Кубанские Новости
Общество

Красная дорожка к зрителю

Известный кубанский киновед, профессор Краснодарского государственного университета культуры и искусств, заслуженный работник ку

У нас на Кубани самый первый кинофестиваль состоялся в Сочи, сразу позиционировав себя как некий «каннский» фестиваль красной дорожки. И сегодня здесь с приглашенными гостями и участниками продолжает происходить невероятнейшая метаморфоза. Почему-то все отечественные актеры в Сочи вдруг начинают чувствовать себя как минимум Сильвестром Сталлоне или Робертом де Ниро. Не подступишься. Поэтому я не великий поклонник атмосферы «Кинотавра».

А вот фестиваль «Киношок», который в этом году празднует 25 лет, с самого начала позиционировался как фестиваль авангардного кино. Первые проекты были на самом деле полной неожиданностью для всех. Младенец ведь себя всегда ведет неприлично. Вот и «Киношок» себя вел, как дитя: шокируя конкурсным показом. На первом фестивале приз за лучшую женскую роль получил замечательный актер Евгений Герчаков, который блистательно исполнил старуху Хармса, а награду за лучшую женскую роль взяла актриса, сыгравшая лесбиянку. Из морских пучин на лодке выплывала Маша Распутина, Андрей Бартенев удивлял своими инсталляциями. Местные газеты писали, что это «пир во время чумы». Недоброжелателей было достаточно. Мне тогда пришлось дать огромное количество интервью и объяснять, что фестивали всегда повышают статус города, поэтому их и проводят на берегу моря. Для города – это престиж. Теперь это поняли. Сегодня есть люди, которые приезжают в Анапу именно под «Киношок». Они встречаются со звездами, общаются, ходят на конкурсные показы. То есть происходит то, для чего, собственно, и предназначены фестивали, – находится отклик у киноведов, у зрителей. «Киношок» повзрослел и занял свою нишу.

В Советском Союзе проводились с большой помпой республиканские фестивали, а когда развалился СССР, они исчезли. И мы почти ничего не знали, что творится в Молдове, Казахстане и других бывших союзных республиках. А этот фестиваль соединил всех, доказав, что не бывает политики среди людей искусства. Для многих актеров «Киношок» стал отдушиной. Я помню, как приезжала Вия Артмане и плакала, когда поняла, что ее по-прежнему любят и она востребована.

К сожалению, в 90-е с развалом СССР мы потеряли главное – зрителя. Тех, кто ходит сейчас в кинотеатры, не интересует психология, им нужен животный хохот. Я говорю о среднем зрителе. Помню, как пришел в кинотеатр на «Майора» Юрия Быкова. В полночь был единственный сеанс. А нам говорят, что фильма не будет, потому что зрителей нет вообще. А в соседнем кинозале стояла дикая очередь на фильм с Михаилом Галустяном. Сейчас не кино является главным блюдом, а попкорн.

Часто фестивальный кинематограф и обычный существуют параллельно. Но многие фильмы со временем становятся классикой. Фестиваль – стартовая площадка, позволяющая завоевать зрителя, повернуть его лицом к другому искусству. Здесь опробуются новые жанры, формы. Поэтому фестивали разные нужны и разные важны – сочинский помпезный, анапский, соединяющий кино стран СНГ и Балтии, фестивали военного и музыкального кино, начинающих режиссеров, институтские.

Когда-то хоронили театр, сегодня пытаются назвать дату смерти кинематографа. А я уверен, что у главного изобретения XX века есть будущее, и фестивали – то, что помогает увидеть эти горизонты. Поэтому шокируйте, удивляйте, привлекайте и влюбляйте в кино.