Кубанские Новости
Общество

Если нельзя, но очень хочется

Запреты Советского Союза способствовали творческому росту, уверен наш специальный корреспондент

Прочитал колонку Светланы Голуб, и навалилась ностальгия. Даже по запретам.

Почему-то принято считать, что мы, поколение октябрят-комсомольцев, жили в эпоху тотального «нельзя». В чем-то это правда: «По газонам не ходить!», «Посторонним вход воспрещен!», «Не болтай!» – подобные таблички стали одним из фетишей ушедшей эпохи. Добавьте сюда классные часы, на которых нам рассказывали, что жевательная резинка – тлетворное порождение Запада, а потерянные ручки и игрушки нельзя подбирать, так как они отравлены (взрывоопасны) и специально разбросаны вражескими диверсантами. Картина, действительно, вырисовывается мрачноватая.

Но так ли это было на самом деле? Да, мы внимали предостережениям и… с вожделением делили на пятерых одну пластинку «жувачки», привезенную чьим-то дядей из-за границы, наслаждаясь запретным плодом. Как сороки, тащили в дом все блестящее. Лихо перебегали через подстриженный газон, предварительно уверившись, что поблизости нет взрослых. Было страшно до холода «под ложечкой», но жутко весело от собственной храбрости!

Мы очень быстро учились отличать глупые запреты от правильных («Не влезай, убьет!»). Сейчас кто-то говорит о том, что в этом проявлялся бунт против той системы. Не знаю, лично я не протестовал, а шалил. С риском выхватить подзатыльник от незнакомого дядечки за рогатку в кармане. Они, кстати, тоже были запрещены – в аптеках детям не продавали бинт-резину. Да и фиг с ним, с подзатыльником. Какой я пацан без рогатки?

Оттуда же мы вынесли еще один важнейший жизненный постулат: «Что не запрещено, то разрешено!» Это давало такой простор для фантазии в изобретении игр на грани фола – дух захватывало. Нельзя играть в монеты на деньги – подойдут сплющенные крышки от лимонада. Не продают билеты в кино «Детям до 16», пробираемся в зал через двери для выхода и полчаса прячемся между креслами. Всегда можно найти решение!

А вот по коврам в обуви я ходить начал совсем недавно и только в публичных местах. У нас были огромный палас и ковер. Их чистка – моя детская проблема. Прешь на себе эту бандуру с пятого этажа, выбиваешь, волочешь обратно. После этого любой человек в туфлях на моем ковре был бы расстрелян как диверсант. Так что это не генетическая память, а мышечная.

Прошу не воспринимать эту колонку как призыв к нарушению законов. Не путайте нормы с глупыми запретами.