, галеристы.

- Галерея, которая продает фото, аукцион, который продает искусство, труднодосягаемы для многих авторов. Что остается? Фотобанки?

- Есть фотобанки, есть стоки, но это не продажа художественных фотографий, это просто работа: ты снимаешь иллюстрации и выкладываешь их в магазине за небольшие деньги.

- Там нельзя найти произведения искусства?

- Ну, может быть, и можно.

- Есть же репортажники и высочайшего уровня, в том числе российские, в том числе которые получали Пулитцеровскую премию. Они продают свои работы через интернет?

- Продают, безусловно. Понятно, что одной премией сыт не будешь. Так что, да, люди работают. Зарабатывать фотографией - это труд.

- Чем еще зарабатывают фотохудожники?

- У кого-то есть свои студии, кто-то публикуется в СМИ, есть люди, которые зарабатывают вообще чем-то другим, а фотография - это по-любви.

- Когда к тебе на портфолио-ревю приходит фотограф, живущий съемкой котиков, это влияет на твое отношение к его творчеству?

- Абсолютно не влияет. Человек делает заказуху за деньги, а между делом работает для себя. Почему не совмещать?

- Глаз художника на текучке не «замыливается»? Профессиональное арт-сообщество ведь не любит, чтобы, скажем, свадебная фотография портила чистоту биографии автора. Даже простому обывателю известно, что это позор для серьезного художника.

- Я сейчас разрушу этот миф. У нас в 2012 году в конкурсе «Фотовизы» был автор из США - Билл Маккалоу. Он снимает свадьбы и праздники, но делает это так, что его фотография заняла на «Фотовизе» первое место. Его серии на тему праздников получают призы по всему миру. Так что свадьбы - это не приговор.

Есть и гораздо более близкий пример: Сергей Дуванов, уехавший из Краснодара в Москву еще лет семь назад, - он занимается в том числе свадебной фотографией, и делает это настолько хорошо! И многие авторы вовсе не стыдятся показать свои снимки, сделанные в процессе съемок на заказ, – в любых обстоятельствах можно снять талантливо.

- Чем отличается фото на смартфоне от фото, которое помещают в пространство галереи?

- Разрешением. (Мы смеемся). Чем рисовать не важно. В том же «Инстаграме» есть отличные фотографии. То, что мобильным телефоном можно делать искусство, - факт. Посмотрите, например, фотографии и короткие видео в инстаграм-ленте Георгия Пинхасова. Они заставляют замереть на несколько секунд.

- В программе «Фотовизы» этого года еще будут открытия?

- Да, впереди еще одно открытие. 15 ноября в галерее «Глюк» мы представляем вниманию публики выставку Светланы Пожарской (Москва) «Грани времени». Это очень пронзительная история про семью, тонкая и красивая. Надо идти.

Фото Светланы Пожарской

Подготовила Анна Пчелина

01.11.17 14:01 – Анна Пчелина , просмотров: 1338

Поделиться в социальных сетях: