Кубанские Новости
Общество

Не гунди

Дети, чьи родители все время жалуются на судьбу, вряд ли вырастут успешными людьми, считает специальный корреспондент Иван Прыты

Недавно в трамвае стал невольным свидетелем разговора двух мужчин вполне работоспособного возраста. Дословно пересказывать диалог не буду ввиду массы ненормативной лексики. Меня зацепила сама тема, хоть и стара она как мир: все кругом воры и козлы, не дают житья простому человеку. При этом из разговора я понял, что мужики работают подсобниками в какой-то бригаде строителей и едут на очередную «шабашку», где их ждет начальник-сволочь (это в легкой версии). Говорили они и про выборы: мол, было все известно заранее, места в парламенте, простите за сленг, «попилены», а значит, и голосовать не имело смысла. Мужчины признали себя умными людьми, потому что не испортили себе выходной походом на избирательный участок, и, закинув на плечи сумки, вышли на Дмитриевской дамбе.

Этот разговор почему-то засел в голове. Потом понял: это ж типичные кухонные посиделки. Ведь где еще можно так уютно посетовать на жизнь, как не в кругу близких людей, которые тебя всегда поймут и поддержат? И главное – это ничем тебе не грозит и не требует никаких усилий. Эдак в легкую погундеть.

В моем классе учился мальчишка, с которым мы крепко, но недолго дружили. Я приходил к нему в гости и видел, как его отец, работавший водителем автобуса, костерит почем зря власть, начальство, жизнь проклятущую. Он всегда был полупьян, сидел в майке и трусах на кухне, а в глазах – злость.

Я помню свое детское недоумение. У меня дома такого не было. Родители всегда с радостью шли на работу, пахали по 12 и более часов, но на судьбу не жаловались. Когда я приносил «тройку» или «пару», отец мне говорил: «Я и мама работаем на «5». Поэтому ты одет, обут, сыт. А твоя работа – хорошо учиться. Завтра чтобы все исправил и не позорил нас даже «четверками». Иди и работай».

Того одноклассника уже нет – спился в 30 с небольшим лет. Мы с ним не раз встречались после школы. Он был очень неглуп. Даже поступил в вуз. Но быстро бросил. При каждой встрече очень мне радовался, но вскоре переводил разговор в режим кухонного брюзжания. В эти моменты он становился копией своего отца.

У слов «жалость» и «жаловаться» общий корень, но противоположное значение. Первое чувство испытывают по отношению к слабым, и это удел сильных. Вторым чаще всего занимаются люди с неоправданно завышенными требованиями к жизни. Я часто встречаюсь с такими гражданами. Они готовы облить черной краской (в лучшем случае) всех и вся: государство – потому что не дает денег; руководителя, ибо он – вор и негодяй; соседа, который живет лучше, а следовательно, мошенник. При этом часто и густо эти недовольные люди сами не хотят и пальцем пошевелить для улучшения жизни. Десятилетиями сидят на копеечной зарплате, боясь тронуться с места. Гордятся тем, что спрятали от налогов свои доходы. Игнорируют выборы и костерят почем зря не ими выбранных депутатов. Берут в долг у ненавистного соседа, а потом… идут на кухню.

И изливают своим женам, детям теории о вселенской несправедливости. А дети их слушают и с младых ногтей впитывают этот яд, изливаемый самым близким человеком, непререкаемым авторитетом, родителем. В семье неудачника вряд ли вырастет человек, способный и, главное, желающий пробить себе дорогу в светлое и комфортное будущее. Его этому не учили. Он под другое заточен. Под кухню. Так, может, стоит нам, взрослым, взять себя в руки и наконец стать достойным примером для наших детей? Ведь они всегда хотят быть похожими на нас. И становятся такими. Так что не гунди, а работай над собой и будущим своего ребенка.