Кубанские Новости
Общество

Кофе по-турецки заваривается круто

Политический и военный обозреватель – о событиях после переворота, который спрогнозировали «КН» за два дня до его начала.

Сказать, что попытка произвести военный переворот в Турции стала неожиданностью, будет неправильно. К такому развитию событий Эрдоган готовился давно и основательно. Ведь революции стали уже некой традицией в новейшей истории страны. Только в период с 1960 по 1997 год было совершено четыре путча. И все завершились успешно. Поэтому с момента прихода к власти Эрдоган методично прореживал ряды своего генералитета, отправляя нелояльных ему генералов либо в отставку, либо за решетку. Основной удар по кемалистам и военным был нанесен Эрдоганом в июле 2011 года, когда армейское руководство в полном составе ушло в отставку. Военная верхушка всякий раз не без основания обвинялась в подготовке госпереворота. Турецкий лидер знал, чем это пахнет. В ходе последнего путча 1997 года он сам подвергся политическим репрессиям, будучи тогда мэром Стамбула. Поэтому в нынешних условиях президент стал действовать в свойственной ему манере – жестко и бескомпромиссно. В течение нескольких часов основные силы мятежников были нейтрализованы. Думаю, нет необходимости говорить здесь о хронике, движущих силах и причинах провала переворота. О них нынче много пишут и говорят политики и политологи в СМИ. А что дальше будет? Тут можно только предполагать с большой долей вероятности. Надо заметить, что весь Запад и США, в частности, вначале переворота хранили гробовое молчание. Ждали, куда кривая выведет. И лишь после того, как стало ясно, что Эрдоган контролирует ситуацию, на Западе буквально сквозь зубы выразили ему сдержанную поддержку. И лишь Россия устами главы МИДа Сергея Лаврова сразу заявила, что мы против любых насильственных действий и госпереворотов. Это было сказано на совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Керри. Глава госдепа тогда уклончиво промолчал.

Эрдоган это запомнил. И уже на второй день после путча он выдвинул США фактический ультиматум. Анкара потребовала выдать проживающего в Штатах политического противника Эрдогана – главного идеолога движения «Хизмет», турецкого исламского богослова Фетхуллаха Гюлена и фактически обвинила Вашингтон в причастности к организации переворота. Представитель администрации Обамы сгоряча заявил, что это чушь голимая и Америка никогда не выдаст проповедника. Дальше – больше. Анкара заявила, что любая страна, скрывающая Гюлена, фактически находится в состоянии войны с Турцией. А чтобы не было сомнений по этому поводу, верные Эрдогану войска блокировали и обесточили американскую военную базу Инджирлик. И вот уже Вашингтон дипломатично дает задний ход. Керри напомнил, что касаемо Гюлена соответствующее обращение вместе со всеми необходимыми документами, отвечающими юридическим требованиям, должно быть направлено в минюст США. «И мы займемся им», – добавил госсекретарь. Словом, бюрократия, брат Реджеп, заходи на недельке, поговорим. А лучше, когда я тебе позвоню. Кроме того, в знак глубокого уважения Анкары власти США на всякий случай отказали обвиняемому в причастности к попытке переворота в Турции начальнику военной базы НАТО Инджирлик генералу Бекиру Эркану Вану в предоставлении убежища.

Но эти разборки друзей по НАТО нас касаются в малой степени. Как нам жить с Турцией дальше? И вот тут турецкая сторона говорит о фактах, которые раньше скрывала. В минувшую среду «Кубанские новости» опубликовали материал «Открыли Турцию», где говорилось о реальности военного переворота в этой республике. И он случился буквально через два дня. Здесь же высказывалось предположение, что наш самолет турецкие ВВС сбили без ведома Эрдогана, чтобы подставить президента. Так путчи легче проводить. И это находит сейчас подтверждение. Ближайший соратник Эрдогана мэр Стамбула Мелих Гёкчек заявил, что пилот, сбивший российский самолет, находится среди мятежников. Для межличностных отношений на уровне двух президентов это имеет огромное значение.

Сейчас Анкара начнет активное сближение с Москвой. Союзников у Турции в ЕС фактически нет. А после введения здесь смертной казни (а к тому все идет) Анкару вообще предадут анафеме. Еще неясно, как карта ляжет в политической игре с США. И стоит ли вообще держаться за НАТО? Недавно состоялся телефонный разговор между Владимиром Путиным и Реджепом Эрдоганом. Боюсь ошибиться, но это был первый из мировых лидеров, кто пообщался с турецким президентом после попытки переворота. Путин беспокоился за безопасность российских туристов. На Анатолийском полуострове сейчас возможен только экстремальный отдых. Кофе по-турецки здесь со слабым сердцем не попьешь. Он нынче заваривается очень круто.