Кубанские Новости
Общество

Тайна матроса «Авроры»

Корреспондент "КН" выяснил судьбу нашего земляка Дионисия Лаптиева, машиниста легендарного крейсера «Аврора» и непосредственного

История одной фотографии

Во время одной из командировок в редакции газеты Гулькевичского района среди вороха архивных фотоснимков обратил внимание на черно-белую карточку с изображением неказистого надгробия с надписью: «Лаптиев Д. П. Машинист крейсера «Аврора». Фотографии нет, даты не указаны.

Старая фотография, давшая толчок к поиску машиниста «Авроры»

Выяснить сразу, где был сделан снимок, не удалось, тогда решил провести собственное расследование и к 100-летию Октября найти этот памятник, узнать, что это был за человек.

В расследовании помогла журналистская удача. От давнего друга нашей газеты, краеведа-общественника Геннадия Таранкова из соседнего Кавказского района узнал, что машинист крейсера «Аврора» Дионисий Павлович Лаптиев жил на хуторе Лосево, где и был похоронен. Кроме того, до сих пор здравствует его приемный внук, который может рассказать много интересного!

Журналистские пути-дороги привели на хутор Лосево. Вместе с моим проводником Геннадием Таранковым отправляемся на местное кладбище, без труда находим захоронение. Оно разительно отличается от невзрачного надгробия, что я видел на старом снимке. С добротного, сделанного из гранитной крошки памятника смотрит фотография морячка с молодцевато закрученными, по дореволюционной моде усами, появились даты рождения и смерти: «2 декабря 1888 года – 5 июля 1956 года».

Слава пришла после смерти

На хуторе Лосево осталось всего два человека, которые лично знали «деда Лаптея», как звали Дионисия Павловича хуторяне. Один из них, 77-летний Александр Попов, согласился встретиться с корреспондентом краевой газеты. Выяснились загадочные обстоятельства жизни этого удивительного человека.


СПРАВКА «КН»:

Крейсер «Аврора» спущен на воду в мае 1900 года в присутствии императора Николая Второго.

В мае 1905 года «Аврора» приняла участие в Цусимском сражении, в ходе которого получила значительные повреждения и отправлена на ремонт в Кронштадт.

Ко времени начала Октябрьской революции ремонт был завершен, но большевики сделали так, чтобы крейсер остался в Санкт-Петербурге.

25 октября (по старому стилю) 1917 года крейсер дал свой знаменитый залп по Зимнему дворцу, деморализовавший его защитников и давший сигнал к началу штурма императорской резиденции.

В ноябре 1948 года крейсер переведен к окончательному месту стоянки на Большой Невке, на нем создали музей.

В 1960 году «Аврора» награждена орденом Октябрьской революции, на котором сама же и изображена.


Как вспоминает Александр Николаевич, дед никогда не рассказывал, что служил на крейсере «Аврора». Наверное, на то были причины, которые он унес с собой:

– Дионисий Дмитриевич Лаптиев родом из села Новотроицкое Воронежской области. В 30-е годы, во время сталинских репрессий, он бежал на Кубань. Долго скрывался в плавнях, пока не обосновался на хуторе Лосево, где работал в местном колхозе механиком. В 1939 году из Новотроицкого Лаптиев забрал свою жену и семью, – рассказывает Александр Попов.

Памятник Дионисию Лаптиеву на хуторе Лосево

По его словам, слава к «Деду Лаптею», как звали его хуторяне, пришла уже после смерти. На родине, в селе Новотроицком, накануне 49-летия Октябрьской революции вспомнили, что их земляк служил на «Авроре». А то, что он жил и похоронен на хуторе Лосево, узнали от Александра Попова, который приезжал на родину, в Воронежскую область.

Вот тут-то и завертелось вокруг имени простого авроровца Дионисия Лаптиева всеобщее признание. Его именем назвали улицу в родном селе Новотроицком, на хуторе Лосево установили памятник на месте его скромной могилы, в хуторском музее появился стенд, посвященный матросу-революционеру.

За что попал в немилость?

Портрет Дионисия Лаптиева находится в галерее членов команды на крейсере «Аврора». Краевед Геннадий Таранков предоставил в распоряжение редакции «КН» электронную копию пожелтевшей от времени публикации в газете «Прикубанская искра» от 1966 года, которая хранится в хуторском музее.

Один из экспонатов в хуторском музее, посвященный жизни авроровца

Вот что писал о Дионисии Лаптиеве старший научный сотрудник корабельного музея на крейсере «Аврора», капитан 1-го ранга Г. Бартев: «В 1911 году на флот был призван новобранец из Богучарского уезда Воронежской области. После обучения в Кронштадте он определен на крейсер «Аврора», где и прошла вся его военно-морская служба вплоть до демобилизации в 1918 году. Д. П. Лаптиев вместе с командой крейсера участвовал во многих революционных событиях. Он слушал В. И. Ленина во время встречи 3 апреля 1917 года на Финляндском вокзале, вместе с командой крейсера был в числе штурмовавших Зимний дворец».

После увольнения в запас Дионисий Лаптиев вернулся на родину. Работал председателем сельсовета, затем – кузнецом, принимал активное участие в становлении советской власти в селе.

О том, почему бесстрашному авроровцу, активному стороннику советской власти пришлось бежать из родного села, скрываться в кубанских плавнях, а потом жить в страхе, остается только догадываться. Скорее всего, он попал под репрессивный каток, когда уничтожались старые большевики, не согласные со Сталиным и его методами управления страной.

Немаловажным в этой истории остается и тот факт, что свои документы, как вспоминают его родственники, Дионисий Лаптиев спрятал так надежно, что потом сам их не смог найти. Всю жизнь он даже не получал пенсию. И только счастливая случайность пролила свет на необычную жизнь этого человека.


От редакции:

В музейной комнате хутора Лосево, где жил и похоронен машинист крейсера «Аврора» Дионисий Павлович Лаптиев, была экспозиция, посвященная легендарному авроровцу. Сейчас ведется капитальный ремонт помещения, экспонаты пока не доступны для посетителей. Хуторская общественность внимательно следит за ходом ремонта и надеется, что скоро здесь вновь появится уголок, посвященный легендарному авроровцу, который прожил загадочную жизнь.