Кубанские Новости
Общество

Открыли Турцию

Николай ГОРМАЛЕВ, политический и военный обозреватель «КН», – о разрядке в российско-турецких отношениях

Николай ГОРМАЛЕВ, политический и военный обозреватель «КН», – о разрядке в российско-турецких отношениях

В туриндустрии – курортный бум. Снова раскупают путевки в Турцию. Разрядка в отношениях двух стран началась после того, как президент Реджеп Тайип Эрдоган в своем послании Владимиру Путину принес официальные извинения за сбитый российский самолет. Против гражданина Турции, подозреваемого в расстреле нашего пилота, возбуждено уголовное дело. Таким образом, требования, которые после инцидента с самолетом выдвинула Россия своему южному соседу, были полностью выполнены. Извинения и готовность в срочном порядке нормализовать отношения с Москвой говорят о том, подчеркивают международные политические эксперты, что Россия жестко поставила Турцию на место. Разыгрывая свой турецкий гамбит, Анкара в политической партии принесла очень большую жертву – добрососедские отношения с Россией. И вчистую проиграла.

Главной причиной, подтолкнувшей президента Турции принести Москве свои извинения, стал вопрос безопасности. Анкара наконец-то поняла, что без взаимодействия с Россией урегулировать сирийский конфликт и покончить с боевиками ИГИЛ (запрещенной в нашей стране террористической организацией) Турции не удастся. Это еще раз было подчеркнуто на переговорах министров иностранных дел России и Турции в Сочи. Анкара пришла к выводу, что помощи в борьбе с террором ждать неоткуда, кроме как из Москвы. А игры с Евросоюзом закончились полным провалом. Фактический лидер ЕС – Германия, крайне раздраженная тем, как Анкара шантажировала ее, используя для этого миграционный кризис, признала недавно геноцид армян в Османской империи. А Brexit, подчеркивают обозреватели, стал знаком того, что совсем уж призрачные шансы на вступление Турции в Евросоюз оказались равны нулю. Это и заставило турецкие власти задуматься о диверсификации экономических и политических контактов.

Тут следует подчеркнуть одну немаловажную деталь – взаимоотношения турецкого президента с его армией. А они таковы, что не всегда генералитет готов поддержать главу государства. Ведь все государственные перевороты в Турции со времен янычар осуществляла военная верхушка. Поэтому в последнее десятилетие Эрдоган открыто декларировал переформатирование военно-гражданских отношений и настаивал на том, чтобы военные всегда оставались в казармах и служили гражданским властям, а не диктовали им политический курс. Военный переворот в Турции возможен при одновременном соблюдении трех условий: усилении внутриполитического кризиса в стране, возрастании внешней угрозы и резком обострении курдской проблемы. Сейчас все эти факторы налицо, и опасность военного переворота вполне реальна. И еще не ясно, с чьей подачи был сбит наш самолет. Если Эрдогана так подставили генералы, то его дела совсем плохи. Но кто же в этом сознается.

Это что касается чисто политики. С другой стороны, как подчеркивают эксперты, давление на турецкого лидера оказывают и местные бизнес-элиты, сильно пострадавшие из-за санкций, введенных Москвой. Турция гораздо больше нуждается в России, чем Россия в Турции. О туристическом потоке уже и говорить не приходится. А взять судьбу газового «Турецкого потока», который делал Анкару фактическим продавцом голубого топлива для Евросоюза! Тут вам не потоки беженцев. Здесь экономический интерес на десятилетия. Также можно говорить и о строительстве АЭС «Аккую». Таким образом, ухудшение отношений двух стран привело к росту недовольства внутри Турции, а выгоды от создания образа внешнего врага быстро улетучились. После письма с извинениями от Эрдогана и последующего телефонного звонка Владимира Путина турецкому президенту российский лидер поручил правительству снять ограничения в отношении Турции в сфере туризма. Судя по тому, как стремительно развиваются события, Эрдоган согласился пойти на уступки по многим пунктам. Поэтому возобновятся разорванные образовательные, культурные и научные связи. Вполне вероятно, что найдется консенсус и по поводу сирийского кризиса. Не последними в списке обсуждения стоят судьбы «Турецкого потока» и строительства АЭС «Аккую». Во внешнеполитических вопросах Турция вынуждена будет снять поддержку Украины по крымскому вопросу. Неизбежно также то, что ослабнет военно-политическое напряжение вокруг проливов Босфор и Дарданеллы. А как Запад надеялся, что Анкара их закроет для боевых кораблей России! Последствия такого акта трудно себе представить. Однако дело устремилось к разрядке. Дай-то Бог!